Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоназимовская средняя общеобразовательная школа №4»
Литературное чтение 1 класс
Согласные звуки [ ф], [ф*], буквы Фф.
Тарбакова Людмила Вячеславовна
учитель начальных классов
МКОУ Новоназимовская СОШ №4
Конспект урока
Тема: Согласные звуки [ ф], [ф*], буквы Фф.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся узнают новые звуки [ ф], [ф*], и буквы, которые их обозначают.
Научатся распознавать звуки [ ф], [ф*] в словах, определять их твёрдость-мягкость.
Усовершенствуют навыки работы с текстом.
Познавательные:
Коммуникативные:
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, медиапроектор, компьютер, раздаточный материал - карточки со слогами и буквами, иллюстрации кораблей.
I. Актуализация.
Готовы вы к уроку? Да!
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс!
Все получится у нас!
II. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, а какой праздник мы с вами недавно праздновали? (Новый год).
- Правильно. А какие новогодние танцы вы знаете? (Хороводы вокруг ёлки).
- Сейчас нам с вами придётся опять закружиться в дружном хороводе. Приготовились!
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи.
Работа в парах. Учитель дает учащимся слоги рассыпавшихся в «хороводе» животных. Ученики составляют названия животных. Дифференцированная работа с учащимися, не умеющими читать – составление и чтение слогов с изученными буквами на выбор самих учащихся. Данное дифференцированное задание выполняет одна пара учеников под наблюдением учителя.
Фронтальная проверка результатов работы в парах.
Учащиеся называют названия животных:
антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.
III. Работа по теме урока.
- Ребята, где живут все эти животные?
(В Африке.)
- Покажите, пожалуйста, этот материк на глобусе.
- Произнесите хором название этой части света. Какой - новый звук вы услышали в слове АФРИКА? (Звук [ф])
Какой это звук – гласный или согласный?
(Согласный. При его произношении во рту возникает преграда.)
Слайд №1
-Кто знает, какой буквой обозначается этот звук?
(Ученик выходит и показывает букву Ф на карточке наборного полотна.)
- Ребята, а кто может изобразить эту букву?
(Ученики выходят к доске и изображают букву Ф, поставив на пояс две руки).
- Ребята, как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке?
(Букву Ф и звуки, которые она обозначает).
Слайд №2
Слайд №3
-Посмотрите на интерактивную ленту букв. Как вы думаете, в каком ряду её место - в верхнем или нижнем? Почему?
(В нижнем ряду, потому что этот звук глухой.)
- Что еще вы можете сказать про букву Ф, глядя на ленту букв?
(Эта буква парная. Её пара буква В).
Слайд №4
Работа в парах.
Учитель раздаёт разрезные карточки с буквами ф и изученными гласными буквами.
- Составьте и прочитайте слоги с буквой Ф.
Проверка составленных слогов хоровым чтением учениками каждой пары.
- Скажите, пожалуйста, во всех слогах звук [ф] произносится одинаково?
(Нет. В одних слогах он мягкий, а в других твёрдый. )
- Какие гласные буквы делают звук [ф *] мягким?
(я, е, ё, ю, и)
- Сейчас вы будете работать с интерактивной доской. Мы с вами поиграем в игру «Найди улыбку солнышка». На слайдах вы увидите животного, назовёте его и определите, какой звук [ф] содержится в названии этого животного – твёрдый или мягкий?
Слайды №5-14
Названия животных на слайдах:
жираф, фазан, гриф, гафер, фосса, дельфин, дрофа, тетерев, фахак, филин. Если учащиеся не знают название животного, то название говорит учитель.
-Послушайте строчки из стихотворения:
Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
-В каких словах вы услышали звук [ф]?
(Флот, флаг).
- Что такое ФЛОТ?
(Это корабли).
-Правильно. Это – военные корабли - эсминцы, подводные лодки, теплоходы, яхты, фрегаты.
Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 70. Рассмотрите иллюстрации кораблей. Какой корабль самый древний?
(Фрегат).
-Кто знает, какой царь приказал построить на Руси свой флот?
(Пётр I.)
Слайд №15
- Александр Сергеевич Пушкин написал в стихотворении такие строки:
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.»
- Прочтите сами это стихотворение в учебнике. Какие слова вам непонятны?
-Как вы думаете, кто мог произнести эти слова? (Пётр I)
-Что значит выражение «прорубить окно»?
(Построить город порт, в который могут приплывать корабли).
- Выражение «все флаги в гости будут к нам?
(Приплывут корабли из разных стран).
Работа в парах.
- По предложенным на листках иллюстрациям кораблей составить о них сообщение. Иллюстрации: ледокол, эсминец- военный корабль, пассажирский теплоход, подводная лодка, яхта.
Выходят парой к доске и рассказывают сообщение о корабле на своей иллюстрации. Вывешивают иллюстрации кораблей на магнитную доску.
- Ребята, скажите, с помощью каких знаков различаются корабли разных стран?
(С помощью флагов).
- Сегодня нам предстоит отправиться в увлекательное кругосветное путешествие на кораблях к берегам Африки. Нам нужно снарядить наш флот в морское путешествие. Но у наших кораблей нет флагов. Какой флаг вы выберете? (Флаг России).
- Участники кругосветного путешествия, встать. Смирно! Поднять на кораблях флаг России!
Выбранный ученик прикрепляет маленькие российские флажки на доске к изображениям кораблей.
- Вольно! Садитесь. Отплытие назначено от посёлка Новоназимово по реке Енисей. Скажите, пожалуйста, какой из кораблей поплывёт первым? Почему?
(Ледокол. Так как Енисей зимой покрыт льдом.)
- Перед отплытием нам нужно набраться сил.
ФИЗМИНУТКА. Игра «Море волнуется раз».
Выбирается водящий. Ученики хором говорят слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, на месте морская фигура замри!»
Водящий выбирает лучшую морскую фигуру.
- В наше кругосветное путешествие разрешено взять только предметы, в названии которых есть звуки [ ф], [ф*].
- Наше путешествие продолжается. Наш флот уже подплывает к берегам Африки.
- Как называются люди, которые любят придумывать? (Фантазёры).
- Представьте, что вы все фантазёры. Что же нас ждёт в Африке?
(Ученики высказывают свои предположения).
- Вот и Африка. Как называются люди, которые живут в Африке? (Африканцы, негры).
Просмотр слайдов №26-30
Обсуждение увиденного на слайдах.
- А сейчас приготовьтесь рассказать о своём путешествии нашим гостям и родителям. Учитель раздаёт учащимся карточки для чтения с текстами. Подумайте, с какой интонацией вы прочитаете предложения с восклицательным знаком? ( С восклицательной интонацией).
Самостоятельная работа учащихся. Отработка навыков выразительного чтения текста на карточках. Дифференцированная работа (два ученика): рисунок «Как я путешествовал в Африке».
Карточка:
Плывём в Африку!
Ледокол разбил лёд. Наши корабли приплыли в Атлантический океан. Мы увидели дельфинов. А вот и Африка. Нас встретили негры. В джунглях мы увидели слона, бегемота и жирафов. В реке Нил плавал крокодил. Наше путешествие закончилось. Мы дома – в РОССИИ!
Хоровое чтение у доски данного текста группами. Просмотр рисунков.
IV. Рефлексия.
- Какой звук помог нам отправиться в путешествие в Африку?
- Какая буква обозначает данный звук?
- Как, одним словом назвать все корабли нашей страны?
Список литературы:
«Занимательное азбуковедение»
Журнал «Начальная школа. 1 сентября». №18 2011г