СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение 9.2. Подготовка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение 9.2. Подготовка»

Структура сочинения-рассуждения 9.2       1.  Тезис.       2.  Аргумент — пример 1 + комментарий.        3.  Аргумент — пример 2 + комментарий.        4.  Заключение (по тезису).       1. Тезис  – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.       Ваша задача — объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.      

Структура сочинения-рассуждения 9.2

      1.  Тезис.

      2.  Аргумент — пример 1 + комментарий.

       3.  Аргумент — пример 2 + комментарий.

       4.  Заключение (по тезису).

      1. Тезис  – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

      Ваша задача — объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.

     

       При написании  вступления  можно использовать следующие речевые клише:   Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…   Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…   Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом… По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: … В этом отрывке автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так: … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…      Не лишним будет употребление вводных слов:  я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

      При написании  вступления  можно использовать следующие речевые клише:

  Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

  Текст заканчивается словами: «…».

На мой взгляд, речь идет о том, что…

  Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так:

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

     Не лишним будет употребление вводных слов:  я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

      2. Основная часть  – доказательства (аргументы) + примеры из текста.       В основной части аргументируется тезис . Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны соответствовать тезису, иллюстрировать мнение о смысле цитаты .        Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише : Попробую доказать справедливость своего суждения. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям… Это подтверждают предложения … Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор). Предложение … подтверждает мысль о том, что… Своё мнение могу доказать на таком примере из текста .         Возможно использование вводных слов  во-первых, во-вторых…

      2. Основная часть  – доказательства (аргументы) + примеры из текста.

      В основной части аргументируется тезис . Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны соответствовать тезису, иллюстрировать мнение о смысле цитаты .

       Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише :

Попробую доказать справедливость своего суждения.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям…

Это подтверждают предложения …

Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что…

Своё мнение могу доказать на таком примере из текста .

        Возможно использование вводных слов  во-первых, во-вторых…

       3. Вывод.         Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.  Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию        В начале заключения можно использовать следующие  вводные слова :   итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.

      3. Вывод.  

      Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.

Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию

       В начале заключения можно использовать следующие  вводные слова :

  итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.

Пример сочинения-рассуждения 9.2

       Исходный текст

     (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

     (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

     (6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

     (7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груше осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

     (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

     (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

      – (15)Вон твоя комнатушка.

      – (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. – (17)Каким златом-серебром?

      – (18)И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. – (19)Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.

     – (23)Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела.

     – (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?

(По А. Лиханову)*

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете значение финальных слов текста : «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. Храни нас Бог от этого магазина! Тогда уж добро изничтожится!»

 

       Пример сочинения

      Я считаю, что финальными словами текста: «Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. Храни нас Бог от этого магазина! Тогда уж добро изничтожится!» А.А. Лиханов выразил главную мысль отрывка: делая добро, не нужно ждать за него платы. Попробую доказать свою точку зрения.

      Во-первых, автор пишет, что тётя Груня, отдежурив на вахте в военном госпитале, приходит в госпитальные палаты и помогает раненым. Она не ждет от них благодарности, понимая, что её помощь просто необходима, потому что война, потому что «люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе» (предложение 3).

      Во-вторых, на вопрос Алексея Пряхина, которого тётя Груня выходила после тяжелейшего ранения, как он ей отплатит за её добро, каким «златом-серебром» рассчитается (предложения 16-17), она отвечает просто, что мир не магазин, а настоящее «добро без корысти» (предложение 25).

      Таким образом, словами «Храни нас Бог от такого магазина. Тогда уж добро изничтожится!» А. Лиханов подчеркивает мысль о том, что истинное добро всегда бескорыстно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!