СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение на ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная прзентация поможет при подотовке к написанию сочинения

Просмотр содержимого документа
«Сочинение на ЕГЭ»

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку Задание 27

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Задание 27

 Задание части С Формулируем проблему текста  Учимся комментировать  Позиция автора  Своя позиция и аргументы  Композиция сочинения  Поговорим об ошибках  Обобщение
  • Задание части С
  • Формулируем проблему текста
  • Учимся комментировать
  • Позиция автора
  • Своя позиция и аргументы
  • Композиция сочинения
  • Поговорим об ошибках
  • Обобщение
 Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

Что такое проблема текста? Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.  Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации. Problema (лат.)-задача, вопрос   Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1981-1984) Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем.  Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом.  ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Что такое проблема текста?

Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.

Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.

Problema (лат.)-задача, вопрос Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1981-1984)

Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем.

Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом.

ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

философские социальные политические нравственные экологические

философские

социальные

политические

нравственные

экологические

Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления В чём смысл человеческой жизни?  Что такое свобода?  Как связаны человек и мышление?

Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления

В чём смысл человеческой жизни?

Что такое свобода?

Как связаны человек и мышление?

Касаются устройства и жизни общества Можно ли избежать социальной несправедливости?  Возможно ли построение идеального общества?  Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Касаются устройства и жизни общества

Можно ли избежать социальной несправедливости?

Возможно ли построение идеального общества?

Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Политические проблемы Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп Как создать правовое государство?  Как защитить политические права и свободы человека?  Нужна ли обществу цензура?

Политические проблемы

Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп

Как создать правовое государство?

Как защитить политические права и свободы человека?

Нужна ли обществу цензура?

Экологические проблемы Отражают взаимодействие человека и окружающей среды Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?  Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?  Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Экологические проблемы

Отражают взаимодействие человека и окружающей среды

Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?

Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Нравственные проблемы Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность )  Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?  Следует ли помогать ближнему?

Нравственные проблемы

Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения

Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность )

Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?

Следует ли помогать ближнему?

Как сформулировать проблему? Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п. Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор. Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях , но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…  Автор рассуждает над проблемой…. В тексте поднимается проблема… Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…

Как сформулировать проблему?

Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п.

Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор.
  • Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?
  • Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях , но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…

  • Автор рассуждает над проблемой….
  • В тексте поднимается проблема…
  • Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…
Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте  ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.  ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.  Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ .  Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ .  Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ .  Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ .  Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.  Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте

  • ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
  • ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
  • Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ .
  • Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ .
  • Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ .
  • Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ .
  • Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
  • Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
Что такое комментарий? Объяснение текста с опорой на вопросы:  Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Как выражено авторское отношение к изображаемому? Какие эмоции автора выражены в тексте?   Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)  Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.   Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

Что такое комментарий?

Объяснение текста с опорой на вопросы:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чём заостряет внимание?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Как выражено авторское отношение к изображаемому?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?

Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)

  • Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.

  • Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

Как оформить комментарий?  Автор раскрывает проблему на примере…  В центре внимания автора…  Автор говорит о том, что…  Автор обращает внимание на …  Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…  Автора волнует (тревожит)…

Как оформить комментарий?

  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • В центре внимания автора…
  • Автор говорит о том, что…
  • Автор обращает внимание на …
  • Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…
  • Автора волнует (тревожит)…
Обратите внимание!!!

Обратите внимание!!!

   Способы отсылки к тексту:  1 . ссылка на номера предложений;  2. прямое цитирование;  3. косвенное цитирование;  4. размышления над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Способы отсылки к тексту: 1 . ссылка на номера предложений; 2. прямое цитирование; 3. косвенное цитирование; 4. размышления над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Что такое позиция автора? Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. ПРОБЛЕМА = ВОПРОС ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Что такое позиция автора?

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

ПРОБЛЕМА = ВОПРОС

ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Как выявить позицию автора? Авторская позиция проявляется :

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется :

Языковые средства, выражающие авторскую позицию Оценочная лексика Вводные слова Образные средства Правда-ложь Польза-вред Подлинный-мнимый Несомненный-сомнительный Отношение говорящего к сообщаемому  Достоверность сообщаемого  Эпитеты Метафоры Риторические вопросы и восклицания И др.

Языковые средства, выражающие авторскую позицию

Оценочная лексика

Вводные слова

Образные средства

  • Правда-ложь
  • Польза-вред
  • Подлинный-мнимый
  • Несомненный-сомнительный
  • Отношение говорящего к сообщаемому

  • Достоверность сообщаемого

  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Риторические вопросы и восклицания
  • И др.
Как сформулировать позицию автора? Постарайтесь ответить на вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам? Позиция автора такова… Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что…

Как сформулировать позицию автора?

Постарайтесь ответить на вопросы:

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
  • Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
  • Позиция автора такова…
  • Автор считает, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • В тексте доказывается мысль о том, что…
  • Основная мысль текста заключается в том, что…
Тезис В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис подчиняется следующим правилам:  Формулируется чётко и недвусмысленно Не изменяется в течение всего обоснования Его истинность должна быть доказана неопровержимо Доказательства не могут исходить из тезиса

Тезис

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Тезис подчиняется следующим правилам:

  • Формулируется чётко и недвусмысленно
  • Не изменяется в течение всего обоснования
  • Его истинность должна быть доказана неопровержимо
  • Доказательства не могут исходить из тезиса
  • Я полностью согласен с автором… Я тоже считаю, что… Трудно не согласиться с автором… Я разделяю чувства а втора и думаю…
  • Я полностью согласен с автором…
  • Я тоже считаю, что…
  • Трудно не согласиться с автором…
  • Я разделяю чувства а втора и думаю…
  • В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне бы хотелось поспорить… Позиция автора близка мне, но… Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд…
  • В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне бы хотелось поспорить…
  • Позиция автора близка мне, но…
  • Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд…
  • Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав…
  • Я считаю, что автор не прав, потому что…
  • Я считаю необходимым возразить автору…
  • Я думаю, следует не согласиться с автором…
  • Мне кажется, автор не вполне прав…

Конструкции для выражения своей позиции

СОГЛАСИЕ

ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ

НЕСОГЛАСИЕ

В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»

Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.

Что такое аргументация? Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…» Аргументы надо приводить в системе ( Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала )  Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Что такое аргументация?

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками

Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Аргументы надо приводить в системе ( Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала ) Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Типы аргументов Чаще всего используются следующие аргументы:  Факты и события  Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений  Пословицы и поговорки  Примеры из личной жизни и жизни окружающих  Примеры из художественной литературы

Типы аргументов

Чаще всего используются следующие аргументы:

  • Факты и события
  • Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений
  • Пословицы и поговорки
  • Примеры из личной жизни и жизни окружающих
  • Примеры из художественной литературы
Типы аргументов По характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и С точки зрения содержания принято различать аргументы аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса)           против естественные искусственные Должны убедить в том , что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критику

Типы аргументов

По характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и

С точки зрения содержания принято различать аргументы

аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса)

против

естественные

искусственные

Должны убедить в том , что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критику

Естественные аргументы Естественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде».

Естественные аргументы

Естественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде».

Искусственные аргументы Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого.

Искусственные аргументы

Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого.

Композиция сочинения

Композиция сочинения

С чего начать? Начало сочинения – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст. ЗАЧИН Не должен быть очень большим Должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

С чего начать?

Начало сочинения – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст.

ЗАЧИН

  • Не должен быть очень большим
  • Должен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности
  • Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Чем закончить? Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Должно быть коротким и ёмким Должно быть логически связано с основной частью Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть

Чем закончить?

Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Должно быть коротким и ёмким
  • Должно быть логически связано с основной частью
  • Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора) Сформулируйте проблему и позицию автор а Продумайте комментарий ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста) Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

  • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора)
  • Сформулируйте проблему и позицию автор а
  • Продумайте комментарий ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста)
  • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован) 6. Работая над черновиком , продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы 7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании. 8. Перечитайте сочинение , чтобы исправить допущенные ошибки.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован)

6. Работая над черновиком , продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы

7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании.

8. Перечитайте сочинение , чтобы исправить допущенные ошибки.

Текст Дмитрия Сергеевича Лихачева

Текст

Дмитрия Сергеевича Лихачева

 (1)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.  (2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.  (3)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (4)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек...

(1)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. (3)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (4)Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутьё, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет интеллигентный человек...

 ( 5)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого.  (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).  (7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.  (9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

( 5)Интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). (7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. (9)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

 (10)Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (11)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.  (12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.  (14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других : — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (15)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. (16)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (17)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (18)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведёт к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убеждён. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(10)Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (11)А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (12)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других : — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... (15)Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на всё реагирующий. (16)Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. (17)Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. (18)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (19)Душевная слабость ведёт к физической слабости. (20)Я не врач, но я в этом убеждён. (21)Долголетний опыт меня в этом убедил.

 (22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.  (23)Да, именно красивым.  (24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.  (25)Социальный долг человека — быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

(22)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (23)Да, именно красивым. (24)Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. (25)Социальный долг человека — быть интеллигентным. (26)Это долг и перед самим собой. (27)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

 Способы отсылки к тексту:   1. ссылка на номера предложений  2. прямое цитирование  3. косвенное цитирование  4. размышления над фактами, событиями, описываемыми в тексте

Способы отсылки к тексту: 1. ссылка на номера предложений 2. прямое цитирование 3. косвенное цитирование 4. размышления над фактами, событиями, описываемыми в тексте

 Сочинение по данному тексту  Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значением. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «образованность», а ведь это далеко не одно и то же.  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, будучи по-настоящему интеллигентным человеком, в своей статье ставит проблему интеллигентности и помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интеллигентности важна всегда, но сегодня, я думаю, особенно. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная чёрствость и пустота. По словам Лихачёва, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать (предложения 10-11). Интересна и мысль о том, что душевное состояние человека отражается на его физическом здоровье.

Сочинение по данному тексту Как часто мы употребляем выражение «интеллигентный человек», не очень задумываясь над его истинным значением. Нередко мы путаем понятия «интеллигентность» и «образованность», а ведь это далеко не одно и то же. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, будучи по-настоящему интеллигентным человеком, в своей статье ставит проблему интеллигентности и помогает нам понять различия между истинной и ложной интеллигентностью. Проблема мнимой и подлинной культуры, нравственности и интеллигентности важна всегда, но сегодня, я думаю, особенно. Ведь как часто за маской внешней добропорядочности кроется душевная чёрствость и пустота. По словам Лихачёва, «интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого». Автор считает, что интеллигентность можно и нужно развивать и тренировать (предложения 10-11). Интересна и мысль о том, что душевное состояние человека отражается на его физическом здоровье.

 Русская интеллигенция на протяжении веков создавала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура. Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают.  Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Николая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества — доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность.

Русская интеллигенция на протяжении веков создавала духовные богатства, наполняла жизнь нравственным смыслом, несмотря на гонения и унижения. Это мы видим на примере литературных героев, таких как булгаковский профессор Преображенский, жизнь посвятивший служению науке и понимающий, что к власти пришли хамы, которым не нужны ни наука, ни культура. Злоба и зависть руководят поступками этих шариковых. Они не способны строить, они только разрушают. Интересен образ старого провинциального интеллигента из повести писателя Владимира Железникова «Чучело» Николая Николаевича Бессольцева, собирателя картин. Его главные качества — доброта и бескорыстие, и внучку Лену он учит этому, хотя люди к ним жестоки и несправедливы. Но другими они не станут, так как им присуща внутренняя интеллигентность.

  Заключительные слова статьи Лихачёва обращены к каждому из нас: «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой». Я считаю, к ним стоит прислушаться.

Заключительные слова статьи Лихачёва обращены к каждому из нас: «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой». Я считаю, к ним стоит прислушаться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!