II.Актуализация знаний | -Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы что такое притча? -Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чём эта притча. -Как вы думаете, о чём эта притча? -На какой вопрос нам предстоит найти ответ? -Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на вопрос «Что такое счастье?», а наши размышления оформим в виде сочинения. | -При́тча — это малый поучительный рассказ заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Учащиеся слушают аудиозапись притчи «Легенда о Счастье» -Эта притча о счастье. -На вопрос «Что такое счастье?» |
III. Работа над темой урока | Постановка проблемы: -Что такое счастье? Может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? -У каждого из вас есть сердечко, напишите на нём, кто может, ответ на вопрос, используя только одно слово. -Все ли смогли дать определение «счастью»? -В конце урока у вас будет возможность ещё раз ответить на этот вопрос. Решение проблемы. Сбор материала для сочинения: -А сейчас посмотрите, что я принесла на урок? -Цветик-семицветик – волшебный цветок. Он поможет нам узнать, что такое счастье. На каждом лепестке этого цветочка записано слово, которое и является определением к счастью, но посмотреть это слово мы сможем только тогда, когда сами его разгадаем. -А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? Итак, чтобы разгадать первое слово, отправляемся в сказку «Цветик-Семицветик». Чтобы очутится в сказке, вспомните, какие волшебные слова говорила главная героиня девочка Женя. Давайте произнесём их вместе. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались в сказке. -Какое последнее желание загадала Женя? -Почему это желание оказалось полезным? -Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? -Давайте посмотрим, какое слово записано на первом лепестке. Дети переворачивают лепесток, читают слово «здоровье». -Итак, счастье – это здоровье. Вы согласны? -А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему? -Какое слово скрыто за вторым лепестком? -Может ли помощь другим людям сделать человека счастливым? | Ответы учащихся -Нет, не все. -Это цветик-семицветик. -Валентин Катаев Цветик-Семицветик Дети произносят волшебные слова, на экране появляется отрывок из мультфильма «Цветик-Семицветик». -Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик. -Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить. -Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье. Дети высказывают своё мнение. -Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику. Дети переворачивают лепесток, читают слово «помощь, добрые дела». Дети высказывают своё мнение. |
V. Подготовка к написанию сочинения | -Что является счастьем для девочки? -Как вы думаете, какое слово спрятано за третьим лепестком? -Давайте проверим. -Согласны ли вы с девочкой? -В поисках следующего слова, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости традиций русского народа. Где сохранилась мудрость русского народа? На экране появляются русские народные пословицы: ЛЮБОВЬ И ТРУД СЧАСТЬЕ ДАЮТ. ДРУЖБА И СЛУЖБА — ВОТ СЧАСТЬЕ НАШЕ. -Как вы понимаете смысл каждой пословицы? Счастливым может стать только тот, кто трудится, что-то делает для этого. Каждый строит своё счастье сам. -В чём видел счастье русский народ? -А сейчас приносят счастье труд, дружба, любовь? -Последний лепесток остался неразгаданным. Я открою вам секрет-этот лепесток пустой. Почему. Слово для этого лепестка вы придумает сами, ведь у каждого человека своё счастье. | -Мамино имя, мама, семья. -Семья Дети переворачивают лепесток, читают слова «семья, мама». Дети высказывают своё мнение. -В русских народных сказка, поговорках, пословицах, песнях. Дети высказывают своё мнение. -Труд, дружба, любовь Дети высказывают своё мнение. |
VI. Закрепление изученного материала | -Вспомните цель нашего урока. -Какой тип текста будем использовать для сочинения? Открыть слайд с типами текста, если возникают затруднения. -Почему рассуждение? Что значит рассуждать? -Давайте вспомним структуру текста рассуждения. Структура текста-рассуждения: -Откройте конверты. Перед вами три интересных слова. Знакомы ли они вам? Я рада вам объяснить, что означает слово тезис,…? -Расположите части текста по порядку. Перед вами план (структура) текста рассуждения. -Каким будет тезис? Слова-связки. Для того чтобы вам было легче высказать свою мысль, построить высказывание, обратить внимание на следующие фразы: На экране появляются фразы: Я считаю, что счастье – это…., потому что (так как) … . … - это настоящее счастье, так как (потому что)… . -Из скольких частей они состоят? -Связаны ли части между собой? -Какие слова используются, чтобы связать части между собой? -Слова потому что, так как, вот почему, поэтому - слова-связки, они помогают связать предложения, части предложений между собой. -Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека? Объясните, почему. Вы можете использовать слова на лепестках и фразы. -Чтобы ваши высказывания были боле полными, красивыми, вы можете использовать в качестве аргументов «опорные» слова. -Помогают, поддерживают, заботятся, значимость, радость, совет, общение, удовлетворение, успешность, добиться цели. -Попробуйте теперь порассуждать о том, что такое счастье. | -Написать сочинение -Рассуждение -Это значит искать ответ на какой-то вопрос, что-то объяснять, доказывать. -Тезис, аргументы, вывод Работа в парах и у доски Что такое счастье -Из двух -Да -Потому что, так как |
VII. Итог урока .Рефлексия. | Зачитываются 2 сочинения. -Положите перед собой сердечки. Те ребята, кто не ответил на вопрос, что такое счастье в начале урока, могут сделать это сейчас, а если кто-то из вас поменял свое мнение, можете отразить это на обратной стороне сердечка. У каждого из вас на листочке есть цветик –семицветик. Один лепесток его не закрашен. Закрасьте его сами. Кому было легко ответить на вопрос, закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения – зелёным, а если вы считаете, что так и не смогли найти ответ-жёлтым. | |