Задания 27 Алгоритм работы. Оценивание по К1 – К6
Критерии оценивания 2025
1
2
1
3
3
Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста
4
Комментарий (1 пример + иллюстрация, 2 пример + иллюстрация, связь и ее анализ)
2
5
Собственное отношение к позиции автора по указанной проблеме исходного текста (согласие, с чем, своя позиция и ее обоснование
1
Фактическая точность речи
2
6
7
1
Логичность речи
8
3
Соблюдение этических норм
Орфография
3
9
Пунктуация
3
10
Грамматика
3
Сумма
Речь
макс.
22
Алгоритм работы над сочинением
- Читаем текст 1 раз, определяем тему, героев, основное событие (-ия), время действия. Ищем ответ на вопрос задания! Какова роль учителя в жизни человека?
( 1)В жизни каждого человека бывают учителя. (2)Один учит словесности, то есть русскому языку и литературе, другой математике, третий — естествознанию. (3)Ещё бывает четвёртый, пятый — много учителей. (4)Учителей к тебе приставляла судьба разных; одних ты любил, других не очень. (5)Так же и науки: одни пригодились, другие забыты (а всё равно пригодились).
(6)Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху.
(7)Правда, грамоте я был изрядно научен дома. (8)Моя мама терпеть не могла помарок в родном языке, пусть даже в домашних беседах и детских шалостях. (9)Меня одёргивали, если я говорил вместо «нет» — «нету», отчитывали за «евонный» и «ихний» вместо «его» и «их».
(10)Я рано узнал, что нельзя употреблять в одном предложении два подлежащих: «Лев — он царь зверей» — так нельзя, против правил, неблагозвучно. (11)Надо: «Лев — царь зверей».
(12)Нельзя сказать: «Очень неплохо», надо сказать «Хорошо». (13)И ещё многое.
(14)Но почему-то литература в школе шла у меня ни шатко ни валко — до девятого класса, до прихода к нам Бориса Борисовича Стаха. (15)Письменные задания по литературе я обыкновенно перекатывал, переставляя слова, с учебника, поскольку мне казалось, что там, в учебнике, написано толковее, чем я нагородил бы от себя. (16)3а сочинения чаще всего мне ставилась тройка — за грамотность, при полной несамостоятельности.
(17)Борис Борисович Стах вошёл к нам в класс в офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном.
(18)Новый учитель литературы, я хорошо это помню, появился в конце учебного года.
(19)На дворе стояла весна. (20)На первом своём уроке новый учитель заговорил о войне. (21)И о весне. (22)Он принёс с собою только что вышедшую книгу Олеся Гончара, прочёл нам сколько-то страниц. (23)У него был глуховатый, откуда-то из груди выходящий наружу голос и какое-то особенное лицо, непохожее на лица других наших наставников: выбритые до синевы впалые щеки, невыпирающий, но заметный подбородок, с лощиной посередине; глаза серые, проницательные, малость печальные и незлые; надо всем лицом, составляя главную его часть, простирался высокий, как говорится, сократовский лоб. (24)У нового учителя литературы, мы сразу заметили это, было умное лицо.
(25)Учитель прочёл нам отрывок из произведения, положил книгу на стол и принялся расхаживать перед нами, ладно скроенный, крепко сшитый, совершенно от нас, от нашего разгильдяйства и шалопайства не зависящий, сам по себе. (26)Он стал нам рассказывать про войну, которую пронёс на своих плечах, запечатлел в своей душе.
(27)Рассказчик был серьёзен, чувств своих не выдавал ни голосом, ни улыбкой. (28)Его речь была абсолютно, «по-петербургски», правильна, мы такой и не слыхивали. (29)Борис Борисович говорил о счастье быть освободителем и о счастье быть освобождённым. (30)Как одно счастье находит другое, как они соединяются, — и тогда наступает весна, не просто время года, а весна человечества. (31)Ещё вчера раскалённые боем танки сегодня увиты цветами сирени, они тихо движутся, как ладьи, по волнам всеобщего восторга, несут на броне нимб Победы...
(32)Борис Борисович нам объяснил, что значит чувство Победы. (33)Как может книга запечатлеть в себе миг ликующего единства многих тысяч людей. (34)Он говорил об этом простыми словами. (35)Правду того, что он нам говорил, удостоверяли два ряда орденских планок.
(36)Мы их умели читать: правым крайним был орден Красного Знамени.
(37)Потом я прочёл эту книгу, не заданную по литературе, полностью. (38)Я прочёл её для себя. (39)Я вообще был начитанный мальчик. (40)Не скажу, что меня потрясло это произведение.
(41)Но впервые в жизни я читал не о чём-то таком, чего никогда не бывало и не будет со мной; я находил в книжных словах нечто такое, чем жил сам: войну и весну. (42)Слова становились живыми.
(43)3апах сирени в майские дни Победы был тот же самый, что нынче у нас, на Марсовом поле.
(44)Учитель литературы помог мне прочесть эту книгу, проникнуть в жизнь слов, пережить написанное в книге как собственное, моё...
(По Г.А. Горышину*)
Глеб Александрович Горышин (1931 —1998) — советский прозаик.
Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: « Какова роль учителя в жизни человека?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция . Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. ( Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации. )
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка .
Критерий К1
Алгоритм работы над сочинением
2. Создаём вступление (1 абзац)
Записываем вопрос из задания, добавляем клише (именно этот вопрос находится в центре внимания..., об этом размышляет ... в предложенном для анализа тексте, именно на этот вопрос отвечает... в предложенном для анализа тексте).
1
2
Вступление
3
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
Авторская позиция
4
Комментарий
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Оценивание задания 27 по К1-К3
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К1, К2 и К3 оценивается 0 баллов.
1
2
Вступление
3
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
Авторская позиция
4
Комментарий
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Алгоритм работы над сочинением
3. Читаем текст 2 раз, определяем главную мысль, ответ на вопрос задания. Это и будет авторская позиция. Обращаем внимание на «маркеры» авторской позиции:
• Вводные слова;
• Повторы слов, синонимов, мыслей, фраз;
• Оценочная лексика;
• Слова иной стилевой окраски;
• Указания на чувства;
• Риторические восклицания, обращения, вопросы;
• Прямое указание на АП (надо, необходимо, нужно);
• Повелительное и условное наклонение глагола;
• Недосказанность (многоточие);
• Использование средств выразительности (задание 22);
• В художественном тексте обращаем внимание на отношение автора к героям (кто нравится, кто вызывает отвращение).
Алгоритм работы над сочинением К1
4. Записываем авторскую позицию в виде повествовательного предложения. Обязательно используем клише! (Автор считает, что … Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль). Удобно работать в таблице.
1
2
Вступление
Авторская позиция
3
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
4
Комментарий
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Х ороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
Критерий К2
К2. Алгоритм работы над сочинением
5. Подбираем примеры для комментария, ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ:
• Находим в тексте несколько предложений, иллюстрирующих понимание автором заявленной проблемы;
• Выбираем два конкретных примера из текста так, чтобы можно было процитировать в каждом примере-иллюстрации по 1-2 предложению.
• При выборе примеров стараемся сразу выявить связь между ними (противопоставление, следствие, дополнение…);
• К каждому примеру-иллюстрации определяем функцию (пояснение), т.е. АНАЛИЗ. Какую информацию, НЕ НАПЕЧАТАННУЮ В ТЕКСТЕ , мы извлекаем из примера;
• Собираем комментарий: 1 пример-иллюстрация + пояснение к нему, 2 пример-иллюстрация + пояснение к нему, связь между примерами + ее функция. Только за 6 элементов 3 балла! Удобно работать в таблице.
К2. Уточняем значение терминов
ПРИМЕ́Р, -а. Случай, который может быть приведён в пояснение, в доказательство чего-н. Пояснить свою мысль примером (на примере). Примеры употребления слов.
ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ , и, ж. [нем. Illustration
1. Рисунок, фотография, поясняющие или дополняющие какой-н. текст. Книга с иллюстрациями.
2. Пример, поясняющий что-н. Сопровождать лекцию иллюстрациями из повседневной жизни.
К2. Способы «введения» примера
- Цитирование (прямая речь, косвенная речь)
- сжатый пересказ фрагмента
- указание на абзац: В третьем абзаце текста…
- указание на номера предложений: В предложениях 1–3 мы видим описание современной молодёжи.
- указание на место примера в тексте (в начале текста, в середине текста, в конце текста): В конце текста звучит мысль о необходимости быть внимательными к просьбам людям.
К2. Указания по оцениванию
К2. Указания по оцениванию
К2. Уточняем значение терминов
Пояснить указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть (детализировать) указанные смысловые отношения между приведёнными экзаменуемым примерами-иллюстрациями.
Например:
Нетрудно убедиться, что приведённые примеры противопоставлены по смыслу. В первом примере перед нами первое впечатление о человеке , не дающее полного представления о нём, более того, часто создающее ложное, неверное представление . Во втором примере мы уже видим человека в действии , при исполнении им своих обязанностей. Именно тогда формируется правильное представление о Ковалёве – труженике, герое, патриоте.
К2. Смысловая связь
К2. Смысловая связь
Алгоритм работы над сочинением К2
6. Вариант 1. Собираем комментарий, обязательно используя клише (автор пишет о…; мы понимаем, что…; читаем в тексте…; данный отрывок (фрагмент) даёт возможность понять…)
1
2
Вступление
Авторская позиция
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
3
4
Комментарий
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Х ороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Размышляя, рассказчик повествует о своем детстве, о том, что "литература в школе" у него шла "ни шатко ни валко", несмотря на то, что герой грамоте "был изрядно научен дома".
Мы понимаем, что увлечь литературой, чтением насильно нельзя. Не станет подросток делать то, что ему не нравится.
Продолжая рассказ о своем детстве, Горышин повествует о новом учителе Борисе Борисовиче Стахе. Бывший фронтовик говорил школьникам "о счастье быть освобожденным", о весне человечества, о Победе. Именно благодаря новому учителю рассказчик прочитал "книгу, не заданную по литературе, полностью".
Этот пример даёт возможность понять, какое влияние на школьника имеет педагог. Подросток с интересом и без принуждения прочитал книгу, о которой говорил Стах.
Алгоритм работы над сочинением К2
7. Вариант 1. Противопоставление. Связь и её анализ. Обязательно используем клише! (приведенные примеры противопоставлены, второй пример дополняет первый и т.д.; подобное соотношение примеров позволяет понять/ увидеть…) Удобно работать в таблице.
1
2
Вступление
Авторская позиция
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
3
4
Комментарий
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Х ороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
Размышляя, Горышин повествует о своем детстве, о том, что "литература в школе" у рассказчика шла "ни шатко ни валко", несмотря на то, что герой грамоте "был изрядно научен дома". Мы понимаем, что увлечь литературой, чтением насильно нельзя. Не станет подросток делать то, что ему не нравится.
Продолжая рассказ о своем детстве, Горышин повествует о новом учителе Борисе Борисовиче Стахе. Бывший фронтовик говорил школьникам "о счастье быть освобожденным", о весне человечества, о Победе. Именно благодаря новому учителю рассказчик прочитал "книгу, не заданную по литературе, полностью". Этот пример даёт возможность понять, какое влияние на школьника имеет педагог. Подросток с интересом и без принуждения прочитал книгу, о которой говорил Стах.
Приведенные мною примеры противопоставлены . В первом говорится о неудачных попытках в семье повлиять на увлечения подростка. Во втором примере рассказывается о том, как человек, пользующийся авторитетом у мальчика, без усилий сумел привить подростку любовь к чтению.
Алгоритм работы над сочинением К2
6. Вариант 2 (другой комментарий)
1
2
Вступление
3
Авторская позиция
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Х ороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
4
Комментарий
Размышляя, Горышин пишет: «Учитель прочёл нам отрывок из произведения, положил книгу на стол и принялся расхаживать перед нами… Он стал нам рассказывать про войну, которую пронёс на своих плечах, запечатлел в своей душе».
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Мы понимаем, что Борис Борисович заинтересовал школьников своей искренностью, тем, что он был участником событий. От него можно было узнать правду.
Продолжая повествование, автор приводит мысли рассказчика: « Потом я прочёл эту книгу, не заданную по литературе, полностью. Я прочёл её для себя. … Но впервые в жизни я читал не о чём-то таком, чего никогда не бывало и не будет со мной; я находил в книжных словах нечто такое, чем жил сам: войну и весну. Слова становились живыми».
Этот пример даёт возможность почувствовать, что рассказчик стал понимать книгу, поскольку читал заинтересованно, это был его выбор, а не обязательное задание.
Алгоритм работы над сочинением К2
7. Вариант 2. Следствие. Связь и её анализ. Обязательно используем клише! (приведенные примеры противопоставлены, второй пример дополняет первый и т.д.; подобное соотношение примеров позволяет понять/ увидеть…) Удобно работать в таблице.
1
Вступление
2
Авторская позиция
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
3
4
Комментарий
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Хороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
Размышляя, Горышин пишет: «Учитель прочёл нам отрывок из произведения, положил книгу на стол и принялся расхаживать перед нами… Он стал нам рассказывать про войну, которую пронёс на своих плечах, запечатлел в своей душе».
Мы понимаем, что Борис Борисович заинтересовал школьников своей искренностью, тем, что он был участником событий. От него можно было узнать правду.
Продолжая повествование, автор приводит мысли рассказчика: « Потом я прочёл эту книгу, не заданную по литературе, полностью. Я прочёл её для себя. … Но впервые в жизни я читал не о чём-то таком, чего никогда не бывало и не будет со мной; я находил в книжных словах нечто такое, чем жил сам: войну и весну. Слова становились живыми».
Этот пример даёт возможность почувствовать, что рассказчик стал понимать книгу, поскольку читал заинтересованно, это был его выбор, а не обязательное задание.
Информация, изложенная во втором примере, является следствием той, что дана в первом. В первом говорится о том, как тема и подача материала заинтересовали школьников. Во втором примере рассказывается о том, как в результате заинтересованности рассказчик повзрослел и сам проявил интерес к печатному слову.
Алгоритм работы над сочинением К2
7. Вариант 3. Дополнение. Связь и её анализ. Обязательно используем клише! (приведенные примеры противопоставлены, второй пример дополняет первый и т.д.; подобное соотношение примеров позволяет понять/ увидеть…) Удобно работать в таблице.
1
2
Вступление
Авторская позиция
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
3
4
Комментарий
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Хороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
Размышляя, Горышин пишет о новом учителе: «Он стал нам рассказывать про войну, которую пронёс на своих плечах, запечатлел в своей душе». Мы понимаем, что Борис Борисович заинтересовал школьников своей искренностью, тем, что он был участником событий, боевых действий. От него можно было узнать правду, какие-то интересные случаи, которые были на войне.
Продолжая повествование, автор акцентирует внимание читателя на том, о чем рассказывал Стах: « Борис Борисович говорил о счастье быть освободителем и о счастье быть освобождённым. Как одно счастье находит другое, как они соединяются, — и тогда наступает весна, не просто время года, а весна человечества». Этот пример даёт возможность понять, зачем люди воюют, какова была цель советских солдат. Речь шла не о захвате территорий, а о всеобщем счастье. Это восприятие войны было абсолютно новым для подростков.
Второй пример дополняет информацию, изложенную в первом примере. В первом говорится о том, что ожидаемо услышали школьники от учителя, который воевал. А в о втором примере рассказывается о том, как расширилось понимание школьниками войны, ее целей.
Комментарий: клише + цитата + клише + анализ цитаты + клише + связь + клише + анализ связи.
Комментарий
1 пример-иллюстрация
Размышляя , Горышин повествует о своем детстве, о том, что "литература в школе" у рассказчика шла "ни шатко ни валко", несмотря на то, что герой грамоте "был изрядно научен дома".
Пояснение к 1 примеру
Мы понимаем, что увлечь литературой, чтением насильно нельзя. Не станет подросток делать то, что ему не нравится.
2 пример-иллюстрация
Продолжая рассказ о своем детстве, Горышин повествует о новом учителе Борисе Борисовиче Стахе. Бывший фронтовик говорил школьникам "о счастье быть освобожденным", о весне человечества, о Победе. Именно благодаря новому учителю рассказчик прочитал "книгу, не заданную по литературе, полностью".
Пояснение ко 2 примеру
Этот пример даёт возможность понять, какое влияние на школьника имеет педагог. Подросток с интересом и без принуждения прочитал книгу, о которой говорил Стах.
Связь между примерами и ее анализ
Приведенные мною примеры противопоставлены . В первом говорится о неудачных попытках в семье повлиять на увлечения подростка . Во втором примере рассказывается о том, как человек, пользующийся авторитетом у мальчика, без усилий сумел привить подростку любовь к чтению. Именно противопоставление помогает понять особенности психологии подростка.
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами
№
Связь между примерами-иллюстрациями
1
Вопросы
Детализация
2
Способ выражения
3
Можно ли привести подробности?
Указание на следствие
в сочинении
Какие?
… так, например…
4
Подтверждение
Как это может сказаться на…?
… вот почему…
5
Как это подтверждается автором?
… укажем детали…
Объяснение
Из чего это следует?
6
Определение
Почему?
Что с этим связано?
… в подтверждение этих мыслей автора…
… автор объясняет это тем, что…
Аналогия
7
Что обозначает это слово?
Чем это можно объяснить?
… это слово автор понимает по- своему…
На что это похоже?
8
… объясняется это тем, что…
Выделение
Сопоставление и противопоставление
Дополнение – этот вид связи можно указать, если в первом примере есть целостная «картина», а во втором есть нечто, что дополняет целостную картину. Но без дополнения первый пример существует. (см. вариант 3 комментария)
Что здесь главное?
… как и.., здесь прослеживается (обнаруживается)…
… значение этого слова определяет…
… автор текста фиксирует внимание…
С чем это сравнивается?
Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?
Чему это противопоставлено?
… сравним…
… автор противопоставляет…
… автор сравнивает…
Комментарий проблемы (К2). Максимально 3 балла в 2025
1 пример
(ПОЯСНЕНИЕ) смысловая связь названа и
2 пример
(ПОЯСНЕНИЕ)
ПРОАНАЛИЗИРОВАНА
Где должна быть смысловая связь?
В любой части сочинения:
- перед примерами
- после первого примера
- после второго примера.
Но удобнее, когда она расположена после примеров-иллюстраций и пояснений к ним.
Система оценивания К2
1 (1 пример) + (1 пояснение) + 1 (2 пример) + (2 пояснение) +
1 (указана смысловая связь) + (проанализирована смысловая связь) = 3 б.
НО!
Если один из примеров приведён НЕВЕРНО , то за К2 максимально 1 б., К4 – 0 баллов.
(искажаются факты (фактические ошибки в понимании текста),
не иллюстрируется заявленная проблема)
Фактические ошибки в комментарии
Следует различать фактические ошибки , допущенные экзаменуемым при комментировании проблемы исходного текста.
1. Фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста ( концептуальные ), учитываются при оценивании работы по критерию К2 :
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
Обратите внимание : если не засчитывается сам пример или пояснение к одному примеру-иллюстрации, то по критерию К2 не может быть выставлено более 1 балла!
2. Фактические ошибки, не связанные с пониманием проблемы исходного текста, учитываются при оценивании работы по критерию К4 («Соблюдение фактологической точности»); к подобного рода ошибкам относятся
- путаница в именах героев (например, в диалоге);
- неправильное указание инициалов героев или автора исходного текста.
- и т. д.
Алгоритм работы над сочинением К3
Оценивание сочинения по К3
Оценивание сочинения по К3
Виды примеров-аргументов по источникам. К3
Из жизненного опыта экзаменуемого
Из читательского опыта экзаменуемого*
Факт из собственной жизни экзаменуемого и его осознание
Из историко-культурного опыта
Произведение фольклора (кроме малых жанров), миф, Священная книга и их интерпретация
Факт из частной жизни окружающих и его осознание
Конкретное историческое событие или историческая параллель и извлечённые из них уроки
Произведение художественной литературы и его интерпретация
Результат личного эмпирического
Мнение известного деятеля и анализ этого мнения
Произведение научной или научно-популярной литературы и его интерпретация
Традиционный опыт своего или чужого народа и обобщение этого опыта
наблюдения и вывод по нему
Точка зрения близкого или авторитетного человека и её рассмотрение
Произведение публицистики или литературной критики, документальной или мемуарно-дневниковой литературы и его интерпретация
Радио- или телепередача и её разбор
Произведение искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, театра и др.) и его интерпретация
Ссылка на кинофильм (игровой (художественный), документальный; короткометражный, полнометражный, многосерийный), мультипликационный фильм, аниме, мангу, комикс, графический роман, сюжет компьютерной игры и их интерпретация
Научные факты (теории, гипотезы, аксиомы, законы, определения, статистика, данные исследований, экспериментов и экспертиз) и их осмысление
Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для исполнения, и их осмысление
Оценивание по К3
Вопрос: Представим ситуацию, что ученик приводит в сочинении примерно такой аргумент: «Однажды в детстве я увидел фильм, в котором главный герой переводил бабушек через дорогу, за это дорогу назвали в его честь. Этот пример ещё раз убеждает меня в правильности утверждения о необходимости совершать добро в жизни». В сочинении не указан режиссёр фильма, нет даже названия фильма. Принять ли такой аргумент?
Ответ: К названию фильма или иного произведения искусства необходимы дополнительные сведения. Такими сведениями может выступать информация об авторе / режиссёре / героях / актёрах / времени создания и проч. В противном случае эксперт не сможет верно оценить приводимую экзаменуемым аргументацию. Не засчитано .
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Вспомним капитана Тушина, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Это был с виду слабый, маленький офицер, который всегда робел в присутствии начальства. Однако во время Шенграбенского сражения Тушин переступил через свои страхи: когда его батарея оказалась под обстрелом, ему пришлось взять инициативу в свои руки. Он сражался, рискуя жизнью, как настоящий герой. Засчитано.
Алгоритм работы над сочинением К3
8. Записываем «согласен(а) с авторской позицией», указываем, с чем конкретно соглашаемся. Записываем свою позицию (свой тезис по проблеме) и обоснование своего тезиса. Свой пример должен быть конкретным (было с вами, с друзьями, знакомыми, видели в фильме, читали). Обязательно используем клише! Удобно работать в таблице.
1
2
Вступление
(1 абзац)
Авторская позиция
3
Какова роль учителя в жизни человека? Этот вопрос находится в центре внимания Горышина.
(2 абзац)
4
Комментарий
Авторская позиция мне ясна. Горышин пишет: «Своё умственное, нравственное и гражданское взросление, как я теперь понимаю, мне следует считать результатом главным образом уроков литературы и русского языка, то есть нужно сказать «спасибо» учителю Борису Борисовичу Стаху». Хороший учитель способствует взрослению человека. Посмотрим, как раскрывается в тексте данная мысль.
Согласие (с чем), своя позиция и ее обоснование
(1 пример-иллюстрация + пояснение, 2 пример-иллюстрация + пояснение, связь и ее анализ)
Размышляя, Горышин повествует о своем детстве, о том, что "литература в школе" у рассказчика шла "ни шатко ни валко", несмотря на то, что герой грамоте "был изрядно научен дома". Мы понимаем, что увлечь литературой, чтением насильно нельзя. Не станет подросток делать то, что ему не нравится.
(6, 7 абзацы)
(3, 4, 5 абзацы)
Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что учитель помогает школьникам повзрослеть.
Продолжая рассказ о своем детстве, Горышин повествует о новом учителе Борисе Борисовиче Стахе. Бывший фронтовик говорил школьникам "о счастье быть освобожденным", о весне человечества, о Победе. Именно благодаря новому учителю рассказчик прочитал "книгу, не заданную по литературе, полностью". Этот пример даёт возможность понять, какое влияние на школьника имеет педагог. Подросток с интересом и без принуждения прочитал книгу, о которой говорил Стах.
Так, например, педагог не только даёт знания, но и влияет на дальнейшую судьбу своих учеников. Подтвердить данную мысль я могу примером из жизни моей мамы. В школе русский язык и литературу у мамы преподавал молодой талантливый педагог. Благодаря этому человеку ребята знакомились с новинками литературы, посещали театры. Мама говорила, что этот человек учил ребят думать самостоятельно. После окончания школы мама и ещё несколько ребят из ее класса поступили в педагогический институт и уже много лет работают в школе. Так педагог повлиял на выбор профессии.
Приведенные мною примеры противопоставлены. В первом говорится о неудачных попытках в семье повлиять на увлечения подростка. Во втором примере рассказывается о том, как человек, пользующийся авторитетом у мальчика, без усилий сумел привить подростку любовь к чтению.
Критерии оценивания 2025
1
2
1
3
3
Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста
4
Комментарий (1 пример + иллюстрация, 2 пример + иллюстрация, связь и ее анализ)
2
5
Собственное отношение к позиции автора по указанной проблеме исходного текста (согласие, с чем, своя позиция и ее обоснование
1
Фактическая точность речи
2
6
7
1
Логичность речи (7 абзацев + клише)
8
3
Соблюдение этических норм
Орфография
3
9
Пунктуация
3
10
Грамматика
3
Сумма
Речь
макс.
22
Десятикритериальная система оценивания
Критерий К4
Фактическая точность речи
(в 2024 году это был критерий К12, и он назывался «Соблюдение фактологической точности»)
№
К4
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
Фактическая точность речи
Фактические ошибки отсутствуют
1
Допущена одна фактическая ошибка или более
0
Фактическая точность речи
Ошибки в комментарии
Ошибки в обосновании собственного мнения
авторской позиции
При комментировании авторской позиции участником экзамена могут быть допущены фактические ошибки, не связанные с пониманием исходного текста. Подобные ошибки учитываются при оценивании работы только по критерию К4 .
- Незнание исторических фактов (дат, событий и т. д.).
- Неточности в именах, фамилиях, прозвищах исторических деятелей и литературных героев.
- Искажения в названиях произведений, их жанров, ошибки в указании авторов.
- Искажения содержания произведений, неправильное их толкование.
- Неточности в цитатах, в указании их авторства.
Если же допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста, то они учитываются дважды: и по критерию К2 , и по критерию К4 .
Ошибка или нет?
«Му-му»; «Монолиза».
- В романе «Война и мир» солдаты возвращаются с Куликовской битвы.
- Петя Ростов отважно воевал с фашистами.
- Тарас Бульба сначала защищал Золотую Орду, потом боролся со шведами.
- Они [родители Базарова] поехали на рынок, чтобы на последние деньги обеспечить его [Базарова] качественным питанием.
- Аркадий не обиделся на отца за то, что тот родил ему брата-соперника на наследство.
- Арина Родионовна была безграмотной женщиной.
- Гоголь в повести «Шинель» ставит проблему любви к вещам .
- Родион Раскольников идёт на преступление ради денег.
Фактические ошибки, связанные с неверным написанием собственных имен
Фактические ошибки, связанные с вольным обращением с текстом
Ошибки речевые (нет искажения фактов)
Допустимая интерпретация фактов
Важные уточнения
- Ошибка в написании героев исходного текста относится к фактическим:
если экзаменуемый путает имена, отчества, фамилии героев исходного текста, ошибку следует классифицировать как фактическую, ведущую к снижению балла по К4.
- Ошибка в написании автора исходного текста относится к фактическим:
если фамилия, имя, отчество автора исходного текста написаны неверно (например, вместо «Д.С. Лихачёва» написано «Д.Д. Лихачёв»; «С.Д. Лихачёв»; «Лиходеев»), даже если неверное написание автора исходного текста встречается наряду с правильным написанием, ошибку следует классифицировать как фактическую, ведущую к снижению балла по К4.
- Ошибка в определении количества авторов исходного текста относится к фактическим:
если у исходного текста несколько авторов, а экзаменуемый по инерции пишет: «Автор считает…», ошибку следует классифицировать как фактическую, ведущую к снижению балла по К4.
Анализируем пример
Разные написания ФИО автора исходного текста Валентина Петровича Катаева
Вид ошибки
- катаев (строчная буква) – орфографическая ошибка
- Катав (пропуск буквы) – фактическая ошибка
- Кавтаев (добавление буквы) – фактическая ошибка
- Котаев (замена буквы) – фактическая ошибка
- Вадим Александрович (замена отчества) – фактическая ошибка
- Петр Валентинович (перестановка имени и отчества) – фактическая ошибка
Написание любых имён собственных подчиняется предложенному алгоритму
( Санкт-Петербург, «Преступление и наказание», «Комсомольская правда» и др.)
Оценка задания 27 по К4-К10
Оценка задания 27 по К7-К10
Удачи!!!