Цель урока:
систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование:
карточки с заданиями, разноцветные карточки для определения настроения, толковый словарь, звездочки (около30 штук).
Краткое описание:
на уроке происходит обобщение и систематизация знаний о твердых и мягких согласных звуках, полученные в период обучения в нечальной школе, повторяются основные понятия фонетики.
Ход урока.
I. Оргмомент. Инструктаж обучающихся.
- Доброе утро! Сегодня на уроке русского языка вы работаете в командах. Отвечать нужно, только обсудив вместе ответ. Капитан, которого вы выбрали, называет того, кто будет произносить ответ. За верный ответ и правильно выполненное здание команда получает звезду.
II. Повторение изученного ранее.
1. «Аукцион знаний» о звуках речи.
- Каждая команда за 1 минуту должна вспомнить как можно больше сведений о звуках речи.
- При проверке команда называет что-либо о звуках речи, не повторяя уже названное другой командой.
2. Работа с карточками.
Задание.
Подчеркните слова, в которых есть чередования звуков.
Вода – водичка, май – майский, друг – дружба, сложить – слагать, расписаться – роспись, лампа – лампочка.
3. Взаимопроверка выполнения заданий на карточках.(При чтении и комментировании одним из обучающихся.)
III. Подготовка к восприятию темы урока.
- Чем отличаются звуки, обозначенные буквой д в словах вода – водичка?
-О таких звуках мы будем говорить на уроке.
IV. Объявление темы урока.
- Запишем тему урока в тетрадях. Подумайте, что вы знаете по данной теме и что хотели бы узнать?
- Заполните в таблицах-карточках первый и второй столбики.
V. Систематизация изученного ранее.
1. Заполнение таблицы.
- Умеете ли вы различать мягкие и твердые согласные? Проверим. Начертите в тетрадях таблицу и заполните ее.
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки |
Имеющие пару | Не имеющие пару | Имеющие пару | Не имеющие пару |
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] | [ж] [ш] [ц] | [б,] [в,] [г,] [д,] [з,] [к,] [л,] [м,] [н,] [п,] [р,] [с,] [т,] [ф,] [х,] | [ч,] [щ,] [й,] |
| | | |
2. Самопроверка по учебнику (с. 114).
3. Связный рассказ по таблице о твердых и мягких согласных звуках.
4. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.
- Как вы думаете, можно ли превратить мель в мел? Каким образом? Какую роль играет буква ь на конце слова мель? Какова роль мягкого звука [л,] и твердого [л] в этих словах?
- Выполним упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №271 (с. 114).
Проверка: устные ответы обучающихся.
- Дополнительное задание выполняем в тетрадях. (Напрмер, стал сильнее - нержавеющая сталь, литровая банка – истопить баньку.)
5. Физкультминутка.(Дети встают возле своих мест.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
6. Словарно-орфоэпическая работа.(Упр. №272.)
- Прочитайте про себя слова, записанные на доске. Найдите их в учебнике на полях (в рамке), проверьте, не ошиблись ли в их произнесении. Прочитаем вместе (хоровое чтение слов музей, текст, тема.)
- Выясним, что обозначают эти слова. (Трое учеников читают толкования слов, взятые из словаря.)
- Составьте и запишите предложение со словом музей. (Например, Мы с друзьями посетили музей. Мне понравился музей. Я часто ходу в музеи.)
7. Словарный диктант.
Футбол, жюри, хоккей, щука, вокзал, рюкзак, баскетбол, брошюра, рапорт, салют, парашют, компьютер, цирк.
- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые.
8. Взаимопроверка.
9. Частичный фонетический разбор слов.
- Запишите слова, которые видите на доске, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.(По одному ученику от команды выходят к доске и подписывают мягкие звуки.)
Птичка, речной, звенеть, нянчить, зеленый, конь.
10. Запись слов по транскрипции. (По одному ученику от команды выходят к доске.)
[буквар,], [дач,н,ик], [каз,ба], [р,эщ,ик], [й,ама], [й,ош]
11.Самостоятельная работа (упр. №273) – резервное задание.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Проанализируйте, как вы работали на уроке.
-Что понравилось?
- Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению.
Выставление отметок за работу на уроке. (Отмечаем команды, работавшие дружно.)
Домашнее задание: учить теоретические сведения на с. 114, выполнить упр. №273;
и по желанию сделать транскрипцию 10 слов.