МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МАОУ «СОШ № 49» _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Руководитель МАОУ «СОШ № 49» _____________/ Л.В.Попова / ФИО Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Панаева Наталья Борисовна,
учитель высшей квалификационной категории
______________________________________________
Ф.И.О., категория
«Теория и практика написания изложения и сочинения»
4 класс (1,5 часа в неделю)
_______________________________________________
Предмет, класс и т.п.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
1.Соответствие Государственному образовательному стандарту. Ссылка на нормативные документы)
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Основной образовательной программой начального общего образования, Уставом МАОУ «СОШ № 49».
2. Адресат
Программа рекомендована учащимся 4 класса для развития умения и подготовки к написанию изложений и сочинений.
3.Объем и сроки обучения
Программа по курсу «Теория и практика написания изложений и сочинений.» общим объемом 51 часов изучается в течение учебного года 1,5 часа в неделю.
4. Роль и место дисциплины (курса, предмета)
Особое место данного курса обусловлено необходимостью подготовки к написанию изложений и сочинений для дальнейшего успешного обучения в основной школе, поскольку из учебного плана в связи с переходом на пятидневку из части, формируемой участниками образовательных отношений убрали 1 час отведенный на написание изложений и сочинений.
5. Актуальность
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться изложению и сочинению – рассуждению, предусмотренным новой формой итоговой аттестации на выходе из школы. Новизна курса в предоставлении большего количества разнообразных текстов, которые можно использовать для анализа. Отбор текстов и заданий осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентировано внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов, заданий.
6.Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умение выделять главное, доказывать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения писать сочинения;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
7.Основные принципы распределения материала:
системность: тексты и темы сочинений располагаются в определённом порядке;
принцип «от простого — к сложному»: тексты и задания постепенно усложняются;
увеличение объёма текстов;
наращивание темпа выполнения работы;
Курс включает: 1,5 часа в неделю: 51 часов в течение года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса во 4-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план текста, рассказы;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса во 4-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий.
Календарно-тематическое планирование курса
«Теория и практика написания изложений и сочинений. Подготовка к ВПР» для 4 класса
I полугодие
№ | Содержание | Продолжительность урока | Учебное пособие «Сборник текстов для изложений» 2-4 классы | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Сочинение «Берегите природу!» | 60 минут | | находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2 - 3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; выполнять разборы. |
2 | Подробное изложение «Звонкая песня». Морфемный разбор слов | 60 минут | Стр 105 |
3 | Сочинение «Не все то-золото, что блестит» | 60 минут | |
4 | Подробное изложение «Золотой луг». Морфологический разбор слов | 60 минут | Стр 108 |
5 | Сочинение «Нужно всегда говорить правду» | 60 минут | |
6 | Подробное изложение «Страшный клад». Фонетический разбор слов | 60 минут | Стр 109 - 110 |
7 | Изложение с творческим заданием «Медведь и лиса» | 60 минут | Стр 111 |
8 | Сочинение «Мой любимый предмет» | 60 минут | |
9 | Изложение с творческим заданием «Орёл и кошка» Орфографическая подготовка | 60 минут | Стр 112 |
10 | Сочинение «Описание любимого животного» | 60 минут | |
11 | Подробное изложение «Пожар в море». Морфологический разбор слов | 60 минут | Стр 114 |
12 | Сочинение «Описание картины Тройка Василия Перова» | 60 минут | |
13 | Подробное изложение «Сорока». Синтаксический разбор предложений | 60 минут | Стр 116 |
14 | Подробное изложение «Ворон». Синтаксический разбор предложений | 60 минут | Стр 122 |
15 | Сочинение "Описание картины Аленушка В.М. Васнецова" | 60 минут | |
16 | Подробное изложение «Сосульки». Фонетический разбор слов | 60 минут | Стр 126 |
17 | Подробное изложение «Беспокойный хвостик». Синтаксический разбор предложений | 60 минут | Стр 127 |
18 | Подробное изложение «Двойка» | 60 минут | Стр 129 |
19 | Сочинение "Сочинение по картине – Рожь И.И. Шишкин" | 60 минут | |
20 | Подробное изложение «Берестяная трубочка» | 60 минут | Стр 140 |
21 | Подробное изложение «Подводные ежи». Фонетический разбор слов | 60 минут | Стр 146 |
22 | Изложение с творческим заданием «Заботливая мамаша» | 60 минут | Стр 144 |
23 | Подробное изложение «Ничего не сделали». Синтаксический разбор предложений | 60 минут | |
24 | Сочинение "Сочинение по картине - Свидание В.Е. Маковского" | 60 минут | |
25 | Подробное изложение «Акула» | 60 минут | Стр 148 |
26 | Сжатое изложение «Последняя льдина» | 60 минут | Стр 151 |
27 | Подробное изложение «Ребята и утята» | 60 минут | Стр 157 |
28 | Подробное изложение «Смородинка» | 60 минут | Стр 158 |
29 | Подготовка к ВПР «Орфографическая подготовка» | 60 минут | Стр 159 |
30 | «Фразеологизмы. Пословицы» | 60 минут | |
31 | Сочинение «Наблюдать за природой можно, не разрушая её» Орфографическая подготовка | 60 минут | |
32 | Изложение с творческим заданием «Суворов» | 60 минут | Стр 161 |
33 | Изложение с творческим заданием «Как появились Олимпийские игры» | 60 минут | Стр 180 |
34 | Сочинение на тему «Школа моей мечты» | 60 минут | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения письменных работ;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Список литературы:
Для учителя:
Сборник текстов для изложений. 2-4 классы/Сост. И.Ф.Яценко.- М.: ВАКО, 2014.-256с. – (Мастерская учителя) Соответствует ФГОС
Линия учебно-методических комплектов А.В.Поляковой. Русский язык 1-4 классы (система Л.В.Занкова)
Интернет - ресурсы
6