Согласно положениям ФГОС дошкольного образования от педагогов требуется повышение качества образовательно - воспитательной работы с детьми через организацию предметно – пространственной развивающей среды в группе.
В состав предметно-развивающей среды входит центр речевого развития, который организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам.
Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В основу наполняемости центра речевого развития положено тематическое планирование по лексическим темам. Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.
Наш центр речевого развития «Планета Речи», хорошо освещён, расположен в рабочей зоне рядом с литературно-художественным центром «Книжная галактика» и центром театральных игр «Театральное созвездие», которые оформлены в одном стиле. Мы постарались оформить центр красочно, привлекательно для детей, что бы вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности, для этого мы использовали изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. Картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке».
Хозяин «Планеты речи» интерактивный кот Ерофей - рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы и даже рассказывает сказки. Повторяет все фразы и звуки, изданные ребенком, очень часто дети разыгрывают с ним сцены, он побуждает детей к речевой деятельности, а ребенок учиться заботиться о ком-то, нести ответственность.
Содержание центра речевого развития включает в себя материал, направленный на формирование всех сторон развития речи ребенка: звукопроизношение, развитие словаря, развитие грамматической правильной речи, связной речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики и графомоторной функции, ознакомление с художественной литературой.
В разделе развитие артикуляционной моторики у нас находятся:
- Индивидуальные зеркала – с помощью которых ребёнок следит за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия во время выполнения артикуляционных упражнений.
- картотека сказок о веселом язычке,
- схемы речевого профиля для ознакомления с артикуляционным аппаратом, - картотека веселых артикуляционных упражнений,
- карты – схемы с заданиями от мультяшных героев,
- картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах
- памятка с подробным описанием выполнения артикуляционных упражнений,
- пособие гимнастики на пробках с прищепкой ….
- Наглядное пособие «Змейка» для совместного выполнения арт.гимнастик.
В нашем центре представлены предметы и игровые наборы, направленные на развитие сильной воздушной струи и речевого дыхания. Для этих целей используем бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки, баночки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики, вертушки, флажки, воздушные шарики, аэроболы, перышки, свистки, Своими руками изготовили пособия: прожорливые животные, сдуй снежинку, «Посуши перышки попугаю, петушку», макеты времен года. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Помоги планете», «Сдуй снежинку», «Покрути балерину».
В разделе на развитие звукопроизношения нами подобран материал на автоматизацию звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи:
Профили звуков, картотеки картинок на звуки, тексты и картинки для автоматизации звуков, изографы, звуковые лабиринты, речевой материал и картотеки чистоговорок на разные звуки, логопедическое пособие «Паровоз звуков», предметные картинки на разные звуки, с учетом позиции звука в слове. Эти картинки нами используются для проведения большого числа речевых игр и упражнений (например: «Четвертый лишний», «Один-много», «Чего нет?», «Один, два, пять», «Определи место звука в слове», «Составь схему слова», «Найди по описанию»), а так же дидактические игры на автоматизацию определенных звуков «Слон-циркач», «Веселая рыбалка», «Кот - шалун», «Собери букву», «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Подбери и назови» т.д.
В раздел развития фонематического восприятия и слуха помещены
- Картотека игр на развитие фонематического слуха,
- набор логопедических нейрокарточек на переключаемость позы кистей рук «Различаем звуки»
- фонотека в виде дисков МП3 со звуками природы, животных, насекомых;
- книга звуковая азбука;
- диатонические колокольчики, кселофоны, металофоны и набор схем
детских музыкальных произведений к ним;
- интерактивное музыкальное пособие «Повтори мелодию»;
- поющая скрипка с мелодией классической музыки;
- музыкальные инструменты: Барабаны, маракасы, свистульки, бубны,
музыкальный молоток, губные гармошки, музыкальные гитары;
- имеется комплект медио презентаций с играми на развитие
фонематического слуха, воспроизвести их можно с помощью ноутбука из методического кабинета.
- техническое обеспечение данного раздела составляет: музыкальный центр,
колонка и часто используем, конечно же телефон, как источник воспроизведения звука и как средство обогащения слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом центре прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами.
Для развития связной речи у нас есть:
- сборники скороговорок и загадок, ребусы, которые дети очень любят отгадывать.
- дидактические игры: на составление слов и предложений, на выполнение пересказа, «Скажи одним словом», «Расставь эпизоды сказки и перескажи», «Придумай названия к сюжетным картинкам», «Назови как можно больше», «Продолжи тематический ряд»,
- сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем
в профессии» и др.;
В нашем центре имеется материал на формирование лексико-грамматических представлений:
- предметные картинки по основным лексическим темам: «Грибы», «Лекарственные растения», «Домашние птицы», «Дикие животные»,«Звери наших лесов», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Зимние виды спорта», «Космос»;
- наборы картинок: - отображающие многозначность глаголов;
- для образования от существительного прилагательных;
- один – много, сосчитай до пяти;
- правильное употребление предлогов; «Синонимы и антонимы»
- картинки моделирование условное обозначение сказок;
- альбомы иллюстраций сказок;
- игры «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.
- схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь
предложение по схеме», «Сложи слово»,
Обогащаем словарный запас детей в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы размещенной в центре «Книжная галактика»
- пословицами, поговорками, стихами, загадками, пестушками,
- рассказами, сказками, повестями, балладами.
- через беседы по прочитанному материалу с взрослыми и сверстниками так как, обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения.
С целью пополнения словаря словами местного значения при подборке литературы, учитываем региональный компонент, имеется книга о Кузбассе и многофункциональное пособие «Наш поселок», которое можно использовать не только как наглядно-демонстрационные материал для описательного рассказа, но и как настольные игры «Кто где трудится», «Лото подходит - не подходит», «Узнай улицу», «Что изменилось».
- имеются картотека речевых игр на уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. «Мяч бросай животных называй», «Кто чем занимается», «Горячий – холодный»
В этом же разделе располагается материал для подготовки к обучению грамоте:
- материалы для звукового и слогового анализа и синтеза: разноцветные фишки и магниты, звуковые схемы, набор предметных картинок.
- игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.
- таблицы по обучению грамоте с рисунками.
- комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” ( автор Н. В. Дурова).
- Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
- подвижная азбука (касса букв), азбука в картинках, кубики с буквами, азбука из фетра, которые применяем в дидактических играх: «Буква за буквой», «33 богатыря», «Умный телефон»,
Для разыгрывания диалогов в речевом центре очень пригождаются наборы сказочных персонажей, которые мы расположили в театральном уголке, есть различные виды театров: настольные, стендовый, вязанный пальчиковые театры,
- Игрушки-говорушки, сделанные своими руками, помогают совершенствовать диалогическую форму речи.
- Для театрализованных игр мы подобрали различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и - костюмы.
Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
Результатами детской творческой деятельности стали альбомы детских загадок, книжки детских сказок, сделанные детьми в процессе проектной деятельности или совместно с родителями. Книжки и альбомы, изготовленные детьми, хранятся в литературно-художественном центре «Книжная галактика» и являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
В речевом центре много игр на развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
- картотеки игр упражнений и массажа с разными предметами:
- грецкие орехи, карандаши, шарики для массажа ладоней рук су-джок; пружинки для массажа пальцев рук; шерстяные разноцветные нитки для выкладывания букв, цифр; счетные палочки для выкладывания букв,
- разноцветные камешки и пинцеты, палочки для суши при помощи которых дети заполняют пространство в картинках,
- камешки марблс,
- кинестетический разноцветный песок,
- пальчиковые сухие бассейны,
- песочный стол с набором мелких предметов и героев мультфильмов на котором дети создают живые картины.
- пуговицы для выкладывания букв и предметов,
- эспандеры для развития мышечной мускулатуры кистей рук,
- разнообразные мозаики и мелкие конструкторы.
Большое внимание детям подготовительной группы уделяется на развитие графомоторной функции. В этом направлении эффективно применяем технологию кинезиологию: имеем альбом с описанием ручных упражнений,
- кинезиологические упражнения в картинках,
- межполушарную доску с тремя сменными вкладышами,
- сделанный своими руками спиральный тренажер (на крышках),
- кинезиологические дорожки,
- нейро карточки переключения поз кистей рук,
- пробы двуручного рисования для многократного применения.
- Разнообразные прописи, в которых дети с удовольствием учатся писать.
Весь материал и оборудование расположены в свободном доступе для детей, находится на уровне глаз и вытянутой руки, ребенок может спокойно подойти и достать любой материал который ему понадобился для занятий или для игры.
Наш творческий коллектив идет в ногу со временем и понимает современные увлечения, интересы ребенка и использование этого на занятиях, является важнейшим инструментом в формировании мотивации и интереса к обучению ребенка.
Дети с сенсорной, тактильной игрушкой «Радуга» или как её назвали производители игрушка – антистресс Pop it готовы играть бесконечно.
Pop it технология в центре речевого развития может использоваться для:
- автоматизации и дифференциации звуков,
- развития межполушарного взаимодействия,
- развития общей и мелкой моторики,
- памяти, внимания, воображения, мышления, логики,
-развития речи,
-ориентировки в малом пространстве,
-снятия эмоциональной напряженности, создания положительного
эмоционального настроя
движение необходимо для обучения, поскольку учащийся должен использовать оба полушария мозга.
Эта игра помогает разнообразить материал, используемый в педагогическом процессе. Расширить словарный запас, проговаривая слоги, считалки и скороговорки. «Изучение звуков», «Изучение букв», «Повтори слог, слово», «По слогам», «Разбери слово», «Продолжи ритм», «Две руки»,«Бродилка»
Кроме этого игрушка помогает детям с ОВЗ справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Играя с ней, ребенок испытывает чувство подлинного расслабления, Она помогает снять весь стресс и успокоить эмоции.
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы используем карты Проппа
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Занятие в речевом центре проводится нами во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.
С группой детей организовываем игры на дифференциацию поставленных звуков или расширению словарного запаса.
Дети сами подходят к речевому центру: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
При помощи созданного речевого центра мы вооружились простыми и эффективными средствами для организации речевых игр и упражнений, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.