Содержание курса
Каждый этап обучения в основной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы.
8 класс
Глава 1. Искусство в жизни человека – 4 ч.
Тема 1. Искусство как способ познания окружающего мира
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.
Искусство — это организация определённого пространства. Художественно-выразительные средства организации пространства картины
Тема 2. Форма в искусстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Художественно-выразительные средства разных видов изобразительного искусства.
Художественная форма произведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика. Скульптура. Особенности работы художника-скульптора
Тема 3. Содержание и форма
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что подлинное произведение искусства отличает взаимодействие мысли автора (содержания произведения) и выразительности художественной формы.
Выразительность художественной формы. Искусство — это «мыслеобразы» художника.
Символ — единство формы и содержания
Тема 4. Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Гармония в картине. Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра. Динамика, покой. Симметрия, асимметрия и равновесие в картине
Глава 2. Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч.
Тема 5. Язык изобразительного искусства
Развитие фантазии и воображения.
Выразительно-изобразительные средства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактура и др.). Индивидуальная творческая манера художника — художественная форма
Тема 6. Композиция
Развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что изобразительная композиция не является точной копией природы или предметного мира, но повторяет её структурные особенности в художественном образе, созданном автором.
Законы композиции: равновесие, подчинение объектов композиционному центру, доминанта господствующей идеи, эмоциональное напряжение, пространственная организация всех объектов композиции
Тема 7. Тень — один из главных элементов композиции
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Роль тени в изображении. Тень как важный выразительный образ композиции.
Тёплое и холодное в картине. Игра света и тени
Тема 8. Человек и цвет: особенности цветового восприятия
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Воздействие цвета и света на центральную нервную систему человека. Исследования учёных по выявлению факта воздействия цвета на эмоционально-чувственную сферу человека.
Символика цвета
Тема 9. Цвет и свет в пространстве интерьера
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Использование цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера (эффект зрительного увеличения и расширения или уменьшения пространства помещения, создание эмоционального напряжения или расслабления человека и др.)
Тема 10. Как нужно воспринимать картину
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Отражение личности художника в его произведениях. Тщательность в выборе средств художественной выразительности.
Первое впечатление от картины — ориентир для «путешествия» по пространству холста
Глава 3. Виды и жанры искусства – 6 ч.
Тема 11. Портрет на фоне эпохи
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Соответствие выбора средств художественного изображения, образов, колорита произведений живописи определённой исторической эпохе.
Изображение человека в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, мозаике (фаюмский портрет).
Портрет реалистический и портрет условный. Классические пропорции в изображении лица и головы человека
Тема 12. От портрета к автопортрету
Развитие фантазии и воображения.
Психологический портрет в изобразительном искусстве. Выражение в портрете индивидуальности, неповторимости образа человека.
Этапы работы художника: изучение натуры, создание множества набросков и зарисовок перед началом работы над портретом.
Особенности работы над автопортретом: возможность экспериментирования в поиске нужного ракурса, колорита и др.
Тема 13. Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн
Развитие фантазии и воображения.
Знание законов композиции, соблюдение соотношения форм и пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разных вещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для создания натюрморта.
Выделение пространства предметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции
Тема 14. Графика: линия в искусстве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Средства выразительности в графике: точка, линия, пятно, штрих.
Тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.
Художественные материалы и инструменты художника-графика
Тема 15. Декоративно-прикладное искусство: орнамент
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Декоративно-прикладное искусство — часть общечеловеческой культуры. Черты сходства и различия между народным декоративно-прикладным искусством и современным видом этого направления в искусстве.
Орнамент — одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов: растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный (зооморфный), астральный, геометрический
Тема 16. Скульптура
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства, который требует от художника-скульптора способности передавать предметы в объёме, продумывая его форму (динамику и статику, соотношение форм и частей) с разных точек зрения.
Своеобразие и особенности работы мастера в разных материалах: глине, пластилине, дереве, камне, металле
Глава 4. В мастерской художника – 2 ч.
Тема 17. Манера письма и интерпретация одной темы
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Индивидуальная манера письма художника выражается в его темпераменте, особенностях организации пространства, технике работы (мягкости и пастозности мазка), колорите и др.
Тема 18. Творческая импровизация в искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация — оригинальная форма художественного проявления человека, связанная с созданием нового образа непосредственно в процессе исполнения, один из древних видов художественного творчества.
Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино
Глава 5. Художник и время – 2 ч.
Тема 19. Отображение в искусстве исторической эпохи
Развитие фантазии и воображения.
Наука историография.
Историческое время, историческое пространство и культура. Художественный образ — это присущая искусству форма воспроизведения, истолкования жизни. Это свидетельство времени, особая реальность эпохи, отражённая в работах конкретного художника, жившего в эту эпоху.
Художественный образ в музыке, живописи, графике, скульптуре, танце и др.
Тема 20. Связь времён: преемственность в художественном творчестве
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Искусство — отражение реальности в художественных формах и символах.
Художественный мир картин художника уравновешен и гармоничен.
Познание истории с помощью искусства.
Роль искусства в формировании художественного восприятия зрителя.
Универсальный язык искусства (искусство любого народа говорит само за себя, оно не требует перевода как, например, письменный текст, написанный на разных языках)
Глава 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи –2ч.
Тема 21. Понятие художественного стиля в искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Стиль — особая форма проявления канона (совокупности обязательных художественных приёмов или правил), отличающая творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т. д. Стиль проявляется в определённые периоды, отмеченные единством системы художественных приёмов в разных видах искусства (живописи, литературе, архитектуре, скульптуре, графике, хореографии, театре)
Тема 22. Основные художественно-стилевые направления в архитектуре
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Архитектура — «великая летопись мира», в ней находят отражение представления человека о конкретной исторической эпохе.
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры. Его формируют черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).
Стили, которые рассматриваются как равноправные в истории стилей: романский, готика, барокко, классицизм, ампир
Глава 7. Образы искусства -13 ч.
Тема 23. Искусство Древнего Египта и Месопотамии
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Культура Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.
Представления о целостности Вселенной — в неразрывности «верхнего» и «нижнего» миров. Подчёркнутый геометризм — метафора упорядоченности Космоса.
Пирамиды в Гизе
Тема 24. Античное искусство
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Античность — цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Культура Древней Греции и Древнего Рима.
Античный миф — основа искусства.
Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров
Тема 25. Христианское искусство Средневековья
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Христианство — источник идей и образов средневекового европейского искусства. Объединение культуры Византии и Западной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Главные характеристики средневекового восприятия мира — божественное Слово, бесконечность, вечность, непознаваемость; основной закон — воздаяние. Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модель христианства. Романская базилика, готический храм
Тема 26. Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Светский характер культуры Ренессанса и её антропоцентризм, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности.
Архитектура Ренессанса. Возведение законов механики в ранг космических законов божественного мира. Преобладание в архитектуре центрических зданий, демонстрировавших устойчивое бытие земной реальности, проникнутой незримой духовной энергией. Соборы Филиппо Брунеллески и капеллы Медичи Микеланджело
Тема 27. Барокко
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Мировоззренческие основы барокко. Изменение утвердившегося в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансного представления о человеке как о разумнейшем существе.
Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший, М. ванХемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко
Тема 28. Классицизм
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Направление в искусстве рассматривается как искусственная система, консервирующая гармоническую модель мироздания. Центральным ядром системы являются абстрактные законы разума и порядка. Философы Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов
Темы 29–30. Романтизм, реализм, импрессионизм
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма. Идея двоемирия — сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров — организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Героико-драматическое (Ф. Гойя, Э. Делакруа) направление в романтической живописи. Отражение жестокого разочарования в мире в ряде произведений Т. Жерико. Природные стихии — знак внутренних бурь человеческой души в пейзажах У. Тёрнера.
Точная и объективная фиксация действительности (реальности) в работах мастеров реализма (Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, Ж. Милле, В.Г. Перов).
Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма. Стремление импрессионистов наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления (К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане)
Темы 31–32. Символизм, постимпрессионизм и модерн
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика); развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в художественную форму.
Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка.
Стремление художников-постимпрессионистов свободно и обобщённо передавать материальность мира, их интерес к философским и символическим началам искусства;
использование декоративной стилизации (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, М.А. Врубель).
Отражение кризиса антропоцентрической модели мира в искусстве модерна (конец XIX — начало XX века). Природные стихии — моделирующий образ модерна
Тема 33. Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика).
Прогресс в науке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).
Эксперименты в искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский; фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо.
Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, лендарт)
Тема 34. Творческий проект
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Организация и проведение самостоятельных творческих проектов на темы по выбору или согласованию. Индивидуальные и коллективные проекты
Тема 35. Великие имена в искусстве
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В. Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников