СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание, формы и методы обучения и воспитания младших школьников на занятиях начального технического моделирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются формы, методы обучения и воспитания, которые используются на занятиях начального технического моделирования.

Просмотр содержимого документа
«Содержание, формы и методы обучения и воспитания младших школьников на занятиях начального технического моделирования»

Смирнова Наталья Николаевна

Педагог дополнительного образования

МУДО СЮТ г. Люберцы

Начальное техническое моделирования

Содержание, формы и методы обучения и воспитания младших школьников на занятиях начального технического моделирования

Сегодня, как никогда осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Пришло понимание того, что решение сложнейших проблем во многом зависит от сформированности у подрастающего поколения активной гражданской позиции, пот­ребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего и других народов.

Для формирования творческой саморазвивающееся личности на занятиях начального технического моделирования мы будем использовать современные, инновационные подходы, технологии, методы и формы организации учебно – воспитательного процесса.

Учебно-воспитательный процесс на занятиях начального технического моделирования строим таким образом, чтобы жизнь на занятиях стала подлинной для каждого участника процесса. Для решения данной проблемы используем компетентностный, личностно - ориентированный и системно - деятельностный подходы. Принципиальным отличием использования данных подходов является то, что процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

На занятиях начального технического моделирования используем технологии проблемного и проектно-исследовательского обучения, интегрированное обучение, метод частично - поисковый, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их в системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что учащихся анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой технической деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.

На занятия начального технического моделирования дети учатся наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать, предполагать форму и устройство (конструкцию) изделия. Они учатся доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дети получают возможность свободно планировать и проектировать, преобразовывать свое предположение в различных мысленных, графических и практических вариантах.

Готовить младших школьников к конструкторско – технологической деятельности – это значит обеспечить детям возможность систематически упражняться в мышлении, т.е. учить детей оперировать имеющими знаниями, применять их на практике, переносить в другую ситуацию и одновременно знакомить детей с наиболее распространенными орудиями труда, с простейшей конструкторско – технологической документацией (техническим рисунком, чертежом, описанием и т.д.).

Пути решения творческих задач учащийся должен искать не только с помощью имеющихся знаний и умений, важно также научить детей определять, каких знаний и умений у них недостает для данного решения. И обязательно всесторонне продумывать, как, какими методами и способами дополнить недостающие знания и умения на занятиях.

Вовлекая младших школьников в практическую деятельность по начальному техническому моделированию, мы приучаем их трудиться. Очень часто работа на занятиях по начальному техническому моделированию для детей становится их первым участием в общественно значимой и познавательной деятельности. А поделки, которые они сделали своими руками, даже если она не совсем совершенна, приносит им большое удовольствие. Если же выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то и у детей появляется и крепнет чувство радости и гордости за свой труд. Тогда дети полны желания творить добро. Вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели – рождается здоровый азарт труда. Ребенку бесконечно хочется удивлять и убеждать людей в том, что его труд может быть полезным, он делает дело, он - личность, его вдохновляет самоутверждение. Через труд ребенок открывает в себе лучшие качества.

На занятиях начального технического моделирования используются индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации деятельности учащихся. Основными видами деятельности на занятия начального технического моделирования являются игра, учение, труд, а так же для младшего школьного возраста можно выделить – общение.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно – познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно – поисковые.

В процессе воспитания, используются методы формирования сознания, формирования поведения, стимулирование.

При этом в учебно – воспитательном процессе все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

В качестве активных методов на занятиях выбираем игровые приемы и технологии. Они помогают сделать процесс восприятия более эмоциональным, глубоким и осмысленным.

Игры младшим школьникам помогают в общение с природой, способствуют приобретению знаний. В играх самой целью является творческая деятельность ребёнка, развитие чувств, эмоций, памяти, интеллекта, музыкального слуха и т.д. Игры хорошо применяются для быстрого запоминания изучаемого материала, раскрепощения детей, интенсивности обучения и активизации творческой фантазии.

Разрабатывая материал практической деятельности, особое внимание уделяем интересам, возрастным особенностям современных школьников, а также школьной программе по окружающему миру. Так чтобы поделки, которые делают дети на занятиях, могли быть использованы в качестве наглядного материала при написании доклада по окружающему миру (модели самолетов, автомобилей, макеты железной дороги и т.д.), подарка для близких (открытки, игрушки, корзинки с цветами, фоторамки и т.д.), полезных бытовых вещей (комод для канцелярских принадлежностей, календарь, расписание, подставка для карандашей и т.д.), приносили эстетическое, моральное, эмоциональное удовольствие при их изготовлении и при дальнейшем применении.

Содержание обучающего материала подбираем, чтобы он был интересен детям, доступным, наглядным, неназойливым, последовательным, систематичным и обязательно по теме занятия. Обучающий материал должен быть изложен так, чтобы затрагивались струны души ребенка, пробуждалась любознательность, желание понять, сформировать и высказать свое мнение. Для этого используем - рассказ, который должен быть кратким, эмоциональным, доступным, вызывать сопереживания у детей.

Рассказ – это один из методов формирования сознания, а также монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. [№ 10, с.214]

Рассказ обязательно сопровождается иллюстрациями (средствами обучения и воспитания): презентациями, фотографиями, схемами, изделиями народных умельцев, произведениями живописи и т.д. Хорошо подобранный музыкальный аккомпанемент тоже усиливает восприятие. (Например, занятия, посвященных изготовлению новогодних открыток, елочных игрушек, новогодних мобилей и т.д. очень хорошо проходят под музыку из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Создается атмосфера новогодней сказки и волшебства.)

Важно, чтобы впечатления от рассказа не стирались тут же. Нередко воспитательное его значение сильно снижается из – за того, что дети сразу переходят к делу, отличному и по содержанию, и по настроению. Поэтому после рассказа можно использовать короткую беседу, дискуссию, в результате дать возможность детям высказать свое мнение по этой теме, рассказать что – новое; а так же проверить, как материал усвоился детьми.

На следующем занятии можно предложить детям решить кроссворды, ребусы, проектную деятельность для закрепления и обобщения пройденного материала.

Например, одно из занятий, посвященных построению макета железной дороги, выделяем под проектную деятельность. Детям было предложено по желанию подготовить сообщение и наглядный материал по теме или разработать конструкцию объекта, относящегося к железной дороге.

Итоговое занятие получилось очень информативное, эмоционально окрашенное, создающее ситуацию успеха для каждого участника. Многие использовали свои наработки и поделки для написания доклада в школе.

Необходимо научить детей умело воспользоваться в нужное время информацией, которую они получили. На занятиях мы предлагает ребенку информацию, он выбирает из нее все, что ему интересно, привносит что – то свое из полученных ранее знаний и умений в процессе творческой деятельности. Это обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, стимулирует потребность в самообразовании.

Занимаясь техническим моделирование, дети не только включаются в активную деятельность, но и узнают много для себя нового, например, об истории развития техники в нашей стране, о выдающихся конструкторах, историю своего края, о выдающихся деятелях России, о композиторах и художниках, о событиях, которые происходили в России, о Великой Отечественной войне и т.д. В этом случае трудовая деятельность детей младшего школьного возраста, например изготовление моделей машин, самолетов, танков (из бумаги и картона), может стать одним из средств всестороннего развития и воспитания патриотических чувств детей. На занятиях начального технического моделирования важна не только сама модель, которую делает ребенок, а еще и то, что он узнает в процессе ее изготовления, то, чему он научился, какие качества у него сформировались, какие чувства, ощущения он испытал.



Список литературы:

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: Учебно-метод.пособие. – М.:АНО «Диалог культур», 2007.

  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

  3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – Москва, Издательство «Национальное образование», 2012.

  4. "Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ"– М.: Сфера, 2014.

  5. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. Изд.2-е. – М.: Агентство «Мегаполис», 2012.

  6. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.

  7. Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся: Методические пособие. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2014.

  8. Никулин С.К. Системный подход в развитии научно – технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России. – М.: Изд-во «Глобус», 2005.

  9. Педагогика: учебное пособие/ под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Высшее образование, 2007.

  10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  11. Современная модель дополнительного образования детей: системно-синергетическое исследование. Материалы научного семинара. Под ред. Д.Е. Яковлева. – М., 2013.

  12. Соколова Л.В., Молчанова А.В. Методика воспитательной работы в образовательном учреждении: уч. – метод. пособие. – М.: АСОУ, 2013.



2