СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединительные гласные о-е в сложных словах 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Соединительные гласные о-е в сложных словах 6 класс»

Тема урока: Соединительные гласные о-е в сложных словах(6 класс) Тип урока решение частных задач


Цель урока: создать ситуацию, при которых учащиеся выявят условия написания соединительных гласных о-е (интерфиксов) в сложных словах; поиск новых видов интерфиксов для образования сложных слов;





Проект урока.


I .Ситуация успеха.


-Определить способы образования слов и объяснить орфограммы: сбежать-бежать(прист.), пригорок-гора(прист-суфф.),бумажонка-бумага( суфф.), чиститься- чистить(постфикс.), выход- выходить(бессуфф.)

-Какой способ образования слов мы не увидели? (сложение)

- А что это за способ ?( слово образуется с помощью не одного слова , а двух, реже трёх; основа слова + итерфикс + слово)

- Значит, вы справитесь с заданием, которое я дам.


Из слов, данных в скобках, образуйте сложные слова. Запишите получившиеся словосочетания, укажите, с помощью чего образуются сложные слова. Докажите, что это сложные слова. Самостоятельно.

Поезжайте на (юг, восток) ,(светлый, коричневый) пиджак,(груша, вид)лампа,(солнце, защита)очки, (чёрный, кожа) мальчик, трубы( нефть, провод),

-Как же образуются сложные слова? ( с помощью соединительных гласных (интерфиксов) о-е. Попробуем зафиксировать в виде модели. ( моделирование понятия)


Сложные слова

I

Без соединительных гласных -Интерфикс – нулевой ( диван- кровать)

( без интерфикса) I

пластмасса О - Е

I I

После твёрдых После мягких

согласных согласных, шипящих и Ц

(пароход) (мореход ,пешеход ,солнцезащитный)


-А когда - о? Когда – е? Что будем делать?

- Будем искать условия, при которых пишутся интерфиксы о-е.

-Как будем искать?

Версии учащихся: 1.произведём морфемный разбор

2.посмотрим на основы слов

3.посмотрим на основу первого слова

Если учащиеся не смогли выдвинуть третью версию, то я даю подсказку: внимательно посмотрите на основу первого слова. Увидели закономерность .Вывели правило. Дописали в модель.

Проговорили правило

А юго- восток? Светло- коричневый? Почему написали через дефис? Какое отношение к нашему уроку имеют эти слова? ( это тоже сложные слова, и у них нулевой интерфикс).

Вернёмся к нашей модели и допишем её.

- Давайте посмотрим наш учебник ( параграф41), сравним наше правило и правило в учебнике. Что ещё можем добавить в нашу модель из параграфа41? Кто что увидел? (слова образуются без соединительной гласной – пластмасса) Добавим в нашу модель.


-Какую задачу мы решали сегодня на уроке? (Когда в сложных словах пишутся соединительные гласные (интерфиксы) о-е?)

-Решили эту задачу? (Решили)


-Тогда, я думаю, вы сможете выполнить упражнение215.Посмотрите упражнение.

Нужно его выполнять на доске всем вместе или вы справитесь сами, работая в паре или самостоятельно. (если вместе, т о 2 ученика у доски: один пишет с интерфиксом О, другой – с Е(учащиеся выполняют работу)

Если учащиеся выполняли самостоятельно, то проверяем работу. Ещё раз вернёмся к модели. Прочитаем её. А затем учащиеся читают слова, образованные с помощью интерфикса О : водопад, лесоруб, газопровод ,ледокол ,атомоход, садовод.

С помощью интерфикса Е: кашевар ,общежитие ,бурелом ,птицелов, пулемёт, путешествовать.



Рефлексия. Взаимопроверка. Работа в парах. Записать слова, обозначить орфограмму.(можно через буквенный диктант)


Землетрясение, жизнеописание, книгопечатание, кораблестроение, властолюбие, песнопение, языкознание, газонокосилка, правописание, оленеводство, баснописец, птицефабрика, чаепитие, растениеводство.

Оценка товарища. Подведение итогов урока.Оценки за урок.



Если останется время.

- Знаете, ребята. Мне встретились слова в словосочетаниях, а я не знаю, каким способом они образованы. Помогите мне.


Трёхкомнатная квартира, девятиэтажное здание, сорокалетний юбилей ,семидесятилетний старик, двухъярусная кровать, двурогий олень, трёхнедельный отпуск.(сложение)


-Почему вы так решили? (образованы от двух слов) Но как и с помощью чего они образуются? Мы ведь знаем, что сложные слова образуются с помощью интерфиксов О-Е, нулевого интерфикса, без интерфикса. А в этих словах их нет (значит, здесь какие-то другие интерфиксы)


-А какие? Что будем делать?

-Будем искать интерфиксы в этих словах

-Как? 1.Разберём по составу.

2. Определяем, от каких слов образованы, доказываем, что это сложные слова.

3.Как соединяются основы слов



Подсказка: сложные слова, первая часть которых мотивирована числительными, интерфикс совпадает по форме с окончанием Р.п.


Как мы отразим в модели? (учащиеся самостоятельно составляют модель; выбираем лучшую и добавляем в нашу модель)


Числительные с окончанием Р.п.- интерфикс+слово


Рефлексия. Оценки за урок.


- Как образуются сложные слова?

- От чего зависит выбор интерфикса?

-А как образовалось слово ОБЖ? А вот об этом мы поговорим на следующем уроке


Я уверена, что вы справитесь и с домашним заданием :ОВЗ упр216, остальные упр217 в соответствии с заданием.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!