Подготовила и провела
учитель начальных классов Климова Л.П.
2010/2011 учебный год
Согласие да лад – для общего дела клад.
Цели: формировать уважительное отношение и любовь к своей родине, вызвать интерес к осознанию себя частью страны.
(слайд 1)
Учитель: Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история.
(слайд 2)
Совсем недавно в календаре появился новый праздник. Какой же это праздник, ребята?
(праздник народного единства)
(слайд 3)
Учитель: Давайте разберёмся, что это за праздник и какова его история. Этот праздник был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
(слайд 4)
Учитель: Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники
бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава.
Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе.
(слайд 5)
Русский народ начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил её посадский староста из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде он призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Дмитрия Пожарского в качестве военоначальника.
На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу милую родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врагов».
Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину всё своё имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско, и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.
(слайд 6)
Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили кого нашли, остальных взяли в плен и возвратились в Кремль. Ополченцыокружили Кремль со всех сторон. Там начался
голод, и поляки в конце концов изнемо-
гли и сдались.
В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник, справа – князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете, что такое единство? Давайте с вами создадим цветок единства.
(Слайд 7)
(у детей лепестки, на которых написаны
слова: согласие, объединение, дружба,
надежда, мир, доброта, милосердие,
понимание и прощение)
Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда.
Единство – это мир.
Единство – это дружба.
Единство – это доброта
Единство – это понимание и прощение.
Единство – это милосердие.
Учитель: А где впервые мы встретились с проявлением согласия и единства?
В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку.
Учитель: А теперь посмотрим эту сказка ещё раз.
(инсценирование сказки «Репка»)
Учитель: В этой сказке, которую знают
даже самые маленькие, заложена общая
надежда достигается при общем
согласии.
Учитель: Отсутствие согласия и единства может плохие последствиям. Вот как об этом рассказал нам русский баснописец И.А.Крылов в басне «Лебедь, Рак и Щука».
Басня «Лебедь, Рак и Щука» И.А.Крылов
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него взялись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам:
Да только воз и ныне там.
Учитель: А сейчас послушайте ещё одну басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
-- Сломайте!
Сколько ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать его по одному прутику.
Они легко переломали прутья поодиночке. Отец говорит:
Учитель: А как вы думаете, что сказал отец?
- Так-то и вы: если в согласии жить, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий погубит.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей родине.
В 1812 году – русский народ объединился в борьбе с французскими захватчиками и победил.
(Слайд 8)
В 1941 году – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь народ от мала до велика. И прозвучали слова:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!»
(Слайд 9)
Учитель: В русском языке есть много пословиц о согласии. Давайте вспомним их.
Согласие да лад – для общего дела клад.
Согласному стаду и волк не страшен.
Один за всех, а все за одного.
В одиночку не одолеешь и кочку.
Один в поле – не воин.
Согласье крепче каменных стен.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
Одна пчела много мёду не натаскает.
(слайд 10)
Учитель: Если не было согласия и единства, наступила бы беда. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем мы можем помочь объединению и единству.
(Мы должны дружить, не ссориться между собой, сделать наш класс дружней, ведь - это маленькое общество.)
Учитель: Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано: «Друг верный – прибежище и утешение». Как вы это понимаете?
Учитель: О верной школьной дружбе прекрасно написал А.С.Пушкин.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Учитель: Дружба для поэта – это
прекрасный союз, а он неразделим и
свободен. А что такое для вас дружба?
(дети отвечают)
Учитель: Праздник единства – новый молодой праздник, но, как и каждый праздник, он имеет свои отличительные признаки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.
(дети передают по кругу: смех, ура, песни, музыку, поздравления, пожелания, приветствия, призывы.)
Учитель: На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы
хотели сказать всем людям нашей Родины?
Я желаю людям нашей родины дружбы и красоты.
Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.
Я желаю жить в согласии со своей совестью.
Я желаю единомыслия, терпимости.
Я желаю людям нашей страны быть едиными во всём.
Я желаю людям нашей страны мирно жить со всеми народами.
Я желаю для родины процветания.
Я желаю мирного неба над головой.
Учитель: А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас:
(слайд 11)
Живи красиво, весело, просто,
Люби людей светло и простодушно,
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно иди вперёд сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
Своё яркий след, свои живые всходы.
(слайд 12)
Дети в круге поют песню.
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» сот тысяч –
Босоногих, озорных,
Белых, чёрных и цветных,
Шумных и весёлых
В городах и сёлах.