СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение – миниатюра по теме «Весна»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме «Сочинение – миниатюра  по  теме «Весна» - это одна из тем в блоке уроков «Учимся  работать  с текстом». Обучающиеся уже изучили  типы речи, их особенности, знают некоторые жанры сочинений, умеют находить главное  в тексте, систематизировать материал,  и т.д. Данный урок- это  урок закрепления уже полученных знаний, навыков, поэтому целью урока было:

«Расширить представление о текстах (поэтические тексты),  воспитывать чувство прекрасного, развивать умение и навыки самостоятельной работы с различными текстами, систематизировать и перерабатывать материал, составлять связный текст, оценивать свою работу».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Сочинение – миниатюра  по  теме «Весна» - это одна из тем в блоке уроков «Учимся  работать  с текстом». Обучающиеся уже изучили  типы речи, их особенности, знают некоторые жанры сочинений, умеют находить главное  в тексте, систематизировать материал,  и т.д. Данный урок- это  урок закрепления уже полученных знаний, навыков, поэтому целью урока было:

«Расширить представление о текстах (поэтические тексты),  воспитывать чувство прекрасного, развивать умение и навыки самостоятельной работы с различными текстами, систематизировать и перерабатывать материал, составлять связный текст, оценивать свою работу».

Просмотр содержимого документа
«Сочинение – миниатюра по теме «Весна»»

Урок развития речи в 5 классе

Сочинение – миниатюра по теме «Весна»

Цели урока:

1) деятельностные:

- развивать творческие способности учащихся, речевые, коммуникативные;

- воспитывать любовь к прекрасному, к родной природе;

2) содержательные:

-повторить типы речи, особенности написания сочинения – миниатюры;

-формировать способность отбирать и дифференцировать речевой материал;

-формировать способность анализировать и систематизировать материал;

-формировать умение составлять связный текст;


Планируемые результаты:

знать:

-особенности типов речи: описание, повествование, рассуждение;

-отличительные признаки этих типов речи

уметь:

-определять тип речи;

-использовать элементы описания, повествования, рассуждения;

-самостоятельно работать с текстами;

-извлекать нужную информацию из текста;

-систематизировать материал в таблицу;

-последовательно излагать и  составлять текст  по опорным элементам;


Оборудование и материал:

1.Пезентация

2.Картины с изображением природы

3.Карточка - черновик для индивидуальной работы

4.Музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

5.Стихи русских поэтов о весне


Ход урока:


I. Этап мотивации. Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы.

II. Актуализация  знаний.

1.Проверка домашнего задания. Чтение текста на экране.

-Докажите, что перед вами текст.

-Какова тема текста?

-В каком предложении, по вашему мнению,

содержится основная мысль текста?

-Определите тип речи и его признаки, докажите примерами из текста

ТЕКСТ

Летом луга покрыты пахучей растительной скатертью, а сады радуют буйством красок – все вокруг превращается в зеленое летнее царство. Именно в это время года природа показывает все свое богатство. А летняя ночь – особая пора, когда можно наслаждаться далекими звездами, засыпая под открытым небом.

Высокая температура воздуха и палящее солнце вынуждают людей искать тенечек под величественными кронами деревьев. Несущий кратковременное облегчение летний дождь позволяет увидеть настоящее чудо природы – радугу. Но начинающие понемногу желтеть листья уже сообщают, что впереди осень. (Ответы обучающихся)

Фронтальный опрос:

-Какие еще типы речи вы знаете?

-Каковы их признаки, назовите?

-Какие виды художественных текстов вам известны ?(проза и поэзия)

2.Новая тема урока.

Учитель читает еще один текст-загадку. Какой это вид художественного текста?

Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

- Вот об этом времени года мы и поговорим сегодня на уроке.

- Любите ли вы весну? Почему? (Свободные ответы обучающихся)

- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)

- Из записанных на доске слов занесите в карточку-черновик только те, которые относятся к теме нашего урока.

Вьюга, солнышко, весна, море, дождь, ручей, забор, подснежник, сено, листья, синица, жаворонок, природа, птички, бури, капель

III. Постановка речевой задачи

-Конечная цель нашего урока - написать сочинение-миниатюру о весне. Давайте вспомним особенности данного жанра. (Ответы обучающихся.)

- Но для этого необходимо собрать нужный материал. К каждому слову – существительному (см. таблицу в карточке- черновике) вы должны дописать прилагательные и глаголы, к глаголам - наречия. Собранный материал поможет вам составить связный текст.

существительные

прилагательные

глаголы

наречия

Весна

Прекрасная, теплая....

Наступила...


Солнышко

Яркое....

Греет....

Ярко, тепло

Подснежник....

голубой

цветет

Нежно, весело




....


IV. Этап самостоятельной работы для реализации речевой задачи.

Дети слушают стихи, прозу о весне, самостоятельно записывают ключевые слова в таблицу

Литературный монтаж.

Учитель: Весна - самое прекрасное, замечательное время года. Весной просыпается природа, пробуждается что-то и в наших душах. Мы словно становимся немного старше, мир воспринимается по-иному. Все вокруг цветет и, глядя на эту оживающую красоту, на душе становится светло и радостно. Хочется петь и танцевать, хочется мечтать о чем-то красивом, необычном.

Многие русские поэты и писатели, художники и композиторы любили весну и посвятили ей свои замечательные произведения. И сегодня на нашем уроке прозвучат стихи замечательных русских поэтов: И.Жуковского, И. Бунина, Ф. Тютчева, С.Есенина и др. Это стихи о весне.

I чтец: Ф. Тютчев «Еще в полях белеет снег…». Звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года» - «Март».

Учитель: Пробуждается природа от зимней спячки, радуется весеннему ласковому солнышку. Над головой, будто кто-то развесил голубую пелену. Первый весенний месяц так и называется голубой март.

II чтец: А.С.Блок «На улицу».

Учитель: Следующий месяц весны - апрель. Долго хмурится апрельское небо, точно не хочет улыбаться первым весенним лучам, иногда в воздухе начинают кружиться пушистые снежинки, но весна берет своё. На багровых проталинках зеленой щетиной пробивается первая травка, блестят на солнце лужи, сердито и весело буравят землю бесчисленные ручьи.

III чтец: И.Бунин «Прошли дожди, апрель теплеет…».

Учитель: В апреле появляются самые первые весенние цветы - подснежники.

Подснежник голубой

Проснулся у проталинки,

Совсем ещё он маленький,

Но радостно и весело качает головой.

I чтец: И.Жуковский «Жаворонок»

звучит музыка П.Чайковского «Апрель» или «Жаворонок»

Учитель: Май - последний месяц весны - самый шумный и самый веселый. Май - это сирень и ландыш, кукование кукушки и соловьиная трель. В мае, словно зеленая дымка окутывает лес. Это распускаются на деревьях нежные листочки. Прогремели в мае первые весенние грозы. Вот как об этом написал русский поэт Ф. Тютчев.

Ш чтец: Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая…».

Учитель: Май у славян известен как травень или травник, потому что к этому времени было много травы, цветов. В мае зацветают и сады.

I чтец: С.Есенин «Черемуха».

V. Этап выхода из затруднения

- Понравились ли вам, ребята, стихи о весне? (Свободные ответы)

- Какие больше запомнились?

- Все ли у вас получилось при работе с таблицей? ( Не все дети воспринимают информацию на слух и успевают наработать материал)

- Назовите прилагательные, которые вы сможете использовать в своем сочинении, глаголы, наречия (Зачитывают, дополняют друг друга). Еще раз просмотрите свои записи, откорректируйте.

VI. Этап реализации речевой задачи

- А теперь попробуем свои силы и напишем сочинение-миниатюру о весне

(можно предложить детям темы, предварительно написав их на доске: «Март», «Весна в лесу», «Апрель», «За что я люблю весну», «Весна в моем городе» и т.д.).

Продолжительность работы 15-20 минут.

Наиболее яркие работы можно зачитать в конце урока (по желанию детей).

VII. Рефлексия

- Что понравилось больше всего на уроке?

- Какие работы показались наиболее интересными?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!