СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 1 класса. Подходит для занятий с дошкольниками.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки»

2


Технологическая карта урока


Предмет: русский язык, УМК «Школа России» В.П.Канакина, 1 класс


Тема: Согласные звуки

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: создать условия для знакомства с основными отличительными признаками согласных звуков

Планируемые результаты обучения, формирование УУД: Личностные результаты: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала. Метапредметные УУД: Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи. Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение). Коммуникативные: принимать участие в работе парами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости. Предметные УУД: - содействовать усвоению отличительных признаков согласных и гласных звуков; - способствовать обогащению словаря учащихся, умению отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; - формировать графический навык и каллиграфический почерк

Ресурсы для учителя:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», М., «Просвещение», 2014г.-с.74-75, компьютер, проектор, экран, презентация.


Ресурсы для учащихся:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», М., «Просвещение», 2014г.- с.74-75, учебные принадлежности, карточки для работы в паре, тесты для индивидуальной работы, сигнальные карточки для «Цветового индекса» (на этапе рефлексии), куб с вопросами.





Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин»

1 мин

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мы пришли сюда ... (учиться)

Не лениться, а… (трудиться.)

Только тот, кто много … (знает)

В жизни что-то … (достигает ).

Создаёт эмоциональное вхождение в урок.

Учащиеся настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений.


7 мин

Минутка чистописания

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А сейчас, я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какую букву мы будем сегодня писать.

Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет...

Черепаха (анализ первого звука).

Слайд 3,4

- Посмотрите внимательно ещё раз, как пишется данная буква, и пропишите в тетрадях всю строку. Слайд 5 (вспомнить правила посадки)

- Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы продолжаем изучать. (Звуки и буквы)

- Чем отличается звук от буквы?



- Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы должны будете обозначить буквой первый услышанный звук в слове:

слон, жук, арбуз, мёд, игра, этаж, шубка.

Слайд 6



Проверим: С Ж А М И Э Ш


- На какие две группы можно разделить их?

(на гласные и согласные)

- Выпишите в тетрадь только гласные буквы.

А И Э Слайд 7



- А теперь произнесём их. Что мы можем сказать о звуках, которые мы произнесли? Какие они?

Слайд 8

Работа со схемой на слайде







На доске прописывает число, классная работа

Загадывает загадку, используя чёткую и эмоциональную речь.

Показ написания буквы на слайде.





Актуализирует внимание и память учащихся на пройденном раннее материале.


Учащиеся работают в тетрадях





Отгадывают загадку, работают над выделением первого звука, обозначают буквой и

прописывают её в тетрадях.


Активизируют мыслительную деятельность, память.




Внимательно слушают учителя и выполняют задание.



Работают над выделением первого звука, обозначают буквой и

прописывают её в тетрадях.









Вспоминают и проговаривают всё, что помнят о гласных звуках.

Познавательные:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные:

Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.


Регулятивные: Планируют работу и активизируют свою работу.




























Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.


3. Этап выявления места и причины затруднений

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

1 мин



- А теперь, на следующей строке, выпишите остальные буквы.

Слайд 9



С Ж М Ш

- Произнесём их.

- Какие это звуки?



Подведение учащихся к теме урока


Вспоминают всё, что знают об этих буквах и звуках

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.


4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Цель: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

1 мин


- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о согласных звуках).

-Значит, тема нашего урока: Согласные звуки

Слайд 10



- Откроем учебник на с.74, прочитаем, на какой вопрос мы должны сегодня ответить на уроке.


Помогает в формулировке новой темы

Называют (делают попытки) тему урока и вопрос, на который должны ответить при изучении темы.




Зачитываю вопрос в учебнике

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные:

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

5. Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


12 мин





















































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1 мин

Работа по учебнику

- Выполним упражнение 1.

- Рассмотрите картинку (На картинке мышь ест сыр.). Произнесите слова-названия изображённых предметов, выделяя голосом каждый звук.

МЫШКА

СЫР
- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. 


- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?


При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). 

Это один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в период обучения грамоте.
- А из чего состоит каждый согласный звук? 


- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.


- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке.

– Запишем предложение: Мышка любит сыр.

Какие правила будете соблюдать?
- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.


- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?


Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. 


- Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75 и прочитаем сведения от Мудрой Совы.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА







Совместная деятельность над упражнением 1









Актуализирует знания учащихся о правильном оформлении предложения на письме.



Работа над заданием упражнения 1

Рассматривание иллюстрации







Учащиеся поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.









Произносится каждый звук и делается вывод.









Составляют предложение с данными словами.

Записывают составленное предложение, один учащийся работает у доски.











Работа сведениями о согласных звуках в учебнике

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: решение нескольких типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.



12 мин


- Ну что, ребята, нашли мы ответ на данный вопрос?

Слайд 11

Работа со схемой на слайде











- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

- Как вы думаете, ребята, может ли один согласный звук изменить значение слова? 

Слайд 12


- Прочитайте внимательно скороговорку. 
У Сени и Сани в сетях дом с усами.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
У Сени и Сани в сетях сом с усами.


- Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?

Работа в парах

- Поиграем в игру. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Вам необходимо в паре собрать слова и записать их в карточке. У вас должно получиться 4 слова. Когда будете готовы, сообщите мне. У вас 1 минута на выполнение задания.

















- Значения всех ли составленных слов вы понимаете? А где можно посмотреть их значение?

(том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)




Задаёт главный вопрос темы урока.











Совместная деятельность над упражнением 2.







Показ толкового словаря.













Работа над скороговоркой на слайде.















Объясняет правила работы в группах над данным заданием.







Работа над лексическим значением составленных слов.




Учащиеся ещё раз закрепляют знания по новой теме и работают со схемой на слайде.









Работа над заданием упражнения 2







Работа над лексическим значением слов.













Работа над скороговоркой на слайде.





Запись скороговорки в тетрадях, выполнение задания.





Работа в парах.

Регулятивные

Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Цель: выполнение типовых заданий, их проверка по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

2 мин

Работа с тестом (индивидуальная)

















Проверка по эталону (на экране)

Слайд 13
















Показ на слайде правильных ответов.

Выполняют индивидуальную работу над тестом.













Проверка выполненной работы и самооценивание.

Познавательные:

Развивать операции мышления.

Коммуникативные:

Осуществлять самоконтроль.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.


8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель:зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

6 мин

Куб с вопросами

  1. Из чего состоит согласный звук?

  2. Что встречает согласный звук при его произнесении?

  3. Может ли согласный звук образовывать слог?

  4. Сколько согласных в слове ….

  5. Может ли один согласный звук изменить значение слова?

  6. Сколько согласных букв в алфавите?



Работа над фиксированием полученных знаний.


Фиксируют и доводят до автоматизации полученные знания на уроке.

Познавательные:

Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодействии.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности.

1 мин

Приём «Цветовой индекс»

работа с сигнальными картами:

Зелёный – На уроке я получил новые знания, мне всё было понятно.

Жёлтый – Возникли небольшие затруднения, не всё понял.

Красный – Испытывал много трудностей, не понял тему урока.



Слайд 14



- Вы все молодцы, ребята! Я вас благодарю за урок.



Соотносит результат деятельности, подводит итого работы на уроке.

Оценивают свою работу и полученные знания во время урока.

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.