. Д.И.Фонвизин Комедия «Недоросль». Драма как литературный род. Жанр комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская позиция. Авторские средства раскрытия характеров. А.С. Пушкин. Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...». Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Утес», «Узник». Родина в лирическом и эпическом произведении. | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из русской литературы XVIII века. Из русской литературы XIX века. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Полтава» («Полтавский бой»), Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувств любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла XII). Авторское отношение к героям. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина», Философский смысл стихотворения «Три пальмы». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об исторической прошлой Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Николай Васильевич Гоголь. «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Сюжет, система образов, идея произведения; смысл включения ее в сборник «Миргород» наряду с повестью «Тарас Бульба». Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта. Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генерала прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». «Премудрый пескарь» Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой - повествователь (развитие понятия). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Н.С.Лесков Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся». Размышление лирического героя о возможностях людей. «Фонтан». Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). Александр Трифонович Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие. Своеобразие «книги про бойца». Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Аристократка». Основная тема в юмористическом рассказе «Аристократка» — это непонимание между женщиной и мужчиной из разных сословий. Характер героев и их образы. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» Лирический герой и мир природы. Лирический сюжет. Напевность стиха. Образы родины, дома, семьи. В.М. Шукшин «Слово о малой родине» (фрагмент). «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя. | Русский фольклор. Былины. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственно достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Русские народные песни. Обрядовая поэзия «Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»; лироэпические песни «Солдатская». Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне. Частушки. Проза конца XIX – начала XX вв. Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа. Максим Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе. А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. И.С. Шмелёв. Национальный характер, изображенный в рассказе «Русская песня». История создания автобиографического романа «Лето Господне». Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования. Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, М.М.Пришвина. Рассказ «Москва-река». Родина, человек и природа в творчестве. К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Образ рассказчика. Подтекст. Градация. Поэзия 20-50-х годов ХХ в. Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. Произведения русских поэтов XIX века о России. Н.М. Языков «Песня», И.С. Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»). Обращение поэтов к картинам русской жизни. Изображение родной природы. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «Начало» и др.). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (фрагмент). Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения. «Экспонат №…» .Проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», А.А. Вознесенский «Муромский сруб» Образ родины в русской поэзии. Изображение событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. Анализ стихотворения о родине. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др : Николай Назаркин. Изумрудная рыбка. «Изумрудная рыбка» – символ дружбы, веры и надежды. Поэзия 20-50-х годов ХХ в. Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека. |