Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку - Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши. | Настраиваются на урок Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку | Личностные: самоопределение к деятельности. |
Повторение изученного материала | Минутка чистописания - Сегодня на минутке чистописания на одной строчке будем писать строчную букву «б» и слоги, с которые начинаются с этой буквы. А на другой строчке слова, которые начинаются с буквы «б». - Пропишите красиво, а слова, буквы или слоги, которые получились лучше остальных, обведите в кружочек цветным карандашом. | Прописывают букву «б» - на половину строки, слоги – на другой половине. С новой строки прописывают слова – баба, бант, бочка. | |
Мотивация. Определение темы и постановка цели. | - Отгадайте загадки. - Есть бородка, шерсть и ножки, Ушки, хвост, а также рожки. Хоть я блею, не пою – Молоко тебе даю. Я такая егоза! И бодаюсь, я … - Штучка-одноручка: Носик стальной, Хвостик деревянный, Всё лето на лугу, А зимой – на крюку. - Чем похожи эти слова? - Какими звуками различаются эти слова? - Какой звук произносится с голосом, звонко? - Какой звук произносится без голоса, глухо? - Какой буквой на письме обозначим звонкий согласный звук «З» в слове коза? - Какой буквой на письме обозначим глухой согласный звук «С» в слове коса? - Чем ещё различаются эти слова? - Согласные звуки в русском языке бывают не только твердые и мягкие, но и звонкие и глухие. - Сравните, звуки «Б» и «П». - Б звучит ярче, звонче. Звук «Б» - звонкий согласный. Звук «П» звучит глуше, тише. Он глухой согласный. - Звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные состоят только из шума. Б, П эти звуки образуют пару. Аналогично так же мягкие звуки бь и пь образуют пару по звонкости и глухости. - Сравните звуки «В» и «Ф». Как думаете, какой из них звонкий? - Правильно! Звук «В» звонкий, а звук «Ф» глухой. Так же их мягкие пары «Вь» и «Фь». «Вь» звонкий, «Фь» глухой. - К звонким согласным относятся «Г» и «Гь» парные глухие «К» и «Кь». Звонкие «Д», «Дь» звонкие согласные, парные глухие к ним «Т», «Ть». Звук «Ж» звонкий согласный. - А какая особенность есть у звука «Ж»? - Парный к нему глухой согласный «Ш», который тоже всегда твердый. - Звуки «З», «Зь» звонкие согласные, парные к ним глухие согласные «С», «Сь». - Но некоторые согласные в русском языке не образуют пары по звонкости и глухости только звонкие согласные. Как вы думаете какие это звуки? - Это звонкие согласные звуки, которые не имеют глухих пар. А есть в русском языке глухие согласные звуки, которые не имеют звонких пар. Как вы думаете, какие это звуки? - Так какая тема нашего урока? | - Коза. - Коса. - В словах три одинаковых звука. - З, С. - З. - С. - «ЗЭ» - «СЭ» - Значением: Коза – домашнее животное. Коса: - сельскохозяйственное орудие; - сплетённые длинные пряди волос; - идущая от берега длинная и узкая полоса земли. Затрудняются ответить. - Звук «В» - звонкий. - Звук «Ж» всегда твердый согласный. - Это звуки «Й», «Л-Ль», «М-Мь», «Н-Нь», «Р-Рь». - Глухие согласные звуки это «Х-Хь». Звук «Ц», который всегда твердый. Звуки «Ч», «Щ», которые всегда мягкие. - Согласные звонкие и глухие. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: формулирование учебной задачи и стремление к её выполнению. |
Организация познавательной деятельности по изучению нового материала. | Работа по учебнику Упражнение 1 - А теперь давайте поработаем по учебнику. Откройте учебники на странице 92, выполним упр. 1. - Рассмотрите картинки. Назовите слова – названия предметов. - Произнесите согласные звуки в каждом слове. - Что вы заметили? - Запишите слова в тетрадь. Подчеркните в них буквы, которые обозначают согласные звуки. Один ученик выполняет у доски. - Проверьте свои работы, с работой ученика, который выполнял на доске. Упражнение 2 (устная работа) - Сейчас мы будем выполнять 2 упражнение. - Назовите буквы. - Произнесите согласные звуки, которые обозначены буквами первого ряда. - Что вы заметили? - Что мы слышим? - Это звонкие согласные звуки. - Произнесите согласные звуки, которые обозначены буквами второго ряда. - Что вы заметили? - Что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков? - Это глухие согласные звуки. Физминутка Утром бабочка проснулась. Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Фронтальный опрос - Шар, жук, мяч. - «Ш», «Р», «Ж», «К», «Мь», «Ч». - Что в словах есть глухие и звонкие согласные, а также твердые и мягкие. Записывают слова в тетрадь и подчеркивают буквы ШЭ, ЭР, ЖЭ, КА, ЭМ, ЧЭ. Самопроверка по эталону. Называют буквы. - Они все звонкие. - Голос и шум. - В этом ряду все звуки глухие. - Шум. | Коммуникативные: умение излагать своё мнение. |
Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (устная работа) - Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 3 на странице 93. - Рассмотрите рисунки. Назовите все предметы. - Произнесите согласные звуки в каждом слове. - В каком слове только звонкие согласные звуки? - В каком слове только глухие согласные звуки? - В каком слове есть и глухие, и звонкие звуки? Упражнение 4 (устная работа) - Теперь, выполним упражнение 4 на странице 93. - Прочитайте слова. - Какими звуками различаются эти пары? Назовите эти звуки и поясните, какие они: звонкие или глухие. | Фронтальный опрос - Цветок, шапка, кружка, чайник, груша, банан. - Цветок – «Ц, В, Т, К»; Шапка – «Ш, П, К»; Кружка – «К, Р, Ж, К»; Чайник – «Ч, Н, К»; Груша – «Г, Р, Ш»; Банан – «Б, Н, Н». - Банан. - Шапка. - Цветок, кружка, чайник, груша. Фронтальный опрос Читают слова. - Кора – гора. В этой паре различаются звуки «К (глухой)», «Г (звонкий)»; Тима – Дима. Звуки «Д (звонкий)», «Т (глухой)»; Сова – софа. Звуки «В (звонкий)», «Ф (глухой)»; Шар – жар. Звуки «Ш (глухой)», «Ж (звонкий)». | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: умение определять звонкость, глухость. |