Доклад на тему:
«Содержание коррекционной работы при различных уровнях развития речи»
Выполнил:
Шаркова С.А.
Майкоп, 2017г
Содержание коррекционной работы при общем недоразвитии речи I уровня речевого развития
С детьми первого уровня речевого развития необходимо начинать коррекционную работу с развития понимания речи путем пополнения словарного запаса и развития самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.
Логопедические занятия могут проводиться как небольшими подгруппами (2-3 человека), так и индивидуально в форме игровых ситуаций.
Работа над совершенствованием понимания речи основывается на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей среды, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.
С первых моментов логопедической работы детей ориентируют на понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием. С ребенком следует говорить короткими фразами из 2 – 4 слов, употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах, повторяя отдельные словосочетания.
Развитие самостоятельной речи является необходимым условием для формирования активного лексического запаса детей.
Перед ребенком не ставится задача правильного фонетического оформления. Детей с данным уровнем развития речи учат называть: близких людей (мама, папа, баба); простые имена (Тата, Ната, Коля, Оля); выражать просьбы (иди, на, да) в сопровождении жеста и т.д.
Работа по формированию звуковой стороны речи в этот период заключается, прежде всего, в развитии восприятия речи. Рекомендуются различные специальные упражнения:
Выделение заданного слова в ряду других слов;
Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу
Акименко В.М. рекомендует при коррекционной работе с детьми I уровня речевого развития использовать следующие разделы компьютерной программы:
мелкая моторика
артикуляционная гимнастика :
«губные мышцы»
«мышцы языка»
Выполнение простых артикуляционных упражнений способствует подготовке органов артикуляции к формированию правильного звукопроизношения.
Фонематический слух
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Просодика
Подражание эмоциям с отраженным проговариванием междометий, повторение коротких фраз.
Слоговая структура слова.
Воспроизведение ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка двух-трех-сложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов без стечения согласных звуков.
Лексика (глагольный словарь)
Содержание коррекционной работы при общем недоразвитии речи II уровня речевого развития
С детьми второго уровня речевого развития следует начинать коррекционную работу с развития понимания речи. Для этого необходимо работать над пополнением и уточнением словарного запаса, над различением форм слов.
Проводится систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет наращивать и обогащать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и cинтаксическими сторонами речи.
Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова.
В целях дальнейшего развития понимания речи детей учат различать значение приставок в страдательных причастиях; по окончанию глагола прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие; определять взаимоотношения действующих лиц по синтаксической конструкции (например, предъявляются парные картинки, на одной из которых изображена «нестандартная» ситуация: «заяц убегает от девочки», «девочка убегает от зайца»); понимать пространственные отношения предметов, выраженные предлогами; объединять предметы по их общему назначению (отбери все, что тебе нужно для шитья); различать падежные окончания (покажи книжку карандашом, карандаш - ручкой), существительные в уменьшительно – ласкательной форме (себе возьми гриб, дай мне грибок). Вводятся вопросы, требующие понимания изменения форм слов и их связей в предложении.
Работа над звуко-слоговой структурой слова включает в себя формирование артикуляционных укладов, правильного произношения, ритмико-слоговой структуры слова.
Развитие элементарных форм устной речи на данном этапе предусматривает практическое употребление предложений из нескольких слов, а так же обучение составлению рассказов.
При коррекционной работе с детьми речи II уровня речевого развития необходимо использовать следующие разделы компьютерной программы:
Мелкая моторика
Артикуляционная гимнастика
Фонематический слух
Просодика
Звукопроизношение
Слоговая структура слова
Лексика
Грамматика
Связная речь
Содержание коррекционной работы при общем недоразвитии речи III уровня речевого развития
С детьми третьего уровня речевого развития необходимо уделять особое внимание практическому усвоению лексических и грамматических средств языка. Ведется работа по накоплению, обогащению и актуализации словарного запаса. Отдельное внимание уделяется умению слушать и понимать обращенную речь.
Формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка, осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия; правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.
Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Формирование полноценной звуковой стороны речи включает в себя воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия.
Поскольку проявление речевого недоразвития у детей отличается большой вариативностью, предусматривается индивидуальная работа по преодолению стойких речевых недостатков, препятствующих успешному усвоению материала на фронтальных занятиях.
Особое значение предается закреплению в речи детей предложений с однородными членами, некоторых видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, совершенствованию связной речи.
Включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи.
На занятиях по обучению детей грамоте по следам звукового анализа и синтеза дети складывают слоги, слова, простые предложения.
Ребенок должен научиться преобразовывать слова, путем замены одного (рак – лак, сок – сук и т.д.), членить предложения на слова, овладевать навыком сознательного послогового чтения. Все это подготавливает необходимую основу для успешного обучения в школе, а так же предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении.
При коррекционной работе с детьми 3 уровня речевого развития необходимо использовать следующие разделы компьютерной программы:
Мелкая моторика
Артикуляционная гимнастика
Фонематический слух
Просодика
Звукопроизношение
Слоговая структура слова
Лексика
Грамматика
Связная речь.
Каждый раздел методики содержит обширную библиотеку игр и заданий, представленных по степени усложнения с учетом развития речи в онтогенезе. Интерфейс программы выполнен в игровой динамичной форме для поддержания высокого уровня мотивации и интереса детей к выполнению заданий и самим логопедическим занятиям. Кроме того, каждый раздел программы имеет свой активный фон, который можно использовать не только в качестве организационного момента, но и как самостоятельный материал для работы с безречевыми детьми. Модели артикуляции, разработанные Акименко В.М. и представленные в разделе «Звукопроизношение» помогают уточнить положение органов артикуляции при произнесении звука и наглядно представить разницу между двумя смешиваемыми фонемами, что делает их использование удобным на этапе постановки звука. Программное обеспечение позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия по коррекции и развитию всех сторон устной речи. Для проведения подгрупповых занятий в программе предусмотрен специальный режим и возможность подключения мультимедийного проектора или монитора большого размера. Программа позволяет прослеживать динамику коррекционного процесса в индивидуальной карточке ребенка, а также хранить историю занятий, звуковые файлы, распечатывать протоколы занятий и рекомендации для родителей и воспитателей.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.