СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание современного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание современного образования»

Содержание современного образования

Содержание современного образования

1.Сущность содержания образования 1.1 Содержание педагогического процесса  1.2 Концепции содержания образования

1.Сущность содержания образования

1.1 Содержание педагогического процесса 1.2 Концепции содержания образования

Педагогический процесс Процесс развития Процесс обучения Процесс воспитания

Педагогический процесс

Процесс развития

Процесс обучения

Процесс воспитания

« Содержание образования» в данном случае используется в узком смысле, как содержание учебного процесса, а именно система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание образования – это содержание триедного целостного процесса, характеризующего:  1. усвоение опыта предшествующих поколений  2.воспитанием типологических качеств поведения личности  3.умственным и физическим развитием человека

« Содержание образования» в данном случае используется в узком смысле, как содержание учебного процесса, а именно система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

Содержание образования – это содержание триедного целостного процесса, характеризующего: 1. усвоение опыта предшествующих поколений 2.воспитанием типологических качеств поведения личности 3.умственным и физическим развитием человека

Концепции содержания образования СО как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, т.е. тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте. СО представляет собой педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. СО включает в себя совокупность знания, умения, навыки, которые должны быть усвоены учениками

Концепции содержания образования

СО как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, т.е. тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее структурной полноте.

СО представляет собой педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе.

СО включает в себя совокупность знания, умения, навыки, которые должны быть усвоены учениками

Содержание образования – это социально детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением.  Другими словами – это педагогическая модель социального опыта.

Содержание образования – это социально детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением. Другими словами – это педагогическая модель социального опыта.

2. Уровни формирования содержания образования Уровень общего теоритического представления Уровень структуры личности ученика Уровень педагогического обучения Уровень учебного предмета Уровень учебного материала

2. Уровни формирования содержания образования

Уровень общего теоритического представления

Уровень структуры личности ученика

Уровень педагогического обучения

Уровень учебного предмета

Уровень учебного материала

3. Основные принципы построения содержания образования Принцип структурного единства Содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника Принцип соответствия содержания общим целям современного образования Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения

3. Основные принципы построения содержания образования

Принцип структурного единства Содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника

Принцип соответствия содержания общим целям современного образования

Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения

4.Источники и факторы формирования содержания образования Источники: - наука - производство материальных и духовных благ - опыт общественных отношений - духовные ценности - формы общественного сознания - виды деятельности человека Факторы: - потребности общества в образованных людях - цели. Которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития - реальные возможности педагогического обучения - средние и оптимальные возможности учащегося -потребности личности в образовании

4.Источники и факторы формирования содержания образования

  • Источники:
  • - наука
  • - производство материальных и духовных благ
  • - опыт общественных отношений
  • - духовные ценности
  • - формы общественного сознания
  • - виды деятельности человека
  • Факторы:
  • - потребности общества в образованных людях
  • - цели. Которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития
  • - реальные возможности педагогического обучения
  • - средние и оптимальные возможности учащегося
  • -потребности личности в образовании
5.Общие требования к содержанию образования и критерии его отбора 5.1 Общие требования к содержанию образования. В «Законе Российской Федерации об образовании» отражены современные, социальные, гражданские, правовые, экономические требования к содержанию образования, исходящие из разных сфер жизни, отвечающие потребностям и перспективам развития личности.

5.Общие требования к содержанию образования и критерии его отбора

  • 5.1 Общие требования к содержанию образования.
  • В «Законе Российской Федерации об образовании» отражены современные, социальные, гражданские, правовые, экономические требования к содержанию образования, исходящие из разных сфер жизни, отвечающие потребностям и перспективам развития личности.

В статье 14 Общие требования к содержанию образования записано: 1. содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: - на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - на развитие гражданского общества; - на укрепление и совершенствование правового государства. 2.содержание образования должно обеспечивать: - формирование у обучающего адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в системы мировой и национальных культур; - формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование общества. 3.профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации. 4. содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений .

5.2 критерии отбора содержания образования  1. критерии целостного отражения в СО задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества  2. критерий высокой научной и практической значимости содержания изучаемого материала  3. критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста  4.критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета  5.критерий учета международного опыта построения СО  6.критерий соответствия со имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

5.2 критерии отбора содержания образования 1. критерии целостного отражения в СО задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества 2. критерий высокой научной и практической значимости содержания изучаемого материала 3. критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста 4.критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета 5.критерий учета международного опыта построения СО 6.критерий соответствия со имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.

6. Компетентностный поход к конструированию содержанию образованию

Обновления стандартов образования на новых основаниях формулируются: - модернизация Со в соответствии с требованиями современности при сохранении лучших традиций российской школы; разгрузка со и обеспечение психического и обеспечение психического и физического здоровья учащихся; - соответствие образовательного стандарта возрастным закономерностям развития учащихся их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; - личностная ориентация образования, востребованность его результатов в жизни, обеспечение вариативности и свободы выбор в образовании; усиление социально-гуманитарной направленности образования, способствующей утверждению ценностей гражданского общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира; -ориентация на обеспечение «компетентностного» подхода к содержанию образования, на формирование готовности учащегося использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; развивающий потенциал стандарта; воспитывающий потенциал стандарта, его направленность на формирование духовно-нравственной сферы личности, позитивных общественно значимых установок и ориентиров; -целостность содержания образования и его преемственность на разных ступенях школы.

Компетентный (лат. Competents – соответствующий, способный) – знающий, сведущий в определенной области.   Компетентность – обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо.  Компетентность – это готовность и способность молодых людей, окончивших школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества

Компетентный (лат. Competents – соответствующий, способный) – знающий, сведущий в определенной области. Компетентность – обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетентность – это готовность и способность молодых людей, окончивших школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества

Набор ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Компетенция личностного совершенствования Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Учебно-познавательная компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция

Набор ключевых компетенций

Ценностно-смысловая компетенция

Компетенция личностного совершенствования

Общекультурная компетенция

Социально-трудовая компетенция

Учебно-познавательная компетенция

Коммуникативная компетенция

Информационная компетенция

7.Нормативные документы, отражающие содержания образования, реализуемого в процессе обучения

7.Нормативные документы, отражающие содержания образования, реализуемого в процессе обучения

7. Нормативные документы , отражающие содержание образования, реализуемого в процессе обучения. 7.1 Общее понятие о государственном образовательном стандарте.   Понятие стандарт означает норму, образец, мерило.  Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала .

7. Нормативные документы , отражающие содержание образования, реализуемого в процессе обучения.

7.1 Общее понятие о государственном образовательном стандарте. Понятие стандарт означает норму, образец, мерило. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала .

7.2 Базисный учебный план Базисный учебный план- основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в образовательных учреждениях предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет

7.2 Базисный учебный план

Базисный учебный план- основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в образовательных учреждениях предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет

Структура учебного плана Инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащегося к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; Вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.

Структура учебного плана

Инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащегося к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

Вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.

Основные виды учебных занятий Обязательное занятие, составляющие базовое ядро общего среднего образования Факультативные занятия Обязательные занятия по выбору учащегося

Основные виды учебных занятий

Обязательное занятие, составляющие базовое ядро общего среднего образования

Факультативные занятия

Обязательные занятия по выбору учащегося

7.3 основная образовательная программа образовательного учреждения   Разрабатывается на основе примерной общеобразовательной программе с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса

7.3 основная образовательная программа образовательного учреждения Разрабатывается на основе примерной общеобразовательной программе с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса

7.4 учебная программа по предметам (дисциплины)  Учебная программа – это нормативный документ, определяющий содержания образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.

7.4 учебная программа по предметам (дисциплины) Учебная программа – это нормативный документ, определяющий содержания образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.

Виды программ Личностно-индивидуальные или авторские программы, разрабатываемые и реализуемые высококвалилифицированными и творчески работающими педагогами. Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения и навыки, систему ведущих мировоззренческих идей. Общие рекомендации методического характера Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении

Виды программ

Личностно-индивидуальные или авторские программы, разрабатываемые и реализуемые высококвалилифицированными и творчески работающими педагогами.

Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения и навыки, систему ведущих мировоззренческих идей. Общие рекомендации методического характера

Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении

7.5 учебная литература  Содержание образования раскрывается конкретизируются в учебной литературе – учебниках, учебных пособиях, книгах для дополнительного чтения, справочниках, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе, дидактических материалах и т.п.  Учебник является средством для усвоения содержания образования содержит учебный материал, предусмотренный программой по данному предмету.

7.5 учебная литература Содержание образования раскрывается конкретизируются в учебной литературе – учебниках, учебных пособиях, книгах для дополнительного чтения, справочниках, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе, дидактических материалах и т.п. Учебник является средством для усвоения содержания образования содержит учебный материал, предусмотренный программой по данному предмету.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!