СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение ЕГЭ. Проблема текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ текста. Как сформулировать проблему текста.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение ЕГЭ. Проблема текста.»

  Сочинение ЕГЭ Проблема текста

Сочинение ЕГЭ

Проблема текста

?

?

 Проблема текста  - это предмет обсуждения, вопрос,  над которым рассуждает автор Выявление и формулирование проблемы - важнейший  этап работы над сочинением Проблему вы должны прокомментировать,  выразить отношение автора именно к этой проблеме,  высказать своё мнение о позиции автора  и аргументировать свою точку зрения

Проблема текста

- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор

Выявление и формулирование проблемы - важнейший этап работы над сочинением

Проблему вы должны прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения

Типы проблем

философские

политические

социальные

экологические

нравственные

эстетические

взаимодействие

духовная

устройство

деятельность

самые общие

восприятие

государственной

жизнь человека,

и жизнь

вопросы

человека и

человеком

власти

окружающей

прекрасного

общества

развития

взаимоотношения

среды

людей

общества,

природы,

человека

  • взаимосвязь
  • эгоизм и
  • социальная
  • смысл жизни
  • политика
  • восприятие

гуманизм

человека и

государства

искусства

справедливость/

  • доброта и
  • познание и

природы

несправедливость

самопознание

  • гражданское

жестокость

  • воспитание

эстетического

  • глобальная

  • духовность и

общество

  • создание
  • свобода и от-

бездуховность

вкуса

правового

экологическая

  • честь и

катастрофа

государства

ветственность

  • демократия

  • духовность в

бесчестье

искусстве

  • потребительское
  • международные
  • дружба и
  • соблюдение
  • человек и

предательство

отношение

прав человека

конфликты

история

  • чтение
  • массовая

к природе

  • любовь и
  • прогресс и
  • человек и

культура,

  • разоружение
  • терроризм
  • национализм
  • шовинизм

ревность

  • экология

общество

культура

  • конфликт

телевидение,

культуры

поколений

Интернет

  • экология языка
  • наука и

(отцы и дети)

общество

Способы выявления проблемы

публицистического текста

Прочитайте текст, выделите фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять,

что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона ,

и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец

природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и

картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют

наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть

их, та часть, которая составлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит

её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение,

льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже

Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно

своей красотой и удивительно своей жизнью.

( По В. Распутину )

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять,

что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона,

и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец

природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и

картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют

наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть

их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит

её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение,

льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже

Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно

своей красотой и удивительно своей жизнью.

( По В. Распутину )

 Способы выявления проблемы  художественного текста Алгоритм выявления проблемы художественного текста 1 способ Проанализируйте поступки, отношения, речь героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках  Определите, какие абстрактные существительные называют  соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть – равнодушие, чёрствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Способы выявления проблемы

художественного текста

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

1 способ

Проанализируйте поступки, отношения, речь героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие

качества проявляются в этих поступках

Определите, какие абстрактные существительные называют

соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть –

равнодушие, чёрствость, эгоизм)

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

 Способы выявления проблемы  художественного текста Алгоритм выявления проблемы художественного текста 2 способ Выявите основную мысль текста Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Способы выявления проблемы

художественного текста

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

2 способ

Выявите основную мысль текста

Запишите её в виде законченного предложения

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

 Как сформулировать проблему? самостоятельно Если проблему можно сформулировать кратко, подойдёт  конструкция «проблема +существительное в род. падеже», например: Автор поднимает проблему совести. Автор предлагает задуматься над проблемой отцов и детей. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений , например: Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает читателям задуматься над проблемой: в чём опасность  распространения жаргонных слов? «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом  начинает свой текст … процитировать указать номера Если в тексте можно найти авторскую формулировку проблемы, предложений то можно указать номера предложений, в которых проблема из текста сформулирована автором.

Как сформулировать проблему?

самостоятельно

Если проблему можно сформулировать кратко, подойдёт

конструкция «проблема +существительное в род. падеже»,

например:

  • Автор поднимает проблему совести.
  • Автор предлагает задуматься над проблемой отцов и детей.

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью

вопросительных предложений , например:

  • Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова

проблема, которая привлекла внимание автора.

  • Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает

читателям задуматься над проблемой: в чём опасность

распространения жаргонных слов?

  • «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом

начинает свой текст …

процитировать

указать номера

Если в тексте можно найти авторскую формулировку проблемы,

предложений

то можно указать номера предложений, в которых проблема

из текста

сформулирована автором.

 Типичные ошибки при формулировании проблемы 1. Непонимание Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией проблемы текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются его «подогнать» под известные им проблемы. 2. Неумение Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше сформулировать алгоритмы выявления проблемы. проблему Чтобы избежать этой ошибки, необходимо перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором. 3. Неоправданное расширение или сужение проблемы  Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а 4. Подмена проблемы  авторской позиция автора – это ответ на данный вопрос позицией Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает 5. Подмена формулировки пересказа исходного текста. пересказом

Типичные ошибки при формулировании проблемы

1. Непонимание

Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией

проблемы

текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста,

пытаются его «подогнать» под известные им проблемы.

2. Неумение

Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора

сочинения. Попытайтесь использовать приведённые выше

сформулировать

алгоритмы выявления проблемы.

проблему

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо перечитать текст,

обращая внимание на ключевые слова. Формулировка проблемы

должна отражать тот аспект, который намечен автором.

3. Неоправданное

расширение или

сужение проблемы

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а

4. Подмена проблемы

авторской

позиция автора – это ответ на данный вопрос

позицией

Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает

5. Подмена

формулировки

пересказа исходного текста.

пересказом

История человечества – это история его культуры, поэтому и покушения на

культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда

покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по враждебной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них –благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, а в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

( По Н. Самвелову )

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Прочитайте текст, сформулируете проблему.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Пример из сочинения

Тип ошибки

Комментарий эксперта

В данном тексте

Автор сочинения, не вникая в суть текста,

1. Непонимание

поднимается проблема

пытается сформулировать проблему, опираясь

проблемы

истории человечества

на первое выхваченное из контекста

и вооружённых конфликтов .

словосочетание (история человечества) и

упоминание исторического лица (Чингисхан).

Типичные причины подобной ошибки –

невнимательно чтение, неумение отделять

главную информацию от второстепенной.

Ученик в целом понимает проблему текста,

однако не может правильно и точно

сформулировать мысль. В одном предложении

несколько ошибок: ошибка в употреблении

фамилии автора (правильно: в тексте

Н. Самвеляна ); речевая ошибка – нарушение

лексической сочетаемости: «выдвигается

проблема » (правильно поднимается проблема );

грамматическая ошибка – « проблема о

значимости культуры» (правильно: проблема

значимости культуры или В чём значимость

культуры?

2. Неумение

В тексте Н .Самвелян

сформулировать

выдвигается проблема о

проблему

значимости культуры для

человека.

 Типичные ошибки при формулировании проблемы Пример из сочинения Тип ошибки Комментарий эксперта Человечество на протяжении Ученик неоправданно расширяет 3. Неоправданное проблематику текста, игнорируя всей своей истории расширение или ключевые слова ( культура, покушение совершенствовалось, сужение на культуру, уничтожение культуры ) и проблемы стремилось к лучшему. опираясь только на информацию Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? последнего предложения Такой вопрос возникает после  чтения текста Н. Самвеляна. Вместо формулирования проблемы Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. 4. Подмена проблемы ( проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры авторской позицией для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Пример из сочинения

Тип ошибки

Комментарий эксперта

Человечество на протяжении

Ученик неоправданно расширяет

3. Неоправданное

проблематику текста, игнорируя

всей своей истории

расширение или

ключевые слова ( культура, покушение

совершенствовалось,

сужение

на культуру, уничтожение культуры ) и

проблемы

стремилось к лучшему.

опираясь только на информацию

Почему же в мире до сих пор

существуют зависть и агрессия?

последнего предложения

Такой вопрос возникает после

чтения текста Н. Самвеляна.

Вместо формулирования проблемы

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

4. Подмена

проблемы

( проблема отношения человека к

культуре; В чём значимость культуры

авторской

позицией

для человека и общества?;

Почему мы должны беречь и сохранять

культурное наследие человечества?)

формулируется позиция автора.

 Типичные ошибки при формулировании проблемы Пример из сочинения Тип ошибки Комментарий эксперта Проблема текста Вместо обобщения информации текста в 5. Подмена заключается в том что сочинении приведён пересказ первых формулировки история человечества – проблемы двух предложений. пересказом это история его культуры . А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Пример из сочинения

Тип ошибки

Комментарий эксперта

Проблема текста

Вместо обобщения информации текста в

5. Подмена

заключается в том что

сочинении приведён пересказ первых

формулировки

история человечества –

проблемы

двух предложений.

пересказом

это история его культуры .

А Чингисхан сжигал

города и уничтожал

святыни, так как сам был

бескультурным человеком.