СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание программного материала по литературе (5-9 классы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программного материала по литературе в 5-9 классах

Просмотр содержимого документа
«Содержание программного материала по литературе (5-9 классы)»

Обязательное содержание ПП

5 класс

А

В

С

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титульный лист, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.



Русская литература

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы: сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления)

Федор Иванович Тютчев.

«Весенняя гроза»



Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Стихотворение «Тройка»

Теория литературы: эпитет (развитие представлений).


Литература XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы: роды литературы (эпос, лирика, драма). Жанры литературы (начальные представления).

Литература XIX века

Истоки басенного жанра

История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII – XVIII вв. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека.

Иван Андреевич Крылов. «Волк и ягненок», «Ворона и лисица».

Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Теория литературы: басня (развитие представлений), мораль, аллегория, олицетворение (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, «бродячие сюжеты). Противопоставление добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.

Теория литературы: рифма, ритм, строфа, прозаическая и стихотворная речь, способы рифмовки.

Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Поэтизация народной жизни. Герои повести: и кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в повести. Сказочный характер фантастики. Описание украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма

Теория литературы: фантастика, (развитие представлений), юмор (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. (Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Реальная основа повести «Муму». Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Теория литературы: портрет, пейзаж (начальные представления), литературный герой (начальные представления).

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму».

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Чудная картина».

Природные образы и средства их создания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы: сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление), идея, композиция рассказа.

Письменная работа по рассказу «Кавказский пленник».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Пересолил» , «Злоумышленник». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия

Теория литературы: юмор (развитие представлений), деталь, ирония, диалог.

Федор Иванович Тютчев.

«Есть в осени первоначальной…», «Зима недаром злится», «Весенние воды».

Литература XX века

Сергей Александрович Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде…»«Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный прием. Напевность стихотворения. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Андрей Платонович Платонов Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Единство героя рассказа с природой, одухотворение природы в его воображении.

«Цветок на земле». Основная тема и идея рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

Поэты о Великой Отечественной Войне.

Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста».

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети.

Русский фольклор.

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры.

Русские народные сказки

Сказка как вид народной прозы

Сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Сказки. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество, сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола (начальные представления), сказочные формулы, вариативность народных сказок (начальные представления), сравнение.

Литературные сказки XIX-ХХ века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». (Обзор).

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Поэзия 2-й половины XIX в

Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».

А.Фет «Чудная картина» «Шепот, робкое дыханье..», «Это утро, радость эта»., «Учись у них, у дуба, у березы».

Иван Захарович Суриков «Зима»

Использование олицетворения в изображении русской природы.

Картины родной природы в изображении русских поэтов.

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

Александр Александрович Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» Образ Родины. Музыкальность лирики Блока.

Иван Алексеевич Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Л.Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Мир города и мир дачи в рассказе «Петька на даче». А.И.Куприн «Золотой Петух». Тема рассказа, особенности создания образа.

Проза конца XIX – начала XX вв.

Иван Алексеевич Бунин «В деревне», «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия

А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям

Родная природа в произведениях писателей XX века.

В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья» Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории.

Писатели улыбаются.

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон».

Юлий Черсанович Ким «Рыба- кит».

Образы и сюжеты литературой классики как темы произведений для детей.

Современная проза о детях. В Голявкин Рассказы (по выбору)

Зарубежная литература


Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Соловей» Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Лённеберги».


В.Гауф. Рассказ о писателе. Сказка «Карлик Нос». Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы в сказке. Образ матери Якоба. Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) Том и Гек, дружба мальчиков. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Внутренний мир героев М. Твена.

Дж. Лондон «Сказание о Кише»

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.




6 класс

А

В

С

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.



Русская литература




































А.С. Пушкин.

Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

М.Ю. Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувств одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Утес». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть временных лет» («Сказание о белгородских колодцах»). Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Литература XIX века.

И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

А.С. Пушкин.

«И.И. Пущину». Мотив дружбы, прочного союза друзей Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

М.Ю.Лермонтов.

«Листок», Тема красоты, гармонии человека с миром.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах

жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и

чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Бирюк»: Изображение русской жизни и русских характеров в

рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в

произведении. Портрет. Художественные детали. Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представления).

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей...»..Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Маman», «Что за человек был мой отец?» «Детство» Автобиографичность повести.

Рассказ «Бедные люди». Уроки доброты Л.Толстого.

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Шуточка», «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятия).

Литература XX века. Родная природа в русской поэзии ХХ века.

С.Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворен­ная природа — один из основных образов С.А. Есенина. А.Ахматова «Перед весною бывают дни такие…» «Мужество», «Победа», «Родная земля».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются.

М.М.Зощенко «Баня»

Русский фольклор. Легенды и предания «Солдат и смерть» «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Литература XVIII века. Русские басни. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Литература XX века.

И.А.Бунин «Не видно птиц...» Мир природы и человека

Проза конца XIX – начала XX века.

А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Основная тема и характе­ристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Чудесное в рождественском рассказе

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов «Жди меня»; Д.С.Самойлов «Сороковые». М.В. Исаковский.«В прифронтовом лесу» Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких

испытаний.

Проза о Великой Отечественной войне.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представления). Герой-повествователь (начальные представления).

Проза о детях

Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Поэзия второй половины XX века

Н.М.Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Литература народов России



Г.Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой природе и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

К.Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзии, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


Зарубежная литература

А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

Роман «Робинзон Крузо». Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

Мифы народов мира.

«Пять веков», «Яблоки Гесперид»

Теория литературы. Миф. Отличия мифа от сказки.

Зарубежная сказочная фантастическая проза.

Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы в сказке. Образ матери Якоба. Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей.

Зарубежная новеллистика.

П.Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторический сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

7 класс

А

В

С

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титульный лист, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.



Русская литература

.























Д.И.Фонвизин

Комедия «Недоросль». Драма как литературный род. Жанр комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская позиция. Авторские средства раскрытия характеров.



А.С. Пушкин.

Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...».

Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…».


М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Утес», «Узник».

Родина в лирическом и эпическом произведении.






































































Древнерусская литература.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.


Из русской литературы XVIII века.











Из русской литературы XIX века.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар».


«Полтава» («Полтавский бой»), Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувств любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла XII). Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).














М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина», Философский смысл стихотворения «Три пальмы».

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об исторической прошлой Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.


Николай Васильевич Гоголь.

«Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).

Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести

Повесть о том,

как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Сюжет, система образов, идея произведения; смысл включения ее в сборник «Миргород» наряду с повестью «Тарас Бульба».

Иван Сергеевич Тургенев.

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

Николай Алексеевич Некрасов.

Стихотворения: «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта.

Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генерала прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». «Премудрый пескарь»

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).


Лев Николаевич Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа.

Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой - повествователь (развитие понятия).


Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Н.С.Лесков

Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.

Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся». Размышление лирического героя о возможностях людей. «Фонтан».

Владимир Владимирович Маяковский.

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).


Александр Трифонович Твардовский.

«Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…».

Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие. Своеобразие «книги про бойца».


Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко.

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Аристократка». Основная тема в юмористическом рассказе «Аристократка» — это непонимание между женщиной и мужчиной из разных сословий. Характер героев и их образы.


С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» Лирический герой и мир природы. Лирический сюжет. Напевность стиха. Образы родины, дома, семьи.

В.М. Шукшин «Слово о малой родине» (фрагмент). «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

Русский фольклор.

Былины.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственно достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Русские народные песни. Обрядовая поэзия «Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»; лироэпические песни «Солдатская». Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне.

Частушки.


Проза конца XIX – начала XX вв.

Иван Алексеевич Бунин.

Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

Максим Горький.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.


А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.


А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.


И.С. Шмелёв. Национальный характер, изображенный в рассказе «Русская песня». История создания автобиографического романа «Лето Господне». Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования.


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях,

М.М.Пришвина. Рассказ «Москва-река». Родина, человек и природа в творчестве.

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Образ рассказчика. Подтекст. Градация.


Поэзия 20-50-х годов ХХ в.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.


Произведения русских поэтов XIX века о России.

Н.М. Языков «Песня»,

И.С. Никитин «Русь»,

А.Н. Майков «Нива»,

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»,

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»). Обращение поэтов к картинам русской жизни. Изображение родной природы.


Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «Начало» и др.). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн.


Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения. «Экспонат №…» .Проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.


Поэты ХХ века о России.

А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», А.А. Вознесенский «Муромский сруб» Образ родины в русской поэзии. Изображение событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. Анализ стихотворения о родине.


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др : Николай Назаркин. Изумрудная рыбка. «Изумрудная рыбка» – символ дружбы, веры и надежды.


Поэзия 20-50-х годов ХХ в.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.






Литература народов России.



Литература народов России. Р. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан». Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». А.Д.Дементьев «Волга». Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда». Ш. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка. Поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.

Зарубежная литература (9 часов)


Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.


«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Р. Бёрнс. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон ячменное зерно» Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Аллегория.

Японские хокку (трехстишия). Мацуо Басё.

Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).


Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев.

Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой»


Джон Рональд Руэль Толкиен « Хоббит, или Туда и Обратно». Черты жанра фэнтези в повести.


Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Особенности сюжета рассказа. Роль фантастического сюжета в раскрытии серьезных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения.

Дж. Свифт « Путешествия Гулливера».





8 класс












Н.М.Карамзин.

«Бедная Лиза» (1792)

Темы «маленького человека» и социального неравенства, рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье. Умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления.

Теория литературы.   Сентиментализм.


















А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Темы - крестьянская восстания. Испытания выпавшие на долю героя. Вера в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век».

Теория литературы.  

Роман. Повесть.

М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»  

Вера в бессмертие души. Взволнованный мир человеческих чувств, мука неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. 

Теория литературы.   Лирический монолог. 

Н. В. Гоголь. «Ревизор» Сюжет и композиция «Ревизора» Основные герои произведения.

Конфликт между чиновничеством и мнимым ревизором, между самодержавно бюрократическим аппаратом и широкими слоями населения.

Теория литературы Драма. Коллезия. Конфликт. Экспозиция.

Ф. И. Тютчев.

«Умом Россию не понять», «Silentium».Патриотическая тема. Самобытность русского народа, загадочность и непредсказуемость русской души. Теория литературы. Философская миниатюра.

А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу» Особенность стихотворения. Слияние человека и окружающего мира.

Н. А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» Загадочность русской души, тайна, которая дает силы обычной молодой крестьянке снести публичные унижения, сохранив при этом честь и природную гордость., «Несжатая полоса» Проблемы крепостного права.

Древнерусская литература.

«Житие Александра Невского»

Идеальный образ правителя, защитника своего отечества. Рассказ о жизни, главным содержанием которой явились по​двиги «храбрости».

Теория литературы.   Тропы. Фигуры. Житие.. Агиография.

Литература XVIII века.

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Долг перед Отечеством, служение ему превыше всего. Теория литературы. Послание.

Г. Р. Державин. «Памятник» Прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. «Снигирь» Философские размышления над сложными вопросами человеческого бытия. Героический рассказ о подвигах великого полководца.Теория литературы. Ода.

Литература XIX века.

В. А. Жуковский. «Лесной царь» (1818), Образ зла. Вывод автора - зло побеждает того, в ком нет сил дать ему отпор. Нет в мире справедливости

Баллада..Романтизм. Романтический герой.

«Невыразимое» (1819) Стремление поэта-романтика разгадать тайны мира с помощью слов.

Теория литературы. Пафос.

А. С. Пушкин .«19 октября..»

Любовь к друзьям. Тема осознания течения времени, бесконечности жизни, её ценности.

Теория литературы. Элегическое дружеское послание

«Станционный смотритель».

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Теория литературы Экспрессия. Тема. Идея. Идея художественная.

«И скучно и грустно» (1840) Размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни.

Теория литературы. Философская лирика. «Пророк» (1841), Судьба, душа одинокого поэта. Описание противостояния поэта и общественности.

Теория литературы. Лирической исповедь.

«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841) Романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя. 


Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» «Шинель».

Особенности героя повести. Особенности сюжета произведения. Теория литературы. Гротеск.

Ф.И.Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870)

А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883)

«Это утро, радость эта…» (1881) Внутренняя связь мира природы и мира человека.

И. С. Тургенев. «Ася» Философские размышления и раздумья о судьбах людей. Чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям.

Н. А. Некрасов. «Зеленый шум» Победа жизни (весны) над смертью (зимой), прощения над мщеньем.


«Внимая ужасам войны..»

Искренность и глубину переживаний, образ матери. 

А. А. Фет. «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая». Красота природы, душевное состояние лирического героя, его духовное родство с родной природой

Л. Н. Толстой. «После бала» (1903) Мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки. Внутреннее чувство рассказчика, его ощущения мира.

М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…» (1913) «Тоска по родине! Давно…» (1934), «Красною кистью…»

О.Э.Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915), Тематика античности. Новизна мысли. Размышление героя и поэта об истине, о прекрасном, о смысле жизни, о законах Вселенной.

«Раковина». Образ моря, образ раковины, олицетворяющей лирического героя

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Тема – противостояние человека и толпы. Хорошее отношение к людям. Теория литературы. Аллитерация.

А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда окончилась война…» (1948) Мотив памяти.

Русские народные песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…». Быт, нравственные представления и судьба народа в песне.

Частушки. Исторические песни

Тоска, страх, горе. Чувства человека к тому или иному историческому лицу, событию.
«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Теория литературы Исторические песни

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака» Историческое событие. Проблема личной свободы. Героизм Ермака.

А.К. Толстой

«Поле зыблется цветами…» Параллели между человеком и окружающим его миром. Ощущение безграничного счастья и свободы.


Проза конца XIX – начала XX века

И.А.Бунин «Кавказ» Многогранность чувств любви. Любовь как смысл жизни.

А.И.Куприн «Куст сирени»

Любовь и неравный брак.

И.Анненский «Снег». Параллель между зимой и финалом жизни. Д.С.Мережковский «Родное», «Не надо звуков…», Философский смысл о жизни.

Н.Оцуп «Мне трудно без России» Состояние души  героя, любовь к Родине. З.Н.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть…»,

И.А.Бунин «У птицы есть гнездо…»,

Дон Аминадо «Бабье лето»

Н.А.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,

уголок…»

Состояние души  героя, любовь к Родине

Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не по-ют…»,

М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…».

А.Фатьянов «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги», Н.М.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»

Проза русской эмиграции

Тэффи «Жизнь и воротник». Нравственные проблемы рассказа. Актуальность рассказа для нашего времени.

М.А.Осоргин «Пенсне» Фантазия автора. Вещи человеческими качествами.

Теория литературы. Риторический вопрос.


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий

Е.Мурашова «Класс кор-рекции» Изображение внутреннего мира.  Проблемы в нашем обществе. Актуальность рассказа для нашего времени.


Зарубежная литература


У.Шекспир «Ромео и Джульетта» Трагедия.

У.Шекспир «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

Дж.Свифт «Путешествия Гулливера», Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

Зарубежная романистика XIX-XX века

В.Скотт «Айвенго»




9 класс


Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве». История текста. Идея и образная система. Чувства автора к Русской земле, русскому народу.

Теория литературы Жанры древнерусской литературы. Слово.


Д.И.Фонвизин «Недоросль» Драма как литературный род. Жанр комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская позиция. Авторские средства раскрытия характеров.


А. С. Грибоедов «Горе от ума» История создания комедии. «Говорящие» фамилий в пьесе. Теория литературы.   Конфликт

«Смерть поэта». Вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Форма и композиция романа. Образ автора. Философские размышления о судьбах человека, о месте человека в жизни. Ирония в романе.

Теория литературы.

 Роман в стихах.

Ирония. Сарказм.

«К ***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Пророк»


М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Новый герой нового времени. Сцепление образов и судеб. Теория литературы Портрет как художественный прием.

Н. В. Гоголь. «Мертвые души» Обыденное и необычное в поэме. Мысль о народе .Образ автора.












М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» Ода. Классицизм.

Г.Р.Державин «Властителям и судиям», «Памятник»











А.С.Пушкин «К морю».

«Анчар». Трагизм в стихотворении.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла» «Бесы», «Певец». Переживания и состояния лирического персонажа.

Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери».

Поэма «Цыгане» Мечта поэта о «вечной свободе» и «вечном мире» Теория литературы Романтизм. Эпиграмма.

М.Ю.Лермонтов «Дума», «И скучно и грустно» Душевное состояние, переживания поэта.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Поэт», «Нет, я не Байрон, я дру-гой…», «Расстались мы; но твой портрет…», «Есть речи – значе-нье…», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Поцелуями прежде считал…», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), «Отчего»

Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…») Мир природы и внутренний мир лирического героя. Теория литературы. Философская лирика.

А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу…». Темы и мотивы лирики. Переживания лирического персонажа созвучны состоянию природы.

Теория литературы Анафора.

Л.Н.Толстой «После бала» Тема . Идея. Характер конфликта..Человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Теория литературы. Антитеза.


А.А.Блок «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края…», «О, я хочу безумно жить...»

А.А.Ахматова «Я спросила у кукушки…», «Сказал, что у меня соперниц нет…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», «Муза», «И упало каменное слово…», «Клятва», «Молитва», «Двустишие», «Пушкин».


М.И.Цветаева

«Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Имя твое – птица в руке…» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Бабушке», «Откуда такая нежность?», «Родина», «Москва! Какой огромный…», «Красною кистью…», «Вот опять окно…» (из цикла «Стихи о Москве»)

О.Э.Мандельштам «Я вернуося в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Стихи о разнице вкусов», «Про-щанье» Теория литературы Символ. Футуризм.

С.А.Есенин «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к жен-щине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу…»

М.А.Булгаков «Собачье сердце». Жанровые особенности. Проблематика. Сатирический портрет нового хозяина жизни — пролетария. Теория литературы Фельетон.

А.И.Солженицын «Матренин двор» Литературное направление и жанр. Нравственная проблематика. Сюжет и композиция.












А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Тематика и проблематика. Сюжет и система образов. Теория литературы.Ода.

Поэзия пушкинской эпохи

Е.А.Баратынский «Разуве-рение». Тема стихотворения.

Теория литературы Элегия.

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…»

В.А.Соллогуб «Серенада»

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

Проза конца XIX – начала XX века

И.А.Бунин «Темные аллеи» Сюжет рассказа. Тема любви.


Поэзия 20-50-х гг.

Б.Л.Пастернак «Красавица моя! Вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаме-нитым некрасиво…», Н.А.Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Мож-жевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание», «Признание»

Проза о Великой Отечественной войне

М.А.Шолохов «Судьба че-ловека». Судьба советского народа. Образ героя.


Поэзия второй половины XX века

А.А.Сурков «Бьется в тес-ной печурке огонь…», К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…» Жанр стихотворения.

Монолог лирического ге­роя.
Теория литературы: Любовное послание.
М.Б.Матусовский «Подмосковные вечера» История песни.

Б.Ш.Окуджава «Пожелание друзьям». Отношение людей друг к другу, сложность этих отношений, быстротечность жизни. 

Теория литературы.

Авторская песня. В.С.Высоцкий «Песня о друге»,

К.Я.Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь…»Образ лирического героя. Обращение к «жизни».

Теория литературы. Инверсия. Анафора.



Зарубежная литература



Данте «Божественная комедия (фрагменты по выбору)

Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

И. В. Гёте «Фауст» Творческая история трагедии. Жанр произведения. Стиль «Фауста».

Теория литературы Анакреонтика. Готический роман.

Дж. Г. Байрон «Романс», «Паломничество Чайльд Гарольда» (фрагменты)

П.Мериме «Маттео Фальконе»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!