Урок русского языка по подготовке к написанию сочинения- описания любимого животного, 5 класс. (урок с приглашением родителей).
Цель: - научиться описывать животное;
- уяснить жанровые особенности сочинения – описания;
- учиться составлять план, отбирать материал к сочинению;
- подготовиться к написанию домашнего сочинения.
- развивать навыки правильной устной и письменной речи;
- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
УУД : Метапредметные:
регулятивные: уметь формулировать тему урока, ставить цели;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для написания сочинения;
коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, стимулировать интеллектуальное развитие, воспитывать наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапрезентация, карточка с сочинением.
Содержание урока:
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок- к нам пришли гости- ваши родители. Кроме них у нас есть еще гости. Кто же это такие?
(2 Слайд)
Ученица читает стихотворение.
Долго я просила маму
Принести котёнка в дом.
Но она сказала прямо:
- Никогда и ни за что!
Мама! Ты не понимаешь!
Он – хороший! Он смешной!
Будет в играх мне товарищ.
Очень скучно мне одной!
Ну, а я «отлично» только
Буду в школе получать…
Разреши мне взять котёнка! –
Умоляла я опять.
Но сказала мама строго:
- Мне с тобой хватает дел.
Обещаешь слишком много…
А дневник твой, кстати, где?
Я послушной, мама, буду.
Все игрушки соберу.
Чисто вымою посуду
И на полке пыль сотру.
Я прочту сто тысяч книжек,
Буду вежливой с утра…
Глядь – корзинка…Хвостик рыжий…
Мой котёночек! Ура!
Кто же являются гостями сегодняшнего урока? (кошки, коты, котята- наши домашние любимцы)
Учитель: На уроке сегодня мы посетим школу начинающих писателей (3 слайд)- будем писать сочинение о кошке. В своей работе мы будем не просто рассказывать о своем четвероногом любимце, а описывать его (4 слайд- цели урока).
Мы неспроста выбрали объектом описания кошку. Каждый из вас принес мне электронное фото своих любимцев, я их распечатала. Оказалось, что это не хомяки, не попугаи, не щенки, а представители семейства кошачьих.
Кошки- необычные животные, поэтому и заслуживают нашего пристального внимания (СЛАЙД 5- читают по очереди)
Учитель: Благодарный за ласку, тепло, позитивное к себе отношение, помощь человек поставил кошке памятник (СЛАЙД 6)- рассказать обо всех. Памятник котенку- последним.
-Вы узнаете этот памятник? (ВКЛЮЧИТЬ ЗАПИСЬ ПЕСНИ).- Это памятник Котенку с улицы Лизюкова из известного мультфильма.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель Итак, тема нашего сочинения - описание кошки. Какой должна быть основная мысль вашего сочинения? Что вы, начинающие писатели, захотите донести до своих читателей? (Что он замечательный друг).
Учитель Чтобы написать сочинение- описание, нам нужно знать, что представляет собой описание.
Словесное изображение какого- нибудь явления или предмета путем перечисления его характерных признаков;
Какова цель описания? (Описать так, чтобы тем, кто будет читать, можно представить предмет).
Проверим по слайду (СЛАЙД 8) – ЭТАЛОН.
Учитель Такое сочинение в Школе начинающих писателей мои учащиеся уже писали.
Давайте послушаем и прочитаем одно из них. (КАРТОЧКА №1).
Кошки- замечательные пушистые друзья и помощники человека. Издавна кошек любили и берегли.
Наша кошка появилась у нас в доме 5 лет назад совсем маленькой. Мы назвали ее Лаской.
Ласка- трехцветная киска, белая с серыми и рыжими пятнами. Шерсть у нее блестящая, густая. Туловище длинное, гибкое.
У моей кошки большие желтые глаза, острые уши, розовый нос похож на пуговку.
Лапы у Ласки ловкие, с острыми коготками, белые, в серых носочках. Ими она быстро ловит мышей.
Хвост тонкий, длинный. Если кошке что-то не нравится, она подергивает хвостом или машет им в разные стороны.
Характер у нее непростой. Она сердится, если ей мешают спать, сидеть около компьютера. Обожает маму, мурлычет, лежа у нее на коленях.
Любит суп, мясо, рыбу, с удовольствием пьет молоко.
Спит на спинке кресла- все четыре лапы в разные стороны. Часто сидит около компьютера, смотрит на экран.
Вот такая она, наша Ласка. Мы все ее любим, и она это чувствует.
Учитель: Сколько абзацев в тексте? Озаглавим их. (СЛАЙД №9)
Что у нас получилось? (план).
Зачем нам нужен план?
(Стих о плане читает подготовленный ученик).
. Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получается, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
Учитель: Будем работать по этому плану- описывать вашего любимца (СЛАЙД №10)- записать на черновик. Фото ваших любимцев перед вами. Подберем опорные слова к каждому пункту (самостоятельно).
Учитель Давайте конкретизировать тему сочинения. Какой вопрос отражает тема? (КТО?). Попробуйте подобрать название будущего сочинения. Вариантов может быть немало.
Итоги
(СЛАЙД 11)
Д. з. написать сочинение.