Урок: 43 «Решение задач по теме: Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников».
Здравствуйте ребята! Желаю всем хорошего настроения, пусть сегодняшний урок принесет нам много открытий, интересных заданий, а этом нам помогут : смекалка, внимание и находчивость!!! Садитесь!
Девизом сегодняшнего урока являются такие стихи ( не доске)
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно, НА благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество»! (2 мин)
2. Вопросы: (1-2 мин)
1. А что такое электрический ток?
2Движение каких частиц принято считать направление тока в металлах?
3. А в кислотах, в щелочах, в солях?
4. По строению атомы мы знаем, что в центре находится ядро, которое состоит из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся электроны. Все эти частицы имеют свои характеристики. Дайте ответ: какого знака каждая частица?
5. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нём возник и существовал ток?
6. Какие физические величины характеризуют электрический ток?
7. Какой основной закон используется при описании электрический влений?
У вас на столах лежит лист – проводник по уроку и его карта. (заполните его).
Задание на знание «Азбуки физики» отвечайте в тетради, цифрами (3 мин+1 проверка)
Проверочный тест на знание «азбуки» физики Вариант 1
Физическая величина | Условные обозначения | Единица измерения в СИ | Формула для вычисления |
Электрический заряд | 1. | R | 1. | A | 1. | =q/t |
Напряжение | 2. | U | 2. | Ом* мм2/м | 2. | = A/I |
Сила тока | 3. | q | 3. | Ом | 3. | = U/I |
Сопротивление | 4. | I | 4. | Кл | 4. | = A/q |
Удельное сопротивление | 5. | q | 5. | В | 5. | = R*S/l |
Например:1-3-5-4 | |
Вешаю ответы на доску Проверили и поставили оценку на полях
2.Внимание «Черный ящик»
Вопрос. Эти тела предназначены для измерения силы тока, напряжения. Что это? Как они включаются в цепь?
Амперметр для измерения силы тока и включается последовательно!
Вольтметр прибор для измерения напряжения и включается в цепь параллельно!
Проверочный тест : «Сделал сам, помоги соседу!» заполните таблицу.
| Последовательное соединение | Параллельное соединение |
Схема | | |
Сила тока | | |
Напряжение | | |
Сопротивление | | |
Примеры | | |
Достоинства и недостатки | | |
| Последовательное соединение | Параллельное соединение |
Схема | | |
Сила тока | I = I1 = I2 | U = U1 = U2 |
Напряжение | U = U1 = U2 | I = I1 + I2 |
Сопротивление | R = R1 + R2 | R = R1 + R2 |
Примеры | Елочная гирлянда, автомобильные аккумуляторы, батарейки в пульте дистанционного управления | Освещение и розетки в квартире, любое оборудование в школьной столовой и на производстве |
Достоинства и недостатки | Главным недостатком последовательного соединения цепи является то, что если один элемент в цепи выходит из строя, то вся цепь становится нерабочей. | Достоинством параллельного подключения является то, что при выходе из строя одного из элементов, остальная цепь продолжает нормально функционировать. |
Проверили и поставили оценку на полях
Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на применение закона Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников.
III. Решение задач. На доске
Задача 1. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома.
a) U = 20B, R=10Om, I-?
б) I=10A, R = 5Om, U-?
в) I = 5A, U=15B, R-?
Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.
Физкультминутка
Работаем в группах
1 группа: Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если сопротивление меди равно
Дано:
l=100м
S=0,5мм2
U=6,8В
I-?
Решение:
Ответ: сопротивление равно 3.4 Ом
2 группа: В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 10 Ом и две электрические лампы сопротивлением 550 Ом. Определите общее сопротивление проводника.
Дано:
RAB=10 Ом
RBC=550 Ом
RCD=550 Ом
RAD-?
Решение: R AD = R AB + R BC + R CD = 5Ом + 500 Ом + 500 Ом = 1005 Ом
Ответ: Общее сопротивление проводника равно 1005 Ом.
Задача 4
Д
ва резистора сопротивлением R 1 = 5 Ом и R2= 30 Ом включены, как показано на рисунке, к зажимам источника тока напряжением 6В. Найдите силу тока на всех участках цепи.
Вопросы (задает преподаватель при решении задачи представителю одной команды):
Какой тип соединения рассматривается в задаче?
Что известно из условия?
Какие величины необходимо найти?
Как найти I0? Что для этого неизвестно?
Как найти I1 и I2?
Дано:
R1=5 Ом
R2=30 Ом
U=6B
I0-?
Решение:
I0=I1+I2 I1=UAB/R1 I2= UAB/R2
I1=6B/5Oм=1,2А
I2=6B/30Oм=0,2А
I0=1,2А+0,2А=1,4А
Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,4 А.
Задача 5.
Определите полное сопротивление цепи , значение тока на отрезке АС, и напряжение на отрезке ВС, если проводники соединены так, как показано на рисунке, а R1=1 Ом, R2=2 Ом, R3= 3 Ом, UAC = 11В.
Вопросы (задает преподаватель до начала решения, анализирует условие по заданной схеме):
Какие типы соединения изображены на рисунке?
Что нужно определить?
Как найти полное сопротивление и величины в него входящие?
Как найти силу тока отрезке АС?
Как определить UBC?
Дано:
R1=1 Ом
R2=2 Ом
R3=3 Ом
UAB=11B
RAC-?
=?
Решение:
Ответ: RАС =2,2Ом,
= 5A.
V. Итог урока. Выставление оценок
Рефлексия
Сценка
Хозяйка готовит ужин: -Дело было вечером, ближе к ужину…
Хозяйка: Вань, а Вань пора чай пить, может, чайник включишь?
Хозяйка: Ой! Я ещё утром загрузила стиральную машину, включи, ну пожалуйста, а то до ночи не успеет постирать.
Хозяйка: Нет! Так и знала, что пока ты будешь возиться, ужин опять остынет, включай микроволновку.
Хозяйка: Вань, а Вань темнеет, включи свет, пожалуйста.
Хозяйка : Вань, а Вань не чувствуешь, чем-то пахнет… Мы кажется, горим!!!
Ваня: Вырубай свет, звони пожарным!
- Спасибо ребятам. Мы сейчас с вами разыграли ситуацию, которая случается, как говорит статистика, в 90 % всех пожаров в России. Как называется данная ситуация?...( короткое замыкание). Об этом мы поговорим на следующем уроке. И рассмотрим правила безопасного использования электрических приборов
На доске
Д/З приготовить сообщение: «Короткое замыкание», «Роль предохранителей в электрической цепи».