СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содружество учеников, Учителей и родителей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто такие — успешный ученик, его родители и учитель успешного ученика? Каким должен быть уклад школы, чтобы все участники образовательного процесса достигли успеха?

 

Тема выступления продиктована задачами времени и общественными потребностями в подготовке поколения не только профессиональных, но и по-настоящему успешных людей. Их воспитание — задача семьи и школы. Каким должно быть учебное заведение, которое сможет подготовить таких выпускников, — вот тема нашего разговора.

 

Просмотр содержимого документа
«Содружество учеников, Учителей и родителей.»

Созонова Е.В.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2»

Высшая квалификационная категория



Августовское секционное заседание РМО учителей начальных классов на тему: «Современные тенденции развития современного начального образования» 19.08.2015.



Выступление на тему: «Содружество учеников, учителей и родителей как основа успешности обучения. Работа с семьёй».



Кто такие — успешный ученик, его родители и учитель успешного ученика? Каким должен быть уклад школы, чтобы все участники образовательного процесса достигли успеха?


Тема выступления продиктована задачами времени и общественными потребностями в подготовке поколения не только профессиональных, но и по-настоящему успешных людей. Их воспитание — задача семьи и школы. Каким должно быть учебное заведение, которое сможет подготовить таких выпускников, — вот тема нашего разговора.


Для успешного решения этого вопроса была проведена подготовительная работа, которая включала пять этапов.


Первый этап «Поговорим о понятиях».


По толковым словарям были определены ведущие понятия темы: уклад, успешность, успех.

По Ожегову: от успешный — заключающий в себе успех, удачный.

Успех:

1) удача в достижении чего-либо;

2) общественное признание;

3) хорошие результаты в работе, учебе.

По Далю: успех от успеть — достигать желаемого.

По Ожегову: удача — нужный или желательный исход дела.

Уклад:

по Ожегову: установившийся порядок, сложившееся устройство общественной жизни и т.п.;

по Далю: устройство, учреждение, порядок, устав.


Второй этап «Определение целей планируемого выступления».


В результате этого этапа были определены цели работы:

• сформировать позицию каждого участника по проблемам формирования личности успешного гражданина и человека;

• охарактеризовать ключевые составляющие этого процесса;

• выявить имеющиеся в школе ресурсы для формирования личности успешного гражданина и человека.



Третий этап «Постановка задач»

Ориентируясь на выдвинутые цели, выделяем следующие четыре основных модуля, содержание которых будет рассмотрено:

• модуль 1. «Успешный ученик»;

• модуль 2. «Родители успешного ученика»;

• модуль 3. «Учитель успешного ученика»;

• модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека».


Четвёртый этап «Отличительная особенность нового ФГОС»


Отличительной особенностью нового ФГОС является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной  деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
         В условиях  введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог – как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе.

Пятый этап «Модули успешности – ключевые компетенции»

Модуль 1. «Успешный ученик»

Какими ключевыми компетенциями должен обладать выпускник школы, чтобы достичь успешности в жизни?



Составляющие модели личности выпускника школы



Отношение к себе и окружающим



Мировоззрение, мироощущение




Интеллектуальное развитие



Отношение к труду, деятельности, обязанностям




Здоровье и здоровый образ жизни




Отношение к семье, браку, любви




Отношение к природе


Модуль 2. «Родители успешного ученика»


Качества родителей, способных воспитать успешного человека

  • Способность выявить возможности ребенка.

  • Умение создать условия для всестороннего развития личности.

  • Терпимость к своему ребенку.

  • Способность быть примером.

  • Умение поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребенка.

  • Быть в контакте с социумом ребенка (школа, друзья, знакомые, учителя и др.).

Формирование отношений между родителями и их детьми

  1. Формирование целевых жизненных установок и активной позиции.

  2. Мотивация ребенка на успех в учебе.

  3. Воспитание правильного честолюбия и других качеств, необходимых для достижения успеха (воли, упорства, трудолюбия и т.д.)

4. Толерантность в семье.

5. Личный пример родителей в достижении собственного успеха.

6. Партнерские отношения между родителями и детьми.

  1. Стимулирование активного участия в конкурсах и олимпиадах, формирование личного портфолио ребенка.

  2. Сохранение и укрепление семейных традиций.


Модуль 3. «Учитель успешного ученика»


Самодостаточность личности



Критерии успешности учителя



Общественное призвание

Творческая реализация







Карьерный рост и материальное благосостояние





Профессиональные качества учителя успешного ученика:

— компетентность (глубокие знания по предмету и методические навыки);

— требовательность к себе;

— заинтересованность в результате своей работы;

— умение создать атмосферу успешности на уроке и во внеурочной деятельности;

— умение сделать доступным сложный учебный материал;

— способность к постоянному самообразованию.

Личные качества учителя успешного ученика:

— доброта и внимание к ученикам и коллегам;

—- умение общаться, найти правильный подход к ученикам и родителям;

— организованность;

— инициативность и небезразличие;

— моральные и нравственные качества. Успешным ученик может стать только у успешного учителя.


Принципы взаимоотношений с учащимися

  1. Уважение к личности ученика, интерес к его внутреннему миру.

  2. Креативность.

  3. Партнерство и сотрудничество.

  4. Толерантность.

  5. Воспитание на личном примере.


Модуль 4. «Уклад школы, необходимый для воспитания успешного человека»


Принципы формирования школьного уклада — основы воспитания успешного ученика

  • Демократизм.

  • Самоуправление.

  • Взаимное уважение участников образовательного процесса.

  • Характер социального заказа.

  • Персонификация.

  • Творчество.

Достоинства школы, которые способствуют формированию ситуаций, в которых проявляется успешность ученика

  1. Высокий рейтинг среди школ Менделеевска.

  2. Наличие признанных учителей.

  3. Современная материально-техническая база.

  4. Набирающее силу и темп олимпиадное движение, рост числа побед на соревнованиях различного уровня.

  5. Активное развитие проектной деятельности.

  6. Активное использование новых образовательных технологий.

  7. Активные профессиональные контакты с представителями педагогической общественности различных районов Татарстана и регионов России.

  8. Богатые традиции, верность которым сохраняется и по сей день.

  9. Крепкие связи с выпускниками прошлых лет.

Новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику:

  • создать условия для развития креативности мышления у всех участников образовательного процесса;

  • поддерживать активную жизненную позицию каждого члена педагогического коллектива;

  • создать свод правил — Школьное положение, регулирующее права, обязанности, нормы взаимоотношений участников образовательного процесса;

  • построить новую систему взаимоотношений с родителями;

  • развить ученическое самоуправление;

  • разработать новую систему стимулирования, пропаганды и поощрения успехов учащихся.

Шестой этап «Формы и методы обучения»

Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – активная часть  школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела

Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;

  • рекомендует источники получения информации;

  • раскрывает возможные формы деятельности;

  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;

  •  создаёт условия для активности школьника;

  • является партнёром;

  • помогает ученику оценить полученный результат и т. д.

Действия ученика можно охарактеризовать так:

  • определяет цель своей деятельности;

  • открывает новые знания;

  • экспериментирует;

  • выбирает пути решения возникающих проблем;

  • несёт ответственность за свою деятельность и т. д.

Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;

  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Но младшие школьники не готовы к самостоятельной проектной деятельности, у них не развиты необходимые для работы качества и умения. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, и тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

Одним важным условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является участие родителей, включённость их в проектную работу.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. 

Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

  • Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

В учебном процессе мы используем различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентируемые, информационные, игровые,  учебные. Но наибольший интерес для организации совместной деятельности учащихся, учителя и родителей вызывают  социальные проекты.

Седьмой этап «Результаты проектов»

Со своими учениками и родителями в 2014-2015 году были осуществлены такие  социальные проекты:  «Вернувшимся с войны посвящается», «Увековечивание памяти земляков» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (смотри Приложения-презентации). И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Восьмой этап «Заключение и выводы»

В заключении хочется подчеркнуть:


Способность к общению — профессиональное качество учителя.
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Как общаться с родителями наших учеников?


1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотела бы с вами посоветоваться…», «Я хотела бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

Вывод.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.
В основе эффективного сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Васильева Н. Открытый урок. О пользе взаимодействия учителя и родителя // Библиотечное дело. - 2011. - № 12. - С. 29-33.


  2. Карловская Н. П. Слово учителя - родителям: материалы к родительскому  собранию // Начальная школа. - 2008. - №  12. - С. 20-23.


  3. Литарова Н.  Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения // Воспитание школьников. - 2003. - №1. - С. 16-17.


  4. Поставнев В. М. Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 23-28.


  5. Рязанцева А. Н. Родители - социальные партнеры учителя // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 7-10.


  6. Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 3-5.