Три правды в пьесе А.М. Горького «На дне»: Бубнова, Луки, Сатина.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Беранже.
Максим Горький, великий пролетарский писатель-гуманист, всю свою жизнь мечтал о сильном человеке «с солнцем в крови», свободолюбивом, гордом, умеющем противостоять жизненным обстоятельствам и побеждать в поединке с судьбой. Это была не пустая декларация, а твердое убеждение, приобретенное собственным жизненным опытом. «Человек создает сопротивление окружающей среде», - утверждал Алексей Максимович. Он презирал людей слабых, притерпевшихся к страданию, к пошлости и серости жизни. Эту тему он развивал в ранних, романтических произведениях, эта тема стала центральной в социально-философской драме «На дне».
Перед нами на страницах пьесы происходят трагические судьбы обитателей костылёвской ночлежки. Вот умирающая Анна. «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала, мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила». Невольным сочувствием к несчастной женщине наполняется наше сердце. Не менее трагична судьба Барона. «Пропил всё, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… Служил в казённой палате… Мундир, фуражка с кокардой… растратил казённые деньги, - надели на меня арестантский халат… потом – одел вот это… И всё… как во сне»… Возможно, по-настоящему талантливый когда-то Актёр спился. Так по-разному люди оказываются не просто на обочине – на дне жизни, перестают чувствовать себя достойным членом общества. Но иногда и в их душах воскресает забытое, потерянное достоинство. Бывший слесарь Клещ, единственный из всех мечтающий о работе, утверждающий, что честным трудом можно вернуться к нормальной жизни. «Я – рабочий человек… Мне глядеть на них стыдно… Кожу сдеру, а вылезу…» Но ход истории доказывает, что в условиях дикого накопления капитала простому человеку честным трудом со дна не выбраться, как не смог вернуться к нормальной жизни Актёр, повесившийся в последнем акте. Их судьбы – это обвинение бесчеловечному обществу.
«Нужно изменить мир, чтобы каждый чувствовал себя человеком», - утверждают одни. «Ничто не может изменить жизнь» - считают другие. Где же истина? Её пытаются найти в споре о правде Лука, Сатин и Бубнов.
Позиция Бубнова фаталистична. Отсюда – равнодушие как к чужому страданию, так и к собственной судьбе. «Все люди на земле – лишние». Люди на земле живут, как щепки по реке плывут… Строят дом, а щепки – прочь».В его «мудрости» черствость, равнодушие к человеку, скептицизм, даже всеразрушающий нигилизм.
Старик Лука не согласен с такой правдой. А каковы же взгляды самого старика? «Человеком родился – человеком и помрёшь». Он убежден в одном: человека пожалеть никогда не вредно». Недаром его признали все ночлежники, а самый умный из них, Сатин, понял, что Лука выразил истинную правду о человеке со всеми его слабостями и добродетелями.
Сам же Сатин – пьяница и шулер. Но его монологи о человеке и правде являются кульминационными в пьесе. Звучат взволнованные слова, и мы инстинктивно, сердцем соглашаемся с ними: «Человек – это звучит гордо!»
Но научились ли мы за сто лет, прошедших со дня написания драмы, уважать человека? К сожалению, ответ неутешителен. По-прежнему роются в помойках босяки, по-прежнему властвуют «сильные мира сего», подобные Костылёву. И вновь набатом звучит пьеса Горького: «Всё – в человеке! Всё – для человека!» И хочется верить: общество придёт к убеждению, что человек должен быть «самым красивым явлением на нашей планете».
А что касается правды… У каждого она своя. Пусть Бубнов проповедует правду «голого факта» (нужно же когда-то и нелицеприятное высказать), пусть Лука льёт елей обольстительного обмана (кому-то это поможет встать на ноги), но лично я верю только в силу духа, в возможности – неограниченные – человека.
Ради жизни на земле…
(К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.
С. Орлов.
Не верьте тому, кто скажет, что Великая Отечественная война – страшный сон давно минувших лет, а сейчас это только традиционная солдатская каша, да полет истребителей над Красной площадью, да песня про «раскудрявый клен зелёный, лист резной»; ну разве что ещё в какой-нибудь Белоруссии попадаются, как заживающие раны, полузасыпанные окопы, заросшие березняком… Вот мы с вами в нынешнем Бишкеке, бывшем в самом что ни на есть глухом туркестанском тылу, а только вглядись внимательно – и вот они, сороковые годы: БЧК, прорытый вручную в самое тяжелое время через полстраны; ЗИЛ – завод-гигант, выпускавший танки; памятные таблички на домах – о тех, кто не вернулся и уже никогда не вернётся назад: и с каждым годом всё меньше и меньше их становится – лица ветеранов, тех, кто может ещё рассказать о том, что такое мужество, и вера, и жажда жизни, и «смертный бой не ради славы – ради жизни на земле».
… Много книг написано, много песен спето о суровых годах. Кажется, что сами люди жили тогда в другом измерении. Пожалуй, нашему современнику, с его пристрастием к телесериалам и подсчетам калорий, трудно представить, какой такой моторчик двигал тех, кто без сна и отдыха, недоедая, строил и воевал. Как «часто бывало, шёл без привала, шёл вперёд солдат». Полвека назад Илья Эренбург призвал прославить нашего пехотинца. А я призываю прославить весь народ, который невероятными, непостижимыми разуму усилиями смог не только сам выстоять, но и спасти мир.
Я думаю, жизнь всего поколения тех страшных лет служит примером подлинного героизма. Несмотря на все ужасы, все разрушения, «война народная, священная война» словно заставила людей проявить самые лучшие духовные стороны. Подвиги солдат и офицеров вписаны уже в учебники, но в каждой семье помнят ещё и о великой (сейчас бы сказали, «беспрецедентной») силе духа тыловиков. Их труд, описанный в произведениях Ф. Абрамова и В. Астафьева, вызывает не только удивление, - благоговение. Актёры блокадного театра… Фронтовые корреспонденты… Хозяйки, научившиеся печь хлеб изо мха.
Тяжёлое время словно стало проверкой на крепость всего народа. Чем дальше от Великой Отечественной – тем больше начинаешь задумываться не только о делах и действиях, но и о чувствах и отношениях тех, кто прошёл это испытание. Здесь любовь превращалась в молитву-оберег: «Жди меня, и я вернусь» - никаких сомнений тут и быть не могло! – а дружбы становилась крепче камня. Только сплочённый патриотизм и самоотдача могли противостоять стальной мощи гитлеровской армии и остановить самое чудовищное преступление всех веков. Самое чудовищное, потому что по существу это было преступление не против политического строя или отдельного государства; это было преступление против самой возможности жить. Как поётся в песне В. Высоцкого:
… Шар земной мы локтями толкали вперёд,
Чтобы солнце взошло на востоке.
Миллионы людей плечом к плечу врастали в землю – и оставались в земле – чтобы солнце всё-таки взошло над головами следующих поколений
И мне непонятно, как, каким образом может вновь возрождаться фашизм в России и Европе. Святотатством выглядят марши престарелых эсэсовцев по улицам балтийских городов, ультранационалистические лозунги в Париже и Москве. Неужели мир оказался плохим учеником, и шестидесяти лет достаточно, чтобы забыть уроки второй мировой войны? Что за странная амнезия поразила вдруг народы Европы, например?
Наверное, начало такому расстройству памяти положили мы сами – с лицемерным стеснением отводя глаза орт стариков ветеранов, которым так нужна наша поддержка и помощь. Вычёркивая из памяти этих стариков, мы вычёркиваем не только горестный опыт – мы вычеркиваем целую эпоху, в которой, между прочим, заложено «всё, что тебя касается, всё, что меня касается». Не к нам ли обращены слова В. Распутина: «Живи и помни, кому ты жизнью обязан?» Помни, что есть на земле мужество, стойкость, верность. Помни, что ты не один. Помни, что тебе есть чем гордиться, потому что народ, победивший в самой жестокой и бесчеловечной войне – это твой народ, твои деды и прадеды, защитившие мир шестьдесят лет назад.
.
Несгибаемость духа и веры в поэзии А. Ахматовой.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу…
А. Ахматова
Лирика Серебряного века – мир таинственных перевоплощений, волшебства и очарований. Серебряный век – это целое созвездие поэтов, живших в переломную эпоху начала ХХ века, во время революций и войн. Это не могло не сказаться на их творчестве. В противовес крови и страданиям в жизни, они создавали мир «вечной женственности», красоты, любви и радости. Среди представителей Серебряного века особым блеском сверкает имя Анны Андреевны Ахматовой.
Анна Андреевна Ахматова ворвалась в литературу вместе с новым веком, заявив о себе «во весь голос». Она изменила представление о поэзии любви, сделав личную исповедь национальным достоянием. Анна Ахматова создала из фрагментов интимных переживаний «четки» целой жизни:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Мне нравится поэзия Анны Андреевны Ахматовой. Она раскрыла в ней свой внутренний духовный мир, мир очарований, это поэзия женской души. В её произведениях есть много личного, чисто женского, того, что она пережила сама. Поэзия Ахматовой – это исповедь влюбленной женской души, но в то же время это и исповедь человека, живущего всеми бедами и страстями ХХ века.
Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Лирическая героиня Ахматовой отвергнута, разлюблена. Но переживает это достойно, гордо, не унижая ни себя, ни возлюбленного. Такими являются стихотворения «Дверь полуоткрыта», «Песенка», «Настоящую нежность не спутаешь», относящиеся к раннему периоду творчества. В стихотворении «Дверь полуоткрыта», написанном в 1911 году, изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. Она пытается успокоить себя заверениями, что «завтра будет утро», что «эта жизнь прекрасна», но «сердце… совсем устало»:
…Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьёшься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
В стихотворении «Уединение», написанном в 1914 году, прослеживается тема предназначения поэтического творчества. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Одной лишь исцеляющей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни:
Так много коней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западням,
Высокою среди высоких башен.
Образ искусства воплощается в «высокой башне», поднимающей поэта над мирской суетой. Единственными спутниками художника слова становятся «солнца луч», «ветры северных морей», голубь, но уединение, воспетое Ахматовой, - уход не от жизни вообще, а от праздного, бездуховного существования.
В произведениях Ахматовой есть еще одно великое чувство – любовь к родной земле, к Родине, к России:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Тема изгнанничества, столь актуальная для русской литературы, звучит в стихотворении «Родная земля», относящемся к более позднему периоду творчества Ахматовой. Лирическая героиня испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинув родную землю. Несмотря на то, что жизнь в России трудна, сохранена вера в будущее. Любовь к России – личное чувство, которое не выставляют напоказ, не делают «в душе своей предметом купли и продажи».
Поэт Серебряного века Анна Ахматова сумела в своих стихах выразить и глубину человеческих страстей, и летучесть настроения, и противоречивое состояние души и искренность любви к Родине, и всю красоту мира. Строки её всегда будут сверкать неподдельным серебром.
Мы видим поэта, ощутившего грозную ответственность своего искусства перед эпохой, готового идти на жертвы и полагающегося подчас в своей
Мой любимый айтматовский герой
У него были две сказки.
Потом не осталось ни одной.
Ч.Айтматов
У каждого читателя есть любимый писатель, которому веришь, у героев которого учишься жить. Для меня любимым стал Чингиз Торекулович Айтматов, потому что в центре его повествования – человек.
Человек… Как много сказано нём, о его роли на Земле. Венец природы и низменное существо, «мыслящий тростник» и вдохновенный гений – как только не называли его! И всё же, что значит – быть человеком? Легко понять это, окунувшись в мир любимых айтматовских героев.
Чингиз Айтматов – великий писатель кыргызского народа. Он автор таких произведений, как «И дольше века длится день», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Плаха» и многих других. У Айтматова очень много замечательных героев: сильная Толгонай, трудолюбивый Едигей Буранный, свободолюбивая Джамиля.
Моим любимым героем является семилетний мальчик из повести «Белый пароход». Он мне нравится, потому что умен, мудр и справедлив не по возрасту. Жизнь его полна противоречий. Он оставлен родителями. Единственный близкий ему человек – дед Момун. Окружающие относятся к нему со снисходительной жалостью или с равнодушием. Только дед искренне любит внука. Но несмотря на все неприятности, жизнь маленького героя полна добра и радости: мечты помогают оставаться ему оптимистом. У мальчика богатое воображение. У него есть две сказки. Одна из этих сказок - его собственная, о которой никто не знает. Его сказка – это особый мир, где есть камни с вымышленными именами, среди которых «вредные» и «добрые». Другая – древняя легенда, услышанная от деда,- о Рогатой матери-оленихе, которая спасла двух детей. Она спасла кыргызский род, но люди об этом вскоре забыли.
Мальчик одинок. И поэтому его верными друзьями становятся предметы – бинокль и портфель. Именно им главный герой рассказывает о своих надеждах. Мальчик мечтает встретиться с отцом. А для этого нужно превратиться в рыбу: «Он мечтал превратиться в рыбу так, чтобы все у него было рыбье – тело, хвост, плавники, чешуя…»
Волшебный мир, созданный воображением мальчика, прекрасен и справедлив. Фантазии помогают ребенку чувствовать себя счастливым, несмотря ни на что. Мальчик в своих мечтах желает переделать окружающий мир, не раз представляя, что мать-олениха принесет Орозкулу и его жене «бешик» с ребенком.
Герой очень любил своего деда; доверял ему во всем и не мог представить, что тот может сотворить что-то злое. Однако именно это и произошло. Дед Момун убил марала, переступив гуманные заповеди. Добро побеждено злом.
Мир рухнул для мальчика. Теперь ему не во что было верить и некого было любить.
Айтматов не говорит, что мальчик погиб. Он лишь уплыл рыбой по реке и ушел в мир, где нет зла, а торжествует добро.
Почему же моим любимым героем является мальчик? Потому что он олицетворяет собой добро, радость и любовь ко всему на земле. Вспоминая его, я возмущаюсь той несправедливостью, которая привела к гибели моего любимого героя.
Человек. Какой он в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день»?
Людей бессмертных нет,
И это всем известно, и не ново,
Но мы живём, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Р. Гамзатов.
Человек… Как много сказано о нём, о его роли на Земле. Венец природы и низменное существо, «мыслящий тростник» и вдохновенный гений – как только не называли его! И всё же, что значит – быть человеком? Легко понять это, окунувшись в мир произведений Чингиза Айтматова. Возьмём, к примеру, самое известное из них – роман «И дольше века длится день».
Четверть столетия назад глянули нам в глаза герои этого произведения – Буранный Едигей, Казангап и Абуталип. Это те люди, «на которых земля держится». Они разные по характеру, но объединяет их одно – труд на разъезде Боронлы. «Чтобы жить на сарозекских разъездах, надо дух иметь, а иначе сгинешь. Степь огромна, а человек невелик». Да, невелик человек, но велика в нём сила духа.
Вот Казангап отработал сорок четыре года на железнодорожных путях. А ничего особенного, героического в нём не было. «С виду самый обычный казах в повыгоревшей, долго ношенной одежде… Ссутулившиеся преждевременно плечи могуче обвисли, … роста он был среднего. Удивительные у него глаза – карие, всепонимающие, улыбчивые». Это тип людей, которые «располагают к себе с первого знакомства. Мудрый был мужик». Умел посоветовать, помочь в трудную минуту.
Такой же и Едигей. «Им с Казангапом времени не хватало передохнуть…как-то двое суток не покладая рук бились, расчищая пути от снега!. Теперь таких не сыщешь. Для них труд не средство существования, а цель жизни, долг перед людьми и землёй.
Крут, горяч Едигей, характер под стать бурану, за что и прозвали его Буранным. Ему чужд корысть и выгода, зато волнует абсолютно всё в этом мире: запуск ракеты на космодроме («два или один в этом огнище?»), судьба мелеющего Арала, сохранение традиций и обычаев предков, место последнего приюта умершего друга. Этот человек прошёл в своей жизни через все испытания: войну, голод, бураны – и не сломался, не оступился, ни на йоту не покривил душой, не утратил себя перед лицом великой неумолимой степи и вечности. Более того, он ещё чувствует в себе силы превратить свою степь в цветущий сад, уж точно не для себя – для тех, кто будет жить после него. Болит у героя душа и за всех, кто страдает рядом. «Кто они ему? Да и кто он такой, чтобы судить, да рядить о неположенных вещах, негодовать, возмущаться, тревожить свою совесть вопросами, что справедливо, а что несправедливо в жизни… Его ли это заботы? А всё равно не мог успокоиться».
Авторский идеал воплотил в себе и Абуталип. «Умный он был человек», - вспоминает о нём Едигей. До войны учительствовал, в войну попал в плен, бежал, сражался в рядах югославских партизан. Но жернова судьбы неумолимы, и не от хорошей жизни оказались они с женой в сарозекской глухомани. И здесь держались достойно, не сетовали понапрасну на судьбу, «находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости,…взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Мало того, и чужие дети грелись у их тепла, постигая не только географию с историей, но и смысл человеческого существования. Только быстро замелькала у него в волосах непрошенная седина, а ведь в добрые времена «быть бы ему красивым, представительным мужчиной, … с орлиным носом, удлиненными глазами, ладный, хорошего росту». Но, как известно, «времена не выбирают, в них живут и умирают», как умер под следствием Абуталип, оправданный посмертно.
С душевной болью прощаемся мы с Абуталипом и Казангапом: полюбились нам эти честные труженики.