Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»
Цели: развивать наблюдательность, умение составлять рас-вкнз по картине, навыки монологической речи; прививать интерес к произведениям живописи.
Планируемые результаты:
Предметные: умения подбирать материалы к со-Цинению, устно и письменно описывать произведения живописи, Объяснять языковые явления.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Коммуникативные УУД:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Личностные УУД:
- .Адекватно воспринимать оценку учителя.
-– выражать положительное отношение к процессу познания:
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Упр. 223 — обсуждение вопросов, составление схемы сложною предложения (3) на доске.
Комментарии
Сложные слова: медпункт, КП, миномётчиков, комдив, комбат. Все слова, кроме миномётчиков, сложносокращённые: медпункт — медицинский пункт, КП — командный пункт, комдив -командир дивизии, комбат — командир батареи.
Сложное существительное миномётчик образовано от сложного существительного миномёт суффиксальным способом с помощью суффикса -чик-, а оно, в свою очередь, образовано от основ слов мина и метать. Словообразовательная цепочка: миномётчик мина, метать.
2. Упр. 224 — подготовленный диктант. (Предварительно следует обсудить вопрос и пояснить значе ние слова эстамп — оттиск, отпечаток, снимок с гравюры, выполненной художником или мастером-гравёром.)
III. Работа по теме уроков
1. Беседа по картине
(В основе — вопросы упр. 225.)
Дополнительные вопросы
- Каковы ваши первые впечатления от картины?
- Что изображено на фрагментах картины?
- Как вы думаете, почему именно эти фрагменты выделены''
- Какие цвета использует художник?
- Какое настроение создаёт картина?
2. Составление плана описания картины . Примерный план
Введение. Почему картина называется «Утро»?
Описание картины:
а) как изображена героиня;
б) каково значение интерьера.
3. Заключение. Какое настроение создаёт картина?
3. Подготовка к написанию сочинения
- Каковы этапы работы над описанием произведения ?
- Что необходимо учитывать при работе над планом сочинения (Устные рассказы по картине.)
4. Написание сочинения (урок 68)
Материал для учителя
Картина называется «Утро» не только потому, что в названии картины указано время дня. У слова утро есть ещё несколько смыслов. Судя по яркому свету, льющемуся из окон, по распахнутому настежь балкону, по вьющимся на балконе растениям, на картине изображена весна — утро. Героиня картины — девочка-подросток, а детство — это утро жизни
Девочка в центре картины. Она хрупкая, худенькая, стройная, вся устремлённая вверх. Она занимается утренней гимнастикой. На фрагменте картины можно увидеть, как сосредоточенно и одухотворённо её лицо, как гармонирует её фигурка с удлинёнными линиями и светлыми красками картины. Мы видим часть просторной, пронизанной солнцем комнаты с балконом и окном, обрамлёнными вьющимися растениями. В простенке — кашпо и декоративная тарелка с природным орнаментом. Слева — ещё не убранная постель: девочка, едва проснувшись, делает гимнастику. На переднем плане круглый стол, покрытый льняной скатертью с длинной бахромой. На столе глиняный кувшин, хлебная тарелка, прикрытая салфеткой, чашка. На стуле аккуратно сложена одежда. Комната производит впечатление опрятности, чистоты, свежести.
Художник пользуется светлыми, солнечными красками: охристо-жёлтой, молочно-белой, голубоватой, светло-зелёной. Рамы окна и балкона, полосы на скатерти, тени на чистом паркетном полу задают бодрый ритм.
Картина создаёт весеннее, приподнятое настроение, заряжает жизнерадостностью и оптимизмом.
IV. Подведение итогов уроков
— Какие ключевые слова помогли описать картину?
Домашнее задание
Учебник: самостоятельно изучить § 43.