Созонова Е.В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2»
Высшая квалификационная категория
Августовское секционное заседание РМО учителей начальных классов на тему: «Современные тенденции развития современного начального образования» 19.08.2015.
Выступление на тему: «Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьёй».
Кто такие — успешный ученик, его родители и учитель успешного ученика? Каким должен быть уклад школы, чтобы все участники образовательного процесса достигли успеха?
Тема выступления продиктована задачами времени и общественными потребностями в подготовке поколения не только профессиональных, но и по-настоящему успешных людей. Их воспитание — задача семьи и школы. Каким должно быть учебное заведение, которое сможет подготовить таких выпускников, — вот тема нашего разговора.
Для успешного решения этого вопроса была проведена подготовительная работа, которая включала пять этапов.
Первый этап «Поговорим о понятиях».
По толковым словарям были определены ведущие понятия темы: уклад, успешность, успех.
По Ожегову: от успешный — заключающий в себе успех, удачный.
Успех:
1) удача в достижении чего-либо;
2) общественное признание;
3) хорошие результаты в работе, учебе.
По Далю: успех от успеть — достигать желаемого.
По Ожегову: удача — нужный или желательный исход дела.
Уклад:
по Ожегову: установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни и т.п.;
по Далю: устройство, учреждение, порядок, устав.
Второй этап «Определение целей планируемого выступления».
В результате этого этапа были определены цели работы:
• сформировать позицию каждого участника по проблемам формирования личности успешного гражданина и человека;
• охарактеризовать ключевые составляющие этого процесса;
• выявить имеющиеся в школе ресурсы для формирования личности успешного гражданина и человека.
Третий этап «Постановка задач»
Ориентируясь на выдвинутые цели, выделяем следующие четыре основных модуля, содержание которых будет рассмотрено:
• модуль 1. «Успешный ученик»;
• модуль 2. «Родители успешного ученика»;
• модуль 3. «Учитель успешного ученика»;
• модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека».
Четвёртый этап «Отличительная особенность нового ФГОС»
Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе.
Пятый этап «Модули успешности – ключевые компетенции»
Модуль 1. «Успешный ученик»
Какими ключевыми компетенциями должен обладать выпускник школы, чтобы достичь успешности в жизни?
Составляющие модели личности выпускника школы
Отношение к себе и окружающим
Мировоззрение, мироощущение
Интеллектуальное развитие
Отношение к труду, деятельности, обязанностям
Здоровье и здоровый образ жизни
Отношение к семье, браку, любви
Отношение к природе
Модуль 2. «Родители успешного ученика»
Качества родителей, способных воспитать успешного человека
Способность выявить возможности ребенка.
Умение создать условия для всестороннего развития личности.
Терпимость к своему ребенку.
Способность быть примером.
Умение поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребенка.
Быть в контакте с социумом ребенка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.).
Формирование отношений между родителями и их детьми
Формирование целевых жизненных установок и активной позиции.
Мотивация ребенка на успех в учебе.
Воспитание правильного честолюбия и других качеств, необходимых для достижения успеха (воли, упорства, трудолюбия и т.д.)
4. Толерантность в семье.
5. Личный пример родителей в достижении собственного успеха.
6. Партнерские отношения между родителями и детьми.
Стимулирование активного участия в конкурсах и олимпиадах, формирование личного портфолио ребенка.
Сохранение и укрепление семейных традиций.
Модуль 3. «Учитель успешного ученика»
Самодостаточность личности
Критерии успешности учителя
Общественное призвание
Творческая реализация
Карьерный рост и материальное благосостояние
Профессиональные качества учителя успешного ученика:
— компетентность (глубокие знания по предмету и методические навыки);
— требовательность к себе;
— заинтересованность в результате своей работы;
— умение создать атмосферу успешности на уроке и во внеурочной деятельности;
— умение сделать доступным сложный учебный материал;
— способность к постоянному самообразованию.
Личные качества учителя успешного ученика:
— доброта и внимание к ученикам и коллегам;
—- умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;
— организованность;
— инициативность и небезразличие;
— моральные и нравственные качества. Успешным ученик может стать только у успешного учителя.
Принципы взаимоотношений с учащимися
Уважение к личности ученика, интерес к его внутреннему миру.
Креативность.
Партнерство и сотрудничество.
Толерантность.
Воспитание на личном примере.
Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека»
Принципы формирования школьного уклада — основы воспитания успешного ученика
Достоинства школы, которые способствуют формированию ситуаций, в которых проявляется успешность ученика
Высокий рейтинг среди школ Менделеевска.
Наличие признанных учителей.
Современная материально-техническая база.
Набирающее силу и темп олимпиадное движение, рост числа побед на соревнованиях различного уровня.
Активное развитие проектной деятельности.
Активное использование новых образовательных технологий.
Активные профессиональные контакты с представителями педагогической общественности различных районов Татарстана и регионов России.
Богатые традиции, верность которым сохраняется и по сей день.
Крепкие связи с выпускниками прошлых лет.
Новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику:
создать условия для развития креативности мышления у всех участников образовательного процесса;
поддерживать активную жизненную позицию каждого члена педагогического коллектива;
создать свод правил — Школьное положение, регулирующее права, обязанности, нормы взаимоотношений участников образовательного процесса;
построить новую систему взаимоотношений с родителями;
развить ученическое самоуправление;
разработать новую систему стимулирования, пропаганды и поощрения успехов учащихся.
Шестой этап «Формы и методы обучения»
Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – активная часть школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
помогает ученикам определить цель деятельности;
рекомендует источники получения информации;
раскрывает возможные формы деятельности;
содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
создаёт условия для активности школьника;
является партнёром;
помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
определяет цель своей деятельности;
открывает новые знания;
экспериментирует;
выбирает пути решения возникающих проблем;
несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Но младшие школьники не готовы к самостоятельной проектной деятельности, у них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.
Одним важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является участие родителей, включённость их в проектную работу.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.
На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом.
Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
В учебном процессе мы используем различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентируемые, информационные, игровые, учебные. Но наибольший интерес для организации совместной деятельности учащихся, учителя и родителей вызывают социальные проекты.
Седьмой этап «Результаты проектов»
Со своими учениками и родителями в 2014-2015 году были осуществлены такие социальные проекты: «Вернувшимся с войны посвящается», «Увековечивание памяти земляков» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (смотри Приложения-презентации). И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.
Восьмой этап «Заключение и выводы»
В заключении хочется подчеркнуть:
Способность к общению — профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Как общаться с родителями наших учеников?
1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотела бы с вами посоветоваться…», «Я хотела бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
Вывод.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
Васильева Н. Открытый урок. О пользе взаимодействия учителя и родителя // Библиотечное дело. - 2011. - № 12. - С. 29-33.
Карловская Н. П. Слово учителя - родителям: материалы к родительскому собранию // Начальная школа. - 2008. - № 12. - С. 20-23.
Литарова Н. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения // Воспитание школьников. - 2003. - №1. - С. 16-17.
Поставнев В. М. Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 23-28.
Рязанцева А. Н. Родители - социальные партнеры учителя // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 7-10.
Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 3-5.