СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение ЕГЭ -2019 Учимся комментировать

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и раздаточный материал использовался на уроке "Обучение комментированию в сочинении формата ЕГЭ 2019."

Просмотр содержимого документа
«Сочинение ЕГЭ -2019 Учимся комментировать»

УЧИМСЯ КОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ Текст 4. Д.Гранин «Самолет летел с Восточного побережья Соединенных Штатов на Западное. Это был самолет американской авиакомпании».

УЧИМСЯ КОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ

Текст 4. Д.Гранин

«Самолет летел с Восточного побережья Соединенных Штатов на Западное. Это был самолет американской авиакомпании».

Текст 4. Д.Гранин  «Самолет летел с Восточного побережья Соединенных Штатов на Западное. Это был самолет американской авиакомпании».   ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ 1 О ЧЁМ Р АССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 1—21 ТЕКСТА?

Текст 4. Д.Гранин «Самолет летел с Восточного побережья Соединенных Штатов на Западное. Это был самолет американской авиакомпании».

  • ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ 1
  • О ЧЁМ Р АССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 1—21 ТЕКСТА?
В предложениях 1—21 автор рассказывает о недолгой жизни вещей в современном мире.
  • В предложениях 1—21 автор рассказывает о недолгой жизни вещей в современном мире.
КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ? Люди в современном мире потребительски относятся к вещам. О ни видят в них лишь предмет удовлетворения своих потребностей. Это ведёт к тому, что «предметный мир не связывает нас с прошлыми поколениями, не сохраняет родственных связей».

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?

Люди в современном мире потребительски относятся к вещам. О ни видят в них лишь предмет удовлетворения своих потребностей. Это ведёт к тому, что «предметный мир не связывает

нас с прошлыми поколениями, не сохраняет родственных связей».

ЗАДАЁМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА  ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. Как люди в современном мире относятся к вещам? К чему ведёт потребительское отношение людей к вещам?

ЗАДАЁМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

Как люди в современном мире относятся к вещам? К чему ведёт потребительское отношение людей к вещам?

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 1 Даниил Александрович Гранин ставит в тексте проблему потребительского отношения человека к окружающим его вещам.

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 1

Даниил Александрович Гранин ставит в тексте проблему потребительского отношения человека к окружающим его вещам.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ 2 О ЧЁМ Р АССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 22—31 ТЕКСТА? В предложениях 22—31 автор рассказывает о результатах и последствиях научно-технической революции.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ 2

  • О ЧЁМ Р АССКАЗЫВАЕТ АВТОР В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 22—31 ТЕКСТА?

В предложениях 22—31 автор рассказывает о результатах и последствиях научно-технической революции.

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ? Развитие техники рождает обстоятельства, которые воздействуют на психологию и нравственность человека и обогащают или обесценивают его личность.

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?

Развитие техники рождает обстоятельства, которые воздействуют на психологию и нравственность человека и обогащают или обесценивают его личность.

ЗАДАЁМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА  ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. Как научно-техническая революция влияет на душу и личность современного человека?

ЗАДАЁМ ВОПРОС ТАК, ЧТОБЫ ОТВЕТОМ НА НЕГО БЫЛА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

Как научно-техническая революция влияет на душу и личность

современного человека?

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 2 В тексте автор поднимает проблему влияния научно-технической революции на душу и личность современного человека.

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ 2

В тексте автор поднимает проблему влияния научно-технической революции на душу и личность современного человека.

После того как проблема сформулирована, её необходимо ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ
  • После того как проблема сформулирована, её необходимо ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ
Чем отличается комментарий от пересказа? Ответ Цыбулько И.П. [1] : Если

Чем отличается комментарий от пересказа?

Ответ Цыбулько И.П. [1] :

Если " автор показал, как Селиван привёз шкатулку " - это иллюстрация.

А если " однажды Селиван привёз шкатулку " - это пересказ

[1] https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=slw075FzHRs «Актуальные вопросы содержания КИМ ЕГЭ 2019 года по русскому языку» (Вебинар И.П.Цыбулько)

Совет от А.Г.Нарушевича : проверьте себя, правильно ли написан комментарий : « комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ».

Совет от А.Г.Нарушевича :

  • проверьте себя, правильно ли написан комментарий : « комментарий плох, если вы в комментарии начнёте подчеркивать материал, взятый из текста, и увидите, что весь абзац подчёркнут, значит, своих мыслей нет, значит, нет пояснения к примерам, значит, именно здесь и будут потеряны баллы ».
Первый пример-иллюстрация, важный для понимания текста . Пояснение к первому примеру-иллюстрации Второй пример-иллюстрация, важный для понимания текста. Пояснение ко второму примеру-иллюстраци и Выявление смысловой связи между приведёнными примерами

Первый пример-иллюстрация, важный для понимания текста .

Пояснение к первому примеру-иллюстрации

Второй пример-иллюстрация, важный для понимания текста.

Пояснение ко второму примеру-иллюстраци и

Выявление смысловой связи между приведёнными примерами

Фактуальная информация — это сообщение о фактах, процессах, явлениях, упомянутых в тексте. Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Пример-иллюстрация представляет собой информацию, взятую из текста и связанную с раскрываемой автором проблемой, которую Вы выбрали для написания комментария. Информация может быть фактуальной, концептуальной
  • Фактуальная информация — это сообщение о фактах, процессах, явлениях, упомянутых в тексте.
  • Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
  • Пример-иллюстрация представляет собой информацию, взятую из текста и связанную с раскрываемой автором проблемой, которую Вы выбрали для написания комментария.
  • Информация может быть фактуальной, концептуальной
Найти В ИСХОДНОМ ТЕКСТЕ примеры-иллюстрации   С помощью каких примеров, фактов, событий автор иллюстрирует поднятую им в тексте проблему? На что автор обращает внимание читателя? Какие эмоции автора или героя выражены в тексте?

Найти В ИСХОДНОМ ТЕКСТЕ примеры-иллюстрации

  • С помощью каких примеров, фактов, событий автор иллюстрирует поднятую им в тексте проблему?
  • На что автор обращает внимание читателя?
  • Какие эмоции автора или героя выражены в тексте?
Способы отсылки к ПРИМЕРУ-ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРЯМАЯ РЕЧЬ 1.Рассматривая проблему потребительского отношения к вещам, Д. А. Гранин пишет: «Я не понимал, как можно уничтожать такие удобные и прелестные предметы». 2.«Я вдруг понял, что то моё ощущение жалости к выброшенным приборам на американском самолёте ...не от бедности, а от неутраченной, может быть, ещё естественности»,— к такому выводу приходит автор текста. 3.«И шестилетний ребёнок, — подчёркивает автор, — пришёл в ужас оттого, что я могу выбросить столь красивую вещь». КОСВЕННАЯ РЕЧЬ Даниил Александрович Гранин замечает, что «мы погружаемся в бытие, где вещи не наследуются». ССЫЛКА НА НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ Автор рассказывает о психологических и нравственных обстоятельствах, которые непрерывно воздействуют на душу человека (предложении 22).

Способы отсылки к ПРИМЕРУ-ИЛЛЮСТРАЦИИ

  • ПРЯМАЯ РЕЧЬ

1.Рассматривая проблему потребительского отношения к вещам, Д. А. Гранин пишет: «Я не понимал, как можно уничтожать такие удобные и прелестные предметы».

2.«Я вдруг понял, что то моё ощущение жалости к выброшенным приборам на американском самолёте ...не от бедности, а от неутраченной, может быть, ещё естественности»,— к такому выводу приходит автор текста.

3.«И шестилетний ребёнок, — подчёркивает автор, — пришёл в ужас оттого, что я могу выбросить столь красивую вещь».

  • КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
  • Даниил Александрович Гранин замечает, что «мы погружаемся в бытие, где вещи не наследуются».
  • ССЫЛКА НА НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  • Автор рассказывает о психологических и нравственных обстоятельствах, которые непрерывно воздействуют на душу человека (предложении 22).
ПОЯСНЕНИЕ — разъяснение, толкование, изложение мысли  в другом виде. Дать пояснение — значит, используя другие слова, сказать о ком-нибудь или чём-нибудь точнее, вернее. Писатель хочет сказать, что... Этот пример показывает, что... Смысл этого высказывания в том, что... Эти слова убедительно доказывают, что... Я думаю, этим примером автор хотел показать, что... Приведённые слова содержат глубокий смысл... Поступок героя свидетельствует о том, что... Слова героя доказывают, что... Автор осуждает поступок героя... Симпатии автора на стороне (кого?)... В размышлениях автора звучит мысль о том, что... Автор искренне восхищён (чем?) ... Автор приводит нас к выводу о том, что...

ПОЯСНЕНИЕ — разъяснение, толкование, изложение мысли в другом виде. Дать пояснение — значит, используя другие слова, сказать о ком-нибудь или чём-нибудь точнее, вернее.

  • Писатель хочет сказать, что...
  • Этот пример показывает, что...
  • Смысл этого высказывания в том, что...
  • Эти слова убедительно доказывают, что...
  • Я думаю, этим примером автор хотел показать, что...
  • Приведённые слова содержат глубокий смысл...
  • Поступок героя свидетельствует о том, что...
  • Слова героя доказывают, что...
  • Автор осуждает поступок героя...
  • Симпатии автора на стороне (кого?)...
  • В размышлениях автора звучит мысль о том, что...
  • Автор искренне восхищён (чем?) ...
  • Автор приводит нас к выводу о том, что...
ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ   Чтобы суметь написать о связи между примером-иллюстрацией 1 и примером-иллюстрацией 2 надо знать, какие между ними могут существовать отношения.

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ-ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

  • Чтобы суметь написать о связи между примером-иллюстрацией 1 и примером-иллюстрацией 2 надо знать, какие между ними могут существовать отношения.
1. Причинно-следственные отношения Если между микротемами (примерами) есть причинно-следственные отношения, как правило, имеется то, что изменилось .

1. Причинно-следственные отношения

  • Если между микротемами (примерами) есть причинно-следственные отношения, как правило, имеется то, что изменилось .
Слова, выражающие отношения причины: потому что, так  как, из-за того что, в связи с тем что, поскольку.   Типовая конструкция: Автор пишет о том, что стало причиной поступка героя.

Слова, выражающие отношения причины: потому что, так как, из-за того что, в связи с тем что, поскольку.

  • Типовая конструкция: Автор пишет о том, что стало причиной поступка героя.
Слова, помогающие выразить отношения следствия:  поэтому,  отсюда, в результате этого, значит, следовательно, вследствие  этого, в связи с этим, благодаря этому.   Типовая конструкция: Автор размышляет о том, к каким последствиям может привести этот случай.

Слова, помогающие выразить отношения следствия: поэтому, отсюда, в результате этого, значит, следовательно, вследствие этого, в связи с этим, благодаря этому.

  • Типовая конструкция: Автор размышляет о том, к каким последствиям может привести этот случай.
2. Дополнение и уточнение данной информации Вторая микротема (второй пример) может дополнять уточнять первую микротему (первый пример). Слова, помогающие выразить дополнение, уточнение информации: также, вместе с тем, кроме того, более того. Типовая конструкции: Кроме того, автор пишет о том, что ...

2. Дополнение и уточнение данной информации

  • Вторая микротема (второй пример) может дополнять уточнять первую микротему (первый пример).
  • Слова, помогающие выразить дополнение, уточнение информации: также, вместе с тем, кроме того, более того.
  • Типовая конструкции: Кроме того, автор пишет о том, что ...
3. Сопоставление, сравнение частей информации Информация, содержащаяся в первой микротеме (первом примере) текста сопоставляется с информацией, содержащейся во второй микротеме (втором примере). Слова, выражающие сопоставление: так же, таким же образом, аналогично, тогда как, в то время как. Типовая конструкция: Сравнивая эти примеры (героев), мы можем понять, что...

3. Сопоставление, сравнение частей информации

  • Информация, содержащаяся в первой микротеме (первом примере) текста сопоставляется с информацией, содержащейся во второй микротеме (втором примере).
  • Слова, выражающие сопоставление: так же, таким же образом, аналогично, тогда как, в то время как.
  • Типовая конструкция: Сравнивая эти примеры (героев), мы можем понять, что...
4. Противопоставление частей информации Вторая микротема (второй пример) противопоставляется первой микротеме (первому примеру). Слова, выражающие противопоставление: но, однако, зато. Типовая конструкция: Противопоставляя эти примеры (этих героев, эти ситуации), автор подводит читателя к мысли, что...

4. Противопоставление частей информации

  • Вторая микротема (второй пример) противопоставляется первой микротеме (первому примеру).
  • Слова, выражающие противопоставление: но, однако, зато.
  • Типовая конструкция: Противопоставляя эти примеры (этих героев, эти ситуации), автор подводит читателя к мысли, что...
5. Иллюстрация или пояснения частного случая Информация, заключённая в первой микротеме (первом примере), поясняется информацией заключённой во второй микротеме (втором примере). Слова, выражающие пояснение : например, так именно, другими словами говоря. Типовая конструкция: Именно эти примеры позволяют автору убедить читателя в том, что...

5. Иллюстрация или пояснения частного случая

  • Информация, заключённая в первой микротеме (первом примере), поясняется информацией заключённой во второй микротеме (втором примере).
  • Слова, выражающие пояснение : например, так именно, другими словами говоря.
  • Типовая конструкция: Именно эти примеры позволяют автору убедить читателя в том, что...
6. Обобщение, вывод из предыдущей информации Информация, заключённая в первой микротеме (первом примере) становится основой для информации, заключённой во второй микротеме (втором примере), то есть основой для обобщения, вывода. Слова, выражающие обобщение, вывод: таким образом, итак, короче говоря. Типовая конструкция: Итак, эти примеры (рассуждения автора) приводят читателей к мысли, что...

6. Обобщение, вывод из предыдущей информации

  • Информация, заключённая в первой микротеме (первом примере) становится основой для информации, заключённой во второй микротеме (втором примере), то есть основой для обобщения, вывода.
  • Слова, выражающие обобщение, вывод: таким образом, итак, короче говоря.
  • Типовая конструкция: Итак, эти примеры (рассуждения автора) приводят читателей к мысли, что...
Место обозначения связи между примерами   Связь между примерами может быть указана в разных частях комментария.

Место обозначения связи между примерами

  • Связь между примерами может быть указана в разных частях комментария.
Указать на связь между примерами можно в начале комментария , например: Автор, размышляя над проблемой, противопоставляет разные точки зрения героев на данное событие.
  • Указать на связь между примерами можно в начале комментария , например:

Автор, размышляя над проблемой, противопоставляет разные точки зрения героев на данное событие.

Обозначить связь между примерами можно при переходе от одного примера к другому, например:  Вместе с тем автор обращает внимание ещё на один факт, помогающий понять проблему.
  • Обозначить связь между примерами можно при переходе от одного примера к другому, например:

Вместе с тем автор обращает внимание ещё на один факт, помогающий понять проблему.

Связь между примерами может быть приведена в заключительной части комментария, например: Таким образом, сравнивая один пример с другим, можно с полной уверенностью утверждать, что автор убеждён в правильности решения, принятого героем.
  • Связь между примерами может быть приведена в заключительной части комментария, например:

Таким образом, сравнивая один пример с другим, можно с полной уверенностью утверждать, что автор убеждён в правильности решения, принятого героем.

Прочтите примеры части сочинения по сформулированной проблеме. Тексты (Раздаточный материал 1.)
  • Прочтите примеры части сочинения по сформулированной проблеме.
  • Тексты (Раздаточный материал 1.)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!  Как правило, исходный текст может включать 2—3 проблемы.  Вы имеете право выбрать любую из поставленных проблем. Комментировать проблему, определять позицию автора Вы обязаны по выбранной Вами проблеме. Поэтому прежде, чем выбрать проблему, задайте себе несколько вопросов. • Какая проблема находится в центре внимания автора? • Какую проблему легче прокомментировать, опираясь на исходный текст? • Какая проблема соответствует моим знаниям, жизненному и читательскому опыту?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как правило, исходный текст может включать 2—3 проблемы. Вы имеете право выбрать любую из поставленных проблем.

  • Комментировать проблему, определять позицию автора Вы обязаны по выбранной Вами проблеме. Поэтому прежде, чем выбрать проблему, задайте себе несколько вопросов.

• Какая проблема находится в центре внимания автора?

• Какую проблему легче прокомментировать, опираясь на исходный текст?

• Какая проблема соответствует моим знаниям, жизненному и читательскому опыту?

В зависимости от того, какие ответы Вы дали на поставленные вопросы, сделайте выбор проблемы, которую будете рассматривать в сочинении-рассуждении. Легче всего работать с основной проблемой текста, потому что именно по ней будет достаточно материала в тексте, чтобы ваше сочинение соответствовало критериям (К1—К3) проверки и оценки выполнения задания 27.
  • В зависимости от того, какие ответы Вы дали на поставленные вопросы, сделайте выбор проблемы, которую будете рассматривать в сочинении-рассуждении.
  • Легче всего работать с основной проблемой текста, потому что именно по ней будет достаточно материала в тексте, чтобы ваше сочинение соответствовало критериям (К1—К3) проверки и оценки выполнения задания 27.
Работа над стихотворением И.С.Тургенева «Два богача»

Работа над стихотворением И.С.Тургенева «Два богача»

 1) Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.  2) Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.  3) — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…  4) — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.  5) Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.С. Тургенев)

1) Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

2) Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

3) — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

4) — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

5) Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.С. Тургенев)

Определите проблему

Определите проблему

Определите авторскую позицию   “ Далеко Ротшильду до этого мужика”. Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь.

Определите авторскую позицию

“ Далеко Ротшильду до этого мужика”. Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь.

Определите смысловую связь в тексте между эпизодами Сравнение или Противопоставление

Определите смысловую связь в тексте между эпизодами

Сравнение

или

Противопоставление

Всё не так сложно!  Успехов!

Всё не так сложно!

Успехов!

Источники Жарова Елена Евгеньевна Л.И. Мальцева РУССКИЙ ЯЗЫК Учитель русского языка и литературы СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ  г. Тамбов Интенсивный курс Презентация к открытому уроку «Обучение сочинению в формате ЕГЭ»  Издатель Мальцев Д.А. Ростов-на-Дону Народное образование Москва 2019

Источники

  • Жарова Елена Евгеньевна
  • Л.И. Мальцева

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учитель русского языка и литературы

СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ

г. Тамбов

Интенсивный курс

Презентация к открытому уроку «Обучение сочинению в формате ЕГЭ»

Издатель Мальцев Д.А.

Ростов-на-Дону

Народное образование

Москва

2019


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!