Урок развития речи в 5 классе
Сочинение – миниатюра по теме «Весна»
Цели урока:
1) деятельностные:
- развивать творческие способности учащихся, речевые, коммуникативные;
- воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе;
2) содержательные:
-повторить типы речи, особенности написания сочинения – миниатюры;
-формировать способность отбирать и дифференцировать речевой материал;
-формировать способность анализировать и систематизировать материал;
-формировать умение составлять связный текст;
Планируемые результаты:
знать:
-особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;
-отличительные признаки этих типов речи
уметь:
-определять тип речи;
-использовать элементы описания, повествования, рассуждения;
-самостоятельно работать с текстами;
-извлекать нужную информацию из текста;
-систематизировать материал в таблицу;
-последовательно излагать и составлять текст по опорным элементам;
Оборудование и материал:
1.Пезентация
2.Картины с изображением природы
3.Карточка - черновик для индивидуальной работы
4.Музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
5.Стихи русских поэтов о весне
Ход урока:
I. Этап мотивации. Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы.
II. Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания. Чтение текста на экране.
-Докажите, что перед вами текст.
-Какова тема текста?
-В каком предложении, по вашему мнению,
содержится основная мысль текста?
-Определите тип речи и его признаки, докажите примерами из текста
ТЕКСТ
Летом луга покрыты пахучей растительной скатертью, а сады радуют буйством красок – все вокруг превращается в зеленое летнее царство. Именно в это время года природа показывает все свое богатство. А летняя ночь – особая пора, когда можно наслаждаться далекими звездами, засыпая под открытым небом.
Высокая температура воздуха и палящее солнце вынуждают людей искать тенечек под величественными кронами деревьев. Несущий кратковременное облегчение летний дождь позволяет увидеть настоящее чудо природы – радугу. Но начинающие понемногу желтеть листья уже сообщают, что впереди осень. (Ответы обучающихся)
Фронтальный опрос:
-Какие еще типы речи вы знаете?
-Каковы их признаки, назовите?
-Какие виды художественных текстов вам известны ?(проза и поэзия)
2.Новая тема урока.
Учитель читает еще один текст-загадку. Какой это вид художественного текста?
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)
- Вот об этом времени года мы и поговорим сегодня на уроке.
- Любите ли вы весну? Почему? (Свободные ответы обучающихся)
- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
- Из записанных на доске слов занесите в карточку-черновик только те, которые относятся к теме нашего урока.
Вьюга, солнышко, весна, море, дождь, ручей, забор, подснежник, сено, листья, синица, жаворонок, природа, птички, бури, капель
III. Постановка речевой задачи
-Конечная цель нашего урока - написать сочинение-миниатюру о весне. Давайте вспомним особенности данного жанра. (Ответы обучающихся.)
- Но для этого необходимо собрать нужный материал. К каждому слову – существительному (см. таблицу в карточке- черновике) вы должны дописать прилагательные и глаголы, к глаголам - наречия. Собранный материал поможет вам составить связный текст.
существительные | прилагательные | глаголы | наречия |
Весна | Прекрасная, теплая.... | Наступила... | |
Солнышко | Яркое.... | Греет.... | Ярко, тепло |
Подснежник.... | голубой | цветет | Нежно, весело |
| | | .... |
IV. Этап самостоятельной работы для реализации речевой задачи.
Дети слушают стихи, прозу о весне, самостоятельно записывают ключевые слова в таблицу
Литературный монтаж.
Учитель: Весна - самое прекрасное, замечательное время года. Весной просыпается природа, пробуждается что-то и в наших душах. Мы словно становимся немного старше, мир воспринимается по-иному. Все вокруг цветет и, глядя на эту оживающую красоту, на душе становится светло и радостно. Хочется петь и танцевать, хочется мечтать о чем-то красивом, необычном.
Многие русские поэты и писатели, художники и композиторы любили весну и посвятили ей свои замечательные произведения. И сегодня на нашем уроке прозвучат стихи замечательных русских поэтов: И.Жуковского, И. Бунина, Ф. Тютчева, С.Есенина и др. Это стихи о весне.
I чтец: Ф. Тютчев «Еще в полях белеет снег…». Звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года» - «Март».
Учитель: Пробуждается природа от зимней спячки, радуется весеннему ласковому солнышку. Над головой, будто кто-то развесил голубую пелену. Первый весенний месяц так и называется голубой март.
II чтец: А.С.Блок «На улицу».
Учитель: Следующий месяц весны - апрель. Долго хмурится апрельское небо, точно не хочет улыбаться первым весенним лучам, иногда в воздухе начинают кружиться пушистые снежинки, но весна берет своё. На багровых проталинках зеленой щетиной пробивается первая травка, блестят на солнце лужи, сердито и весело буравят землю бесчисленные ручьи.
III чтец: И.Бунин «Прошли дожди, апрель теплеет…».
Учитель: В апреле появляются самые первые весенние цветы - подснежники.
Подснежник голубой
Проснулся у проталинки,
Совсем ещё он маленький,
Но радостно и весело качает головой.
I чтец: И.Жуковский «Жаворонок»
звучит музыка П.Чайковского «Апрель» или «Жаворонок»
Учитель: Май - последний месяц весны - самый шумный и самый веселый. Май - это сирень и ландыш, кукование кукушки и соловьиная трель. В мае, словно зеленая дымка окутывает лес. Это распускаются на деревьях нежные листочки. Прогремели в мае первые весенние грозы. Вот как об этом написал русский поэт Ф. Тютчев.
Ш чтец: Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая…».
Учитель: Май у славян известен как травень или травник, потому что к этому времени было много травы, цветов. В мае зацветают и сады.
I чтец: С.Есенин «Черемуха».
V. Этап выхода из затруднения
- Понравились ли вам, ребята, стихи о весне? (Свободные ответы)
- Какие больше запомнились?
- Все ли у вас получилось при работе с таблицей? ( Не все дети воспринимают информацию на слух и успевают наработать материал)
- Назовите прилагательные, которые вы сможете использовать в своем сочинении, глаголы, наречия (Зачитывают, дополняют друг друга). Еще раз просмотрите свои записи, откорректируйте.
VI. Этап реализации речевой задачи
- А теперь попробуем свои силы и напишем сочинение-миниатюру о весне
(можно предложить детям темы, предварительно написав их на доске: «Март», «Весна в лесу», «Апрель», «За что я люблю весну», «Весна в моем городе» и т.д.).
Продолжительность работы 15-20 минут.
Наиболее яркие работы можно зачитать в конце урока (по желанию детей).
VII. Рефлексия
- Что понравилось больше всего на уроке?
- Какие работы показались наиболее интересными?