СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Содержание и организация наблюдений за комнатными растениями в группе детского сада»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с раннего возраста должны научиться любить и беречь природу.

Просмотр содержимого документа
««Содержание и организация наблюдений за комнатными растениями в группе детского сада»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ДЕТСТВА













ДОКЛАД НА ТЕМУ :

«Содержание и организация наблюдений за комнатными растениями в группе детского сада»









Новосибирск

Содержание

  1. Введение....................................................................................................................3

  2. Подбор и уход за комнатными растениями в разных возрастных группах детского сада.…………………………………………………………………………..……..4

  3. Методика организации наблюдения разных возрастных групп за растениями экологического уголка детского сада……………………………………………………………………………………………………………………….6

  4. Заключение…………………………………………………………......................10

  5. Список использованных источников…………………………………………………………………….......12

Введение

Наблюдению за комнатными растениями с детьми придавали большое значение все педагоги дошкольного воспитания.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируется экологическая культура ребенка, включающая в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.[1]

Дети с раннего возраста должны научиться любить и беречь природу. В этом им помогает воспитатель ,ознакомляя их с разными видами растений. Это очень важная часть в экологическом воспитании ребёнка.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная с младшей группы. Дети узнают о природе не только на улице, но и в экологических уголках детского сада.

Ребенок с раннего возраста интересуется окружающим его миром, но сам он может не увидеть полной картины. Если рядом находится воспитатель, который расскажет о растениях, объяснит полезные свойства и научит ,как ухаживать за ними, то у ребенка сформируется правильное представление о окружающей его среде и о её значимости.

Подбор и уход за комнатными растениями в разных возрастных группах детского сада

  1. Размещение комнатных растений.

Во-первых, растения в детском саду следует располагать так, чтобы к ним был свободный доступ. Комнатные растения делятся на светолюбивые и тенелюбивые. Большинство растений лучше развиваются при интенсивном освещении. К таким растениям относятся герань, кактусы, фуксия, глоксиния. Их лучше держать на окне или в месте со свободным доступом солнечного света

Теневыносливые растения могут расти при освещении и легком затенении (аспарагус, алоэ, сансевьера, монстера). Тенелюбивые растения: аспидистра, бегонии, кливия, папоротники, традисканция. Они хорошо растут на окнах выход на север и запад. При избытке света листья у них светлеют за счет уменьшения в клетках хлорофиловых зерен. В темных местах тенелюбивые растения приобретают густо – зеленую окраску. В светлых группах, комнатах, окна которых обращены на юг, восток, запад можно с успехом выращивать многие комнатные растения. Некоторые растения особенно (герань, фуксия) чувствительны к переменам положения по отношению к источнику света. Поэтому после того, как растению будет отведено в группе постоянное место, следует избавить его от перестановок. Если посмотреть на зеленые растения, то можно увидеть, что они все тянуться к свету и поворачиваются к нему, поэтому в группах они часто приобретают несколько однобокую форму. Чтобы этого не случилось рекомендуют постепенно поворачивать к свету, тогда они будут разрастаться равномерно во все стороны.

Летом растения нуждаются в постоянном поливе, потому что вместе с водой поступают важные для развития минеральные вещества.

Зимой чувствительные растения нуждаются в особой защите, их накрывают тонким картоном или тканью, чтобы они не замерзли. Так же комнатные растения нуждаются в потоке свежего воздуха, для этого необходимо проветривать помещения, но следует опасаться сквозняков.

  1. Подбор растений в уголке природы и уход за ними.

При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные «Программой воспитания в детском саду».

Требования:

  1. Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.

  2. Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.

  3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.

  4. Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

  1. Уход за растениями в разных возрастных группах.

a)Младшая группа.

Малыши должны научиться узнавать и называть растения, их основные части. Малышей привлекают к поливу растений, обтиранию влажной тряпочкой крупных листьев растений. В экологических уголках природы помещают растения, которые имеют четко выраженные основные части стебель, листья, ярко – обильные и долго цветущие. Например, обыкновенная герань, бегония, бальзамин, аспидистра, фикус, фиалки.

Чтобы дети научились находить одинаковые растения, один вид растения должен быть в двух экземплярах.

б)Средняя группа.

В этой группе дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.

в)Старшая группа.

В этой группе дети должны понимать, что растениям для роста необходим свет, влага, тепло и различные минеральные вещества. Разные растения нуждаются в различном уходе. Так же в этом возрасте закрепляются умения ухаживать за растениями :поливать, протирать листья . На этом этапе экологического образования детям показывают способ размножения растений стеблевыми черенками.

г)Подготовительная группа.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света). В экологический уголок природы следует поместить растения, которые отличаются по своим потребностям во влаге. Например, кактусы (1 – 2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно. Большой интерес у детей вызывают живородящие растения:например, камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.

Методика организации наблюдения разных возрастных групп за растениями экологического уголка детского сада

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие ребёнком предметов и явлений окружающего мира. Воспитатель ставит перед детьми ряд познавательных задач, обучает обследовать объекты, помогает добыть знания об окружающей среде.

Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения.

Целью наблюдения за комнатными растениями может быть усвоение причин изменения и развития растений.

Значение наблюдения очень велико для детей дошкольного возраста. Во-первых, оно обеспечивает познание природы через такие формы восприятия, как слух, зрение, обоняние и др, эти формы восприятия доступны даже для детей младших групп. Во-вторых, дает возможность познать природу в естественных условиях. В-третьих, в процессе наблюдения развивается наблюдательность (составляющая умственного воспитания).

Наблюдения, используемые в работе с дошкольниками, выделяются по разным критериям:

  1. По времени наблюдения:

    1. Кратковременное наблюдение – наблюдение за объектом, явлением природы в данный момент времени.

    2. Длительное наблюдение - наблюдение за объектом, явлением природы в течение какого-то периода времени.

    3. Коллективное наблюдение – наблюдение с участие всех детей группы (фронтальная организация).

  1. По плану наблюдения:

  1. Подгрупповое наблюдение - наблюдение, организуемое с подгруппой детей, как правило, носит повторный характер.

  2. Индивидуальное (самостоятельные) наблюдение – наблюдение, организуемое, как правило, по инициативе самих детей.

  3. Коллективное наблюдение – наблюдение с участием всех детей группы.

  1. По месту проведения:

  1. Естественное наблюдение – наблюдение, организуемое в естественных условиях (на лугу, в лесу, у водоема и др.).

  2. Специально организованное наблюдение (искусственное) - наблюдение, организуемое в специально созданной обстановке (в теплице, на ферме, оранжерее и др.).

  1. По этапу:

  1. Первичное наблюдение– наблюдение, организуемое с целью ознакомления и познания объекта природы, формирования общего представления о нем.

  2. Повторное наблюдение - наблюдение, организуемое с целью уточнения, расширения представлений об объекте природы.

  3. Итоговое наблюдение - наблюдение, организуемое с целью обобщения и систематизации знаний и представлений об объекте природы.

Чтобы организовать и провести наблюдение, направленное на изучение комнатных растений важно:

  1. Наличие комнатного растения (хотя бы 1).

  2. Распланировать проведение наблюдения;

  3. Поиск оптимальных форм, методов и приемов включения в наблюдения детей.

Педагог должен тщательно подготовиться к наблюдению:

  1. Определить место наблюдения и длительность наблюдения;

  2. Определить цель и задачи, которые необходимо будет раскрыть с помощью наблюдения, вид и содержание наблюдения;

  3. Определить оптимальное количество детей;

  4. Определить объект(объекты) наблюдения. Например, вид растения;

  5. Приготовить необходимый инвентарь и оборудование(если необходимо);

  6. Продумать организацию детей, методы и приемы руководства деятельностью;

  7. Пополнить собственные знания по теме наблюдения (если необходимо).

Растение, за которым организуется наблюдение, должно быть интересным и доступным для восприятия дошкольниками; безопасным для здоровья.

Требования к организации и проведению наблюдения:

1.Пространственная организация наблюдения. Наблюдение должно быть организовано так, чтобы дети могли получить максимум чувственной информации об объекте наблюдения.

2.Временной параметр. Наблюдения в повседневной жизни должны быть непродолжительны (3-10 минут).

3.Четкость структуры наблюдения. Как правило, наблюдение включает 3 части:

1)Вводная (начало) – концентрация внимания детей;

2)Основная – реализация задуманного содержания, самостоятельное получение детьми информации;

3)Заключительная (окончание) – подведение итога – обобщение полученной информации, обмен эмоциями.

4.Знание и учёт биологических особенностей комнатных растений. Организация наблюдения не должна наносить вред растениям.

5.Создание познавательного интереса к природе.

6.Закрепление представлений (знаний), полученных в процессе наблюдения в других формах и видах деятельности детей.

7.Включение в процесс наблюдения двигательной активности детей.

В разных возрастных группах имеются свои особенности проведения наблюдения.

1.Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших группах, необходимо учитывать уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие объекты, по этому к выбору растений нужно подойти очень серьёзно. В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог. Основная задача воспитателя - привлечение внимания детей к объекту, создавая игровую ситуацию. Большое значение имеют приемы обследования .Растение можно понюхать, потрогать, посмотреть на него. С 3-х лет в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия, например, попросить ребёнка показать где у растения цветочек или листочек . Важно создать непринуждённую обстановку и обеспечить активность детей. Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением или игрой. Наблюдения за растениями в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, так и индивидуально.

2.Средняя группа. Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче . В процессе наблюдения у детей формируется умение следовать заданному плану наблюдения, составлять словесное описание объекта. В средней группе может быть организовано наблюдение с раздаточным материалом. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием растений. Формируется умение рассказывать о результатах наблюдения (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах). У детей формируется умение использовать личный опыт. Дети осваивают несложные способы ухода за растениями: дети выполняют элементарные трудовые действия. При подведении итога наблюдения педагог с помощью вопросов выясняет, как усвоили дети содержание, можно организовать практическую деятельность детей или игровую.

3.Старшая группа. В старшей группе детского сада дети способны ставить познавательную задачу самостоятельно во время разнообразной деятельности. Наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения. В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с разными по строению и свойствам растениями. Детям предоставляется больше самостоятельности в проведении наблюдения. При затруднении педагог оказывает детям помощь: заинтересовывает их и помогает выразить их мысли.

4.Подготовительная группа. В подготовительной группе особое внимание уделяется подведению детей к пониманию более сложных закономерностей, существующих в природе, развитие самостоятельности. Педагог отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению представлений, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. Шире используются трудовые действия, вопросы-задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах, чаще, чем в старшей группе используется сравнение по общим (сходным) признакам. Воспитатель стремится к осознанию детьми обследовательских действий. При подведении итога наблюдения используется обобщение.

Для фиксации результатов наблюдений используются дневники наблюдений. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать динамичность развития растений .

Заключение


Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В этом и состоит большая роль воспитателя. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [2]

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. [3]

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.[16]

Таким образом, наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.

Список использованных источников :

  1. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. - №1. – С. 110 – 114.

  2. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 271 с.

  3. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.

  4. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319 с.



1