ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Сообщение
«Содержательная часть обучающего теста по предмету «русский язык»»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «В» Бекмурзаева Р. Д.___________
Проверил преподаватель: Коржова А.П.___________
Астрахань,2022
Требования к тестам
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.
2. Определённость.
После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.
3. Простота.
Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
4. Однозначность.
Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.
5. Равнотрудность.
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.
Рассмотрим тесты, предназначенные для проверки результатов успешности усвоения знаний, умений и навыков. В методической литературе они классифицируются по уровню усвоения учебного материала.
ТЕСТЫ
1-й уровень | 2-й уровень |
Опознания (задания альтернативных ответов) | Воспроизведения информации: |
Различения (задания множественного выбора) | 1)Тесты-подставки (задания -дополнения) |
Соответствия | 2)Конструктивные (задания свободного изложения) |
Итак, тесты первого уровня усвоения учебного материала подразделяются на тесты-опознания, различения, соответствия.
В тесте-опознании учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «ДА» или «НЕТ», «ЯВЛЯЕТСЯ» или «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ», «ОТНОСИТСЯ» или «НЕ ОТНОСИТСЯ». Одна из альтернатив и является эталонной. (Образцы тестов различных уровней см. в Приложении №1)
Тесты-различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащиеся должны выбрать один или несколько правильных.
Тесты-соответствия связаны с выявлением соотношения между предлагаемыми элементами (термином и его определением, словом и его значением и т. д.). Задания на установления соответствия в основном проверяют ассоциативные знания учащихся, т.е. понимание ими связей между различными понятиями, явлениями, свойствами.
Проверку усвоения знаний на втором уровне можно проверить с помощью тестов – воспроизведения информации. Выполняя тест такого типа, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне деятельность. Ответа на вопрос в задании не содержится.
По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты-подставки и конструктивные тесты.
На уроках русского языка тесты-подставки могут иметь в задании словесный текст или схему, таблицу, в которых пропущены слова, словосочетания или предложения, а также условные обозначения. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти необходимый материал и заполнить пропуски.
Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащихся самостоятельного конструирования ответа: воспроизвести определение, дать характеристику.
Тест-подставку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащимся воспроизвести сложные или только что изученные термины.
Конструктивный тест предоставляет большую свободу составления ответа.
1.4. Типовая характеристика тестовых материалов.
В практике проведения тестового контроля знаний обучающихся чаще всего используются следующие типы тестовых заданий: в закрытой и открытой формах.
1.Тестовые задания в закрытой форме состоят из задания и нескольких вариантов ответов, один (в некоторых случаях – несколько) из которых является правильным, трансформирующим основной текст задания в истинное утверждение. Остальные ответы являются неверными, т.к. преобразуют текст задания в ложное утверждение. Таким образом, к такому типу тестовых заданий относятся тесты первого уровня усвоения учебного материала, а именно, тесты-различения.
Для закрытой формы тестовых заданий чаще всего используется следующий вид инструкции для испытуемого: «Отметьте правильный ответ». Тестовый материал по русскому языку может быть организован таким образом, чтобы выполнение каждого задания представляло бы собой процесс решения практической задачи, а варианты правильных ответов – частные случаи существования общего примера, разбираемого в задании.
(Например:
Укажите слова, в которых количество твердых согласных ровно количеству гласных:
звонок
просека
уровнял
поклонник)
2.Тестовые задания в открытой форме – это задания на дополнения, требующие при выполнении самостоятельного формирования ответов: кратких (в виде слова, словосочетания, небольшого перечня слов) или развернутых. Таким образом, к данному типу тестовых заданий относятся тесты второго уровня усвоения – тесты воспроизведения информации.
Открытые задания со свободно конструируемыми ответами формулируются в произвольной форме. Тестовому заданию в открытой форме предшествует инструкция, объясняющая правила выполнения и оформления задания, например: «Дополните …», «Впишите в бланк ответов…» и т.п. В качестве правильного ответа на тестовое задание открытой формы имеет смысл выбирать широко известные из теории и практики русского языка понятия, категории, знание которых является базовым, обязательным.
1.5. Организация и проведение тестового контроля
Тестовый контроль ЗУН отличается по сложности подготовки к его проведению по сравнению с некоторыми другими способами. Преподаватели сейчас имеют возможность пользоваться готовыми тестами, разработанными специалистами: педагогами, психологами, исследователями и редакторами. Но, готовясь к тому или иному уроку, представляя реальных учеников с определенными способностями, интересом к предмету, иногда осознаёшь необходимость разрабатывать тесты самостоятельно. Что для этого требуется? Конечно же, время, заинтересованность, наличие пособий, литературы, из которой можно выбрать подходящий по теме материал, и представление о том, как правильно должен быть составлен тест. Для этого необходимо знать основные установки для разработки тестов и организации тестового контроля.
Итак, при создании теста закрытого типа (наиболее часто применяемого на уроках русского языка) учитываются следующие требования:
А) Задание должно быть свободно от двусмысленности и логически правильно. При формулировке задания не допускается обращение к субъективному мнению тестируемых.
Б) Основной текст задания и варианты ответов, включая неправильные, должны хорошо грамматически сочетаться между собой. Основной текст задания может представлять собой утверждение или вопрос.
В) Целесообразнее использовать строгие и единообразные приемы оформления текста тестовых материалов. Наличие каких-либо приёмов акцентирования тех или иных элементов текста (подчеркивание, выделение жирным шрифтом) имеет смысл только в тот период, когда учащиеся учатся работать с тестами. Впоследствии нужно вырабатывать у них умение самостоятельно видеть ключевые слова в задании, выбирать главное.
Создавая тест открытого типа, следует соблюдать существующий в методике составления тестов ряд общих требований:
А) Каждое задание должно быть нацелено на дополнение, воспроизведение наиболее значимого элемента, место для которого обозначается многоточием или прочерком.
Б) Текст задания должен отличаться простотой синтаксической конструкции и содержать минимальное количество информации, необходимой для верного выполнения задания.
При составлении тестов на установление соответствия нужно придерживаться следующих правил:
А) Элементы задающего столбца располагаю слева, а элементы для выбора – справа.
Б) Для каждого столбца ввожу определенное название, обобщающее все элементы столбца.
В) В некоторых тестах необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы один или несколько неправильных ответов.
Г) В инструкции (она может быть и устной) поясняю, каким образом нужно выполнять задание. Например, соединить элементы каждого столбца, соответствующие друг другу, стрелками или расставить цифры (буквы) из левого столбца к соответствующим вариантам правого столбца.
Соблюдение данных требований позволяет повысить эффективность тестового контроля и обеспечить получение достоверных педагогических результатов.
Процесс составления тестов трудоемкий, но свои положительные моменты он имеет. Кроме того, с течением времени накапливается свой тестовый материал по различным темам и разделам, который можно использовать, при необходимости что-то изменяя или добавляя, в последующие годы в работе с другими учениками.
1.6. Этапы проведения тестирования.
Проведение тестирования (текущего и итогового) включает в себя следующие этапы:
1.Подготовительный этап .
Подобранные тестовые задания оформляются в виде карточек на листах бумаги (распечатываются на компьютере на листах формата А4) и тиражируются в необходимом количестве. Задания могут быть разработаны по вариантам. Каждый обучающийся получает одну карточку (лист с тестом). Если требуется особое оформление сведений о тестируемом или особое заполнение бланков, то можно дать образец на доске.
2.Организационный этап.
Тестирование начинается с рассказа преподавателя о цели работы и условиях её проведения. После этого предлагается заполнить в тестовых бланках или отдельных листах графы, в которых должны содержаться общие сведения (фамилия, имя, группа, дата проведения тестирования). В тех случаях, когда в тестах допущены опечатки, неясности и т.п., необходимо проконсультировать об этом учащихся. Перед началом работы ещё раз обращается внимание на особенности предлагаемого тестового задания и способ его выполнения. В кабинете русского языка на стенде есть памятка о правилах работы с тестами. (См. Приложение №3). Далее определяется время работы.
Но следует учитывать, что в группе находятся учащиеся с разным уровнем знаний и умений по предмету, то есть хорошо успевающие и слабо - успевающие. Есть ученики, которые быстро выполняют тест, иногда независимо от его сложности, а есть те, кто медленно выполняет работу, долго думает над каждым заданием. Поэтому, продумывая тестовые задания и определяя время на их выполнение, нужно учитывать особенности группы и отдельных учащихся. Некоторым сильным ученикам, которые обычно быстро справляются с тестом, можно предложить выполнить задание другого варианта или в тест включать дополнительное, усложненное задание.
3.Выполнение заданий тестирования.
Это самостоятельная работа учащихся. Задача преподавателя – обеспечить дисциплину, хорошую психологическую атмосферу, следить за временем выполнения работы.
4.Обработка тестов сводится к выявлению соответствия ответов учащихся эталонным ответам (ключу) и выставлению оценок.
Как оценить выполненные тестовые работы учащихся – одна из выше названных проблем. Действительно, пока ещё не существует в методической литературе нормативных документов, строго регламентирующих систему оценивания тестовых работ. Многое зависит от того, каков тест по своей сложности, объему, цели проведения. Поэтому иногда возникают сомнения в правильности выставляемых оценок. Конечно же, нет проблем, если работа выполнена безупречно. Но это, к сожалению, бывает не часто и далеко не у всех учеников. От чего я отталкиваюсь при оценивании? Например, тест состоит из 10 заданий. Оценка «5» ставится при правильном выполнении 10-9 заданий. «4» - при правильном выполнении 7-8 заданий, «3» - 5-6 заданий, менее 5-ти правильно выполненных заданий – оценка «2». Исходя из этого, можно так представить шкалу оценивания тестовых работ учащихся:
1)100-90% правильно выполненных заданий – «5»
2)89 -70% - «4»
3)69 – 50 – «3»
4) менее 50% правильно выполненных заданий – «2»
При проведении мониторинга было принято решение, что можно считать успешно выполненным тест с более 70% правильных ответов у сильных учеников и более 60% у слабоуспевающих.
5.Анализ результатов тестового контроля проводится на основе выставленных оценок, регистрации затраты времени на выполнение тестового задания и наблюдений за учащимися в ходе работы. Если большинство учащихся дали неправильные ответы по тестам, то это свидетельствует о необходимости оказания им помощи. Объявив поставленные оценки, провожу беседу по результатам контроля.
Обсуждение результатов тестирования в зависимости от его целей может варьироваться от краткого сообщения общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. Важно проводить анализ оперативно, он должен носить диагностический характер, раскрывать главное – причины возникновения ошибок. Анализ должен быть эффективным средством корректирования, оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их совершенствованию.
1.7. Использование различных тестов на уроках русского языка.
Тип урока | Этап урока | Тип теста | Примечания |
1)Урок изучения нового материала | Итог урока или на этапе закрепления изученного материала. | Тест-опознание (задания с выбором ответа «ДА» или «НЕТ»), Тест-различение (закрытый тип) | Цель: проверить, насколько учащиеся поняли новый материал, выяснить, что вызывает особые затруднения. Предлагаемые на этом этапе тесты небольшие по объему, время выполнения – 3-5 мин. |
2)Урок закрепления нового материала | Проверка домашнего задания. | Тесты закрытого или открытого типа, тест на установление соответствия. | Цель: проверка знаний учащихся по новой теме, уровня усвоения новых терминов, понятий, правил, выяснение необходимости повторного объяснения или того, на что нужно обратить особое внимание. Тест рассчитывается на выполнение в течение 5-10 минут. |
3)Урок повторения и обобщения. | В конце урока как самостоятельная проверочная работа по изученной теме или разделу | Тесты любого типа по усмотрению учителя, а также можно использовать смешанные тесты. | Цель: проверить и проанализировать качество знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Время выполнения – 10-15 минут. |
4)Урок проверки ЗУН (контрольная работа) | Весь урок | Смешанные тесты, т. е включающие задания различных типов | Цель: проверить и оценить ЗУН учащихся по теме или разделу. |
5)Урок коррекции ЗУН. | В течение урока после проведенного анализа работ | | |