Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Мотивация деятельности. Цель: Включение обучающихся в учебную деятельность | Сегодня я приветствую вас в лаборатории! -Что делают в лабораториях? -зачем? -Решают проблемы? Проверяют те или иные пути решения проблем, а чтобы решить проблему, нужно ее выявить! Итак, Нас ожидают следующие этапы лабораторной работы: Наблюдение Выявление проблемы Гипотеза или версия решения Эксперименты или апробирование И, наконец, рекомендации. Давайте запишем число великого открытия | Приветствие учителя. -проводят опыты -да |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: осознание потребности к новым действиям | А)На доске слова: мышь мышь мыши мышка мышью мышонок мышеловка мышиный - Что вы можете сказать о словах первого столбика? - Докажите. - Что можете сказать о словах второго столбика? - Докажите. - Что такое корень? - Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»? - Почему? - Как называются слова, имеющие 2 корня? Вы догадались, что будет предметом сегодняшнего исследования? Б)Ребята, а на следующие вопросы я прошу ответить словами «да» или «нет». Если «да», поднимаются девочки, если «нет»- мальчики. - Слово пылесос образовано приставочным способом? - В слове самовар 2 корня? - Самосвал - сложное слово? -Если слово образовано при помощи приставки, это сложение? - Основа – часть слова без окончания? (Приём “Да-Нет”).
| - Это разные формы одного и того же слова. - Отличаются только окончанием. - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение. - Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Мышеловка. -Мышеловка - Имеет два корня (мыш- и -лов-)- - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными». «Сложные слова». Б) - нет-м -да-д -Да, но могут ошибиться, термин «сложные слова» вводится на уроке-д -нет -м -да-д |
III. Этап создания затруднения. Цель: Выявление места и причины затруднения | Сейчас работаем следующим образом: я читаю предложение, вы заменяете его 1 сложным словом и записываете в тетрадь, оставьте 1 пустую строчку для записи темы. - Как называется ферма, на которой разводят птиц? -Приспособление для измельчения яиц -Прибор для размола кофейных зерен - Специалист по разведению садов -Прибор для хождения по луне -Давайте установим, что, кроме 2 корней, участвует в образовании этих слов? - -Как , по вашему мнению, может называться эта буква, соединяющая 2 корня сложного слова? -какие гласные могут быть соединительными? -Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? -Можем ли мы утверждать, что в записанных словах есть буква-орфограмма? | - Птицеферма. -яйцерезка -кофемолка -садовод -луноход -суффикс –к-,усиливает предметное значение -соединительная гласная - Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е». - Нет. - Не знаем правила написания соединительных гласных. -да |
| - Как Вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Какую задачу мы должны с вами решить? Давайте запишем тему в тетрадь | Варианты ответа - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е» Запись |
IV. Этап открытия новых знаний. Целеполагание и построение выхода из затруднения Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи) | - задача исследования сложная, поэтому, Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.),но прежде повторим правила работы в группах. Читает со слайда …(ФИ) ( раздаю карточки с алгоритмом для групповой работы) Данные пункты алгоритма нужно расставить в нужном порядке. -первый лаб.стол-представьте первый пункт алгоритма….-второй лаб. стол -Постойте, постойте….что-то мне пытаются рассказать эти слова…ой, нет. Это сами буквы говорят о своих предках…Сейчас я подключусь и запишу их рассказ, который позволит нам дополнить вывод… В некотором царстве жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные. О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб. Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц. (Приём “Своя опора“) | - Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение каждого члена группы. - Принимать общее решение. Прочитай (произнеси) слово. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Сделай вывод: - соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) … 3) … - соединительная буква «о» пишется после… |
V. Реализация построенного проекта | Я выполняю направляющую роль при необходимости Б)Какой вывод Вы сделали? | работают в группах над алгоритмом 4. Сделай вывод: - соединительная буква «е» пишется: 1) после мягких 2)шипящих 3)ц - соединительная буква «о» пишется после твердых букв |
VI.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Нашу версию нужно проверить экспериментально, т.е апробировать: совпадают ли ваши выводы с выводами авторов учебника. Его зачитает профессор Таликин со страницы 119 А теперь давайте вернемся к сложным словам, записанным нами в начале урока, и объясним, какую соединительную гласную нужно писать в них и почему? Молодцы! А запомнить это правило Вам поможет стихотворение (на слайде) -читает профессор Симдянова А теперь хором | Читают По цепочке отвечают Сначала читает 1 , потом хором: После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется «Е». А после твёрдых пишется «О» – Не перепутает буквы никто! |
Физкультминутка | Давайте немного,но с пользой отдохнем. Мы разделимся на две условные команды. Девочки будут командой буквы О, мальчики буквы Е. Правила простые. Я называю слово. Если его корни соединительная гласная О-хлопаем, если Е, то топаем. Птицеферма, тепловоз, дровосек, змеелов, корнеплод, водоросли, экскурсовод, птицелов, сенокос. | Играют |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: выполнение заданий на новый способ действий | А) Следующий эксперимент: Из предложенных словосочетаний образовать сложные слова и записать их. Варит сталь (сталевар), рубит лес(лесоруб), возит воду(водовоз), косить сено(сенокос), падают листья(листопад), строить корабли, трясется земля, варит кофе, разные цвета, сам летает (самолет), ловить рыбу, человек, у которого рыжие волосы, человек, у которого голубые глаза, тот, кто разводит сад. - Во всех получившихся словах нужно выделить корень и соединительную гласную. - Объясните свой выбор Б) а теперь выполним упр. 215 К доске пойдет профессор Щенов В) если будет время творческая работа-распечатка | (по цепочке). Самопроверка. Самооценка |
Домашнее задание | Выработаем рекомендации по использованию. Начнем с себя 1.Выучить орфограмму №30 2. На выбор: а)10-15 слов на тему «Сложные слова у нас дома»; б) найти (составить)3 загадки о сложных словах с соединительной гласной –о,-е | записывают |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | -Коллеги, подведем итоги сегодняшнего исследования, закончите, пожалуйста, предложения: Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя … мне показалось важным… - Спасибо за плодотворную работу! -есть ли в моей предыдущей фразе сложное слово? -И закончим наш урок следующими словами(на слайде) -три,- четыре… Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! - Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость! | -плодотворную Читают хором |