Содержание этнокультурного компонента в образовательных областях на основе ФГОС во второй младшей группе
Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Реализация этнокультурного образования предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Одним из важных аспектов реализации этнокультурного воспитания является формирование общей культуры детей, развитие их физических и интеллектуальных качеств, создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.
Формирование этнокультурной компетентности относится больше к старшему возрасту, но если рассматривать в более узком понимании, как приобщение к русской народной культуре, то знакомство происходит с самого раннего возраста.
Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети
любят друг друга, заботятся друг о друге).
Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой
принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.
Ребенку понятны и интересны такие формы игровой культуры как :
- народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);
- народные игрушки;
- народные праздники;
- народный театр.
Подвижные народные игры в детском саду проводятся чаще, чем обычно. Детей учат обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с игрушками.
Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству.
Совместно с воспитателем дети учатся пересказывать хорошо знакомые сказки, воспроизводят короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях.
Повторяют за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
Дети рассматривают народные куклы, сделанные из ткани, соломы и дерева.
Дети знакомятся с предметами быта и одежды; скульптурой малых форм, происходит формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек. Умение выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек. Совместно с воспитателем обыгрывание народных игрушек.
Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.
Для этого были созданы макеты среды обитания: макеты русской избы и скотный двор в живом уголке.
Игра « Сибирская матрешка» найди отличия
И
спользование малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток).
Иг
И
гра на музыкальных инструментах.
Чтобы познакомить детей с фольклором нашей родины, воспитатели создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду, в которой размещены:
различные виды театров
Ряжения (связанные с календарными праздниками и обрядами)
Народный кукольный театр (театр Петрушки «на злобу дня»)
Народные необрядовые драматические игры и сценки (сатирические пьесы, драмы).
- аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;
- на группах организуются выставки по изобразительному искусству, живописи.
-библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы народов мира.
-собраны картотеки народных игр.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Уголок в группе по этнокультурному воспитанию