СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочетание разных типов речи в тексте 64

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сочетание разных типов речи в текст

Просмотр содержимого документа
«Сочетание разных типов речи в тексте 64»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема: Сочетание разных типов речи в тексте

Класс: 5 класс

Цели:

  • деятельностные: создать условия для формирования способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия и добывания информации;

  • содержательная: способствовать развитию учебно-информационных умений (воспроизвести новую информацию о сочетании разных типов речи в тексте).


Приветствие. Разделение класса на три группы.

Предлагается задание на карточках каждой группе на разграничение слов языково́й и языко́вый (приложение 2)

Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:

языковые отличия, языковые мышцы, языковая колбаса, языковой барьер.

Приветствуют учителя. Делятся на группы, выбирают капитана команды. Выполняют задание.

Языковы́е отличия, языко́вые мышцы, языко́вая колбаса, языково́й барьер.

Вывод: если речь идет о языке как об органе тела, то ударение падает на суффикс, если же речь идет о языке как о средстве общения, то ударение падает на окончание.

П10 – сравнение; К1 – понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; Р8 – внесение необходимых корректив в действие после его завершения; Л2 – идентификация личности.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие (25 мин)

Цель: готовность

мышления и

осознание

потребности к

построению нового

способа действия

В разных местах класса (на доске, на парте, на стене) имеются листы с названием трех типов речи (автобусные остановки ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ). Команды распределяются по остановкам.

Необходимо написать на листках, в любом месте, всю известную информацию об определенном типе речи. По сигналу учителя учащиеся переходят к следующей остановке, читают то, что написали предыдущие команды, дописывают информацию. которую посчитают нужной, при этом ничего не исправляют. Первый раз учащиеся находятся на остановках 4 мин., второй раз – 3 мин., третий раз – 3 мин, четвертый раз – 4 мин. Когда команда возвращается к начальной остановке, она знакомится с записями, презентует свой ответ.










После повторения типов речи, учащиеся могут сесть на места и приступить к выполнению упражнению 75 на странице 65-66 и ответить на вопрос:

ПОВЕСТОВАНИЕ. В основе повествования – действия и события, которые происходили или происходят последовательно. Это мир в движении, один кадр заменяет другой. Повествование рассказывает. Разновидности: изобразительное, информативное. Построение текста-повествования: завязка-развитие действия-кульминация-развязка. Языковые особенности:глаголы, особенно прошедшего времени совершенного вида.

ОПИСАНИЕ. В его основе – изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его признаков и действий. Это мир в покое, один кадр. Описание показывает.Разновидности: описание предмета, места, состояния окружающей среды, человека.Построение текста-описания: описание общего вида предмета; описание деталей, частей предмета; описание наиболее интересных деталей, частей предмета. Языковые особенности:больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (сущ., прил., наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы, а также выразительные средства языка: эпитеты (образное определение), сравнения (сопоставление одного предмета или явления с другим) метафоры (скрытые сравнения, перенос значения слова с одного предмета, действия, признака или явления на другой на основе их сходства), олицетворения (наделение неодушевленных предметов, явлений человеческими качествами).

РАССУЖДЕНИЕ. В основе рассуждения – доказательство или объяснение какого-либо положения, мысли. Это мысли о мире, а не сам мир. Рассуждение доказывает. Разновидности:доказательство, объяснение, размышление. Построение текста-рассуждения: тезис, доказательства (аргументы, примеры), вывод. Языковые особенности: много осложненных и сложных предложений, особая роль принадлежит вводным словам, подчинительным союзам со значением причины, следствия и уступки.

П3 – построение речевого высказывания в устной форме; П9 – осуществление синтеза как составления целого из частей; К3 – учет разных мнений; К4 – стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; К6 – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Р1 – принятие и сохранение учебной задачи; Р9 – выполнение учебных действий в громкоречевой форме и умственной форме, Л10 – формирование мотивов достижения и социального признания.

  1. Выявление места и причины затруднения (1 мин)

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

К какому типу речи относится данный текст?

Учащиеся пытаются определить тип речи.

П4 – поиск разнообразных способов решения задач; Л11 – формирование границ собственного знания и незнания.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предлагает работу с теоретическим материалом §14.

Читают параграф.

П1 – осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

  1. Реализация построенного проекта (3 мин)

Цель: формирование мотивации познания

Выслушивает ответы.

Помогает определить тему урока.

Озвучивают свои предположения.

Определяют тему урока и записывают ее в тетрадь.

П10 – сравнение; К12 – построение монологического высказывания; Р7 – оценка правильности выполнения действий.

  1. Закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Даёт задание по группам. Из текста упражнения 75 выпишите:

1 группа – языковые средства, которые доказывают, что в данном тексте есть такой тип речи, как повествование;

2 группа – языковые средства, которые доказывают, что в данном тексте есть такой тип речи, как описание;


3 группа – выписывает выразительные средства из текста.

Учитель раздает рефлексионные карточки (приложение 1)

Работают письменно с текстом упражнения 75, называют выписанные языковые и выразительные средства:

1 группа: глагола совершенного вида прошедшего времени (звали, вытаращил, вытянул, свистнул, помним, увидели, выросла).


2 группа: глаголы несовершенного вида прошедшего времени (дремал, лакал, ловил, катался), определения (пушистый, бело-розовый, черно-рыже-белый, стройная, гордая, темно-каштановая, пышная, белая).

3 группа: метафорический эпитет (огненные пятна), олицетворение (веселыми глазами), сравнение (хвост как ламповый ёрш).

П5 – структурирование знаний; К11 – адекватное использование речевых средств для решения различных задач; Р5 – адекватное восприятие оценки учителя.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Предлагает заполнить рефлексионную карточку (прием «Незаконченные предложения»).

Дает на выбор домашнее задание (упр. 75, вопрос 2 (на выбор подпункт 1, 2 или 3)

Оценки за урок выставляются после анализа рефлексионных карточек.

Заполняют карточки, оценивают свою работу на уроке и психологическое состояние.


Записывают домашнее задание.

Р6 – различение способа и результата действия; Л15 – оценка своих поступков









Приложение 1

Имя и фамилия__________________________________________ класс ___

Сегодня я узнал, что ______________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________

_______________________________________________________________.

Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________

_______________________________________________________________.

Я оцениваю свою работу на уроке на ______.


Имя и фамилия__________________________________________ класс ___

Сегодня я узнал, что ______________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________

_______________________________________________________________.

Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________

_______________________________________________________________.

Я оцениваю свою работу на уроке на ______.


Имя и фамилия__________________________________________ класс ___

Сегодня я узнал, что ______________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________

_______________________________________________________________.

Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________

_______________________________________________________________.

Я оцениваю свою работу на уроке на ______.


Имя и фамилия__________________________________________ класс ___

Сегодня я узнал, что ______________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________.

На уроке русского языка я испытывал такие чувства, как ______________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

Мне понравилось сегодня на уроке_________________________________

_______________________________________________________________.

Мне не понравилось сегодня на уроке ______________________________

_______________________________________________________________.

Я оцениваю свою работу на уроке на ______.

приложение 2

Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:

языковые отличия

языковые мышцы

языковая колбаса

языковой барьер

Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:

языковые отличия

языковые мышцы

языковая колбаса

языковой барьер

Поставьте ударение в словах с корнем -язык- в следующих словосочетаниях:

языковые отличия

языковые мышцы

языковая колбаса

языковой барьер





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!