1
6 класс
I четверть
Вводное занятие. Задачи обучения, план работы на I четверть.
Повторение базовых знаний и умений, полученных в 5 классе.
Изготовление изделия из деталей круглого сечения .
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением
диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстругивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.
Учащиеся должны знать:
теоретические основы обработки деталей круглого сечения.
Учащиеся должны уметь:
производить разметку, эффективную и безопасную обработку деталей круглого
сечения;
осуществлять контроль качества готовой продукции.
II четверть
Вводное занятие .
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия.
Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными
деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении.
Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника.
Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.
Учащиеся должны знать:
теоретические основы изображения, а также эффективной и безопасной обработки
выпуклых и вогнутых деревянных поверхностей.
Учащиеся должны уметь:
изображать криволинейные поверхности по шаблону;
работать выкружной пилой, драчѐвым напильником;
осуществлять контроль качества выполненной работы.
III четверть
Вводное занятие .
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Долбление сквозного и несквозного гнезд .
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Учащиеся должны знать:
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда.
Учащиеся должны уметь:
размечать сквозное и несквозное гнездо;
работать долотом и стамеской;
осуществлять контроль качества выполненной работы.
IV четверть
Вводное занятие .
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы со стамеской.
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 .
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.
Правила безопасности при выполнении соединения.
Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца.
Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.
Учащиеся должны знать:
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УК-1.
Учащиеся должны уметь:
размечать соединение УК-1;
выполнять соединение УК-1;
осуществлять подгонку соединения;
производить контроль качества УК-1.
Заточка стамески и долота .
Объекты работы. Стамеска, долото.
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения).
Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.
Учащиеся должны знать:
название элементов стамески, долота;
угол заточки стамески (долота);
сведения об абразивных материалах;
теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов;
правила контроля заточки инструментов.
Учащиеся должны уметь:
затачивать стамески и долота на бруске;
править лезвия на оселке;