Защита педагогического опыта
Учителя математики МБОУ «СОШ №5 им А.В. Гусака» г.Троицка Челябинской области
Ладыгиной С.А.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности учащихся
«Без развитого педагогического мышления, охватывающего и оценивающего идею, замысел, логику передового опыта, учитель обречен бродить в слепую, либо придерживаясь удобного шаблона, либо хватаясь то за одно, то за другое модное средство, либо пытаясь механически объединить разные средства и приемы»
В.И. Загвязинский
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий и идей, чтобы не тратить время на открытие уже известного. Конечно, традиционный педагогический опыт наше богатство, к которому надо относиться с уважением и максимально использовать, но и новые подходы к обучению детей, заслуживают внимания. Их необходимо изучить и отобрать целесообразные с точки зрения конкретного педагога и предмета.
Считаю, что необходимо разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Ведь традиционные методы формировались в результате длительной практики обучения. Только комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, успехов в работе.
При использовании тех или иных методических приемов важным является конечный результат, который и является, в сущности, критерием их эффективности. Главное – это желание учителя сделать процесс обучения интересным и эффективным. Структуру и методику проведения урока математики в школе определяют, в основном, следующие факторы:
- теоретический уровень изучаемого материала;
- число учащихся в классе;
- индивидуальные особенности каждого ученика;
- степень трудности новой информации для понимания учащихся
- объем учебного материала, который должен сообщить учитель;
- объем учебного материала, который должен усвоить ученик:
- уровень умений и навыков, которые должен получить ученик на уроке
- возраст обучающихся.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы позволяет мне
- проверить усвоение каждым учеником нового определения, теоремы, формулы, доказательства теоремы или формулы;
- осуществлять контроль за процессом формирования у учеников необходимых навыков (выполнение арифметических действий, тождественные преобразования, решение уравнений и т.д.)
- практиковать систему индивидуальных заданий для ученика
- вести на уроках занятия с различными группами школьников;
- проводить самостоятельные работы учащихся, как одного из ведущих методов обучения.
Успех обучения математики во многом зависит от умелого соотношения коллективных и индивидуальных форм работы.
Коллективная работа учащихся – это одновременное изучение всем классом под руководством учителя одного и того же материала. Необходимость его применения диктуется следующими соображениями:
- математическое содержание изучаемой теории и методика его преподавания в школе требуют в процессе преподавания коллективных обобщений частных случаев, полученных каждым учеником
- методика введения понятий, аксиом, математических фактов;
- облегчается деятельность учителя на уроке. Преподавателю легче заниматься со всеми учениками, чем заниматься одновременно с разными группами школьников.
- Единая система упражнений дает возможность провести фронтальную проверку их выполнения. Такая проверка требует меньше времени по сравнению с проверкой индивидуальных заданий у каждого ученика и позволяет оптимально использовать время урока.
Коллективная работа школьников имеет большое воспитательное значение. Она развивает чувство ответственности за выполнение общей работы, подчеркивает значение совместного решения задач, коллективного обсуждения разрешения проблемной ситуации.
Коллективной работе в дидактике уделяют большое внимание. Необходимость обусловлена едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися. Учитель при этом ставит перед учащимися одну или несколько задач. В процессе их решения учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.
Однако эта форма имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. Наиболее страдают при этом учащиеся, выполняющие задания значительно быстрее остальных (остается время), а так же кто работает в замедленном темпе (создается нравственный дискомфорт). Коллективная форма работы так же не на пользу таким учащимся, которые не хотят напрягать свои умственные возможности и пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными одноклассниками. Коллективная работа, при неудачной ее организации, создает видимость коллективного труда, хотя и силами части учащихся, а не всеми учениками класса.
Все это доказывает необходимость сочетания коллективной и работы с другими формами (индивидуальной, групповой) на различных этапах разных типов уроков.
Поскольку в условиях работы именно в нашей школе, где у некоторых учащихся пробелы в знаниях и частые пропуски занятий, общеклассная работа применяется широко, необходимо искать пути ее дальнейшего совершенствования. Например, при одном и том же задании классу, помощь при его выполнении оказывать различную, привлекать к этому учеников-консультантов и т.д.
Я, конечно, отдаю должное коллективной форме работы, но надо подчеркнуть необходимость учить математике каждого ученика.
С целью оптимизации занятости учащихся на уроке использую индивидуальные формы работы. Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших веру в свои силы, я исхожу из того, что для них по силам. Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по геометрии). Когда же задание выполнено учеником, считаю себя обязанной заметить это, чтобы поднять престиж слабого ученика в глазах класса.
Необходимость занятий с конкретным учеником на уроке возникает, как правило в таких ситуациях:
- ученик пропустил уроки, на которых изучался материал, являющийся основой для выполнения новых элементов;
- ученик не понял объяснения учителя;
- ученик не выполнил домашнее задание, на результаты которого ссылается учитель при объяснении нового материала.
Индивидуальную беседу-разъяснение я провожу тогда, когда весь класс занят самостоятельной работой.
Большое значение имеет подбор заданий для учащихся с усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника. Эффективность применения индивидуальных форм работы во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования.
Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся состоит в том, что они не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации.
Наряду с коллективной и индивидуальной формой организации работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма работы, как групповая работа учащихся. Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех дидактических проблем:
- решения задач и упражнений;
- закрепления и повторения материала;
- изучения нового материала.
В группах организуется самостоятельная работа учащихся Выполнение дифференцированных групповых заданий, приучает школьников к методам коллективной работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.
При групповой работе класс делится по мере необходимости (на 2, 4 или 6 человек). В эти группы включаются учащиеся с различными возможностями, что создает условия для наиболее плодотворного обмена информацией, осуществляется взаимопомощь. Групповая форма учебной работы позволяет учитывать особенности и запросы школьников и выступает в качестве переходного звена соединяющего индивидуальное обучение с коллективным.
Очень важно, чтобы в одну группу не попали ученики с неприязненными отношениями.
В практике групповая работа состоит из нескольких этапов:
- подготовка учителем групповых заданий;
-инструктирование школьников о ходе работы;
- обсуждение и составление плана работы;
- распределение заданий;
- выполнение заданий.
Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый совет, учащиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль, докладывают о результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается оценка работы групп и всего класса в целом.
При работе группой наиболее подготовленный ученик выступает в роли учителя, он обязательно должен добиться, чтобы каждый ученик усвоил материал.
Такая форма работы используется на разных этапах урока, даже при изучении нового материала.
Математика представляет благодатный материал для составления зачетных работ в четырех вариантах, а если потребуется и больше.
Групповые занятия дают хорошие результаты и в образовательном и в воспитательном отношении. В процессе таких занятий сплачивается и развивается коллектив класса. Все учащиеся проявляют интерес к групповым занятиям, которые прививают школьникам навыки делового общения в учебной деятельности. На любом традиционном уроке подсказки пресекаются, а урок в группах одной из своих целей имеет развитие сотрудничества.
Исключительно эффективна групповая работа учащихся при проведении тематических учебных конференций, докладов, семинаров по темам, выходящим за рамки учебных программ, за рамки урока.
Достоинства групповой учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы школьников весьма ощутимы, как в приучении их к коллективным методам работы, так и формировании положительных нравственных качеств.
Но и эта работа несет в себе ряд недостатков:
- учащиеся в группе не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале;
- избрать самый экономичный путь изучения учебного материала.
В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных оригинальных заданиях.
Коллективная, групповая и индивидуальная формы работы учащихся по разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор учителем той или иной формы, с учетом особенностей учебного предмета, содержанием изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся. Только сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания дает ожидаемый положительный результат. При всех формах организации учебной работы учащихся на уроке большое значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками.
« Эффективность учебной деятельности учащихся зависит от их контактов друг с другом и учителем. На уроке, семинаре и других формах обучения проводится организация учащихся, как коллектива, занимающегося совместной учебной деятельностью. Весьма важно, каков общий настрой, отношение к учителю, как осуществляются взаимные контакты».
И.М. Чередов
Проблема повышения эффективности урока, то есть достижения поставленных целей – одна из важнейших в современной дидактике и практической работе школ. Современный этап совершенствования урока характеризуется изучением особенностей основной формы организации обучения в новых условиях, когда показатели эффективности уроков не ограничиваются исключительно уровнем полученных знаний, а включают степень овладения знаниями, познавательными умениями и навыками, формирование и развитие их познавательных интересов.