-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», М., «Просвещение», 2014г.-с.74-75, компьютер, проектор, экран, презентация.
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», М., «Просвещение», 2014г.- с.74-75, учебные принадлежности, карточки для работы в паре, тесты для индивидуальной работы, сигнальные карточки для «Цветового индекса» (на этапе рефлексии), куб с вопросами.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин» 1 мин | Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Мы пришли сюда ... (учиться) Не лениться, а… (трудиться.) Только тот, кто много … (знает) В жизни что-то … (достигает ). | Создаёт эмоциональное вхождение в урок. | Учащиеся настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. 7 мин | Минутка чистописания Открываем тетради, записываем число, классная работа. А сейчас, я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какую букву мы будем сегодня писать. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... Черепаха (анализ первого звука). Слайд 3,4 - Посмотрите внимательно ещё раз, как пишется данная буква, и пропишите в тетрадях всю строку. Слайд 5 (вспомнить правила посадки) - Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы продолжаем изучать. (Звуки и буквы) - Чем отличается звук от буквы?
- Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы должны будете обозначить буквой первый услышанный звук в слове: слон, жук, арбуз, мёд, игра, этаж, шубка. Слайд 6
Проверим: С Ж А М И Э Ш - На какие две группы можно разделить их? (на гласные и согласные) - Выпишите в тетрадь только гласные буквы. А И Э Слайд 7
- А теперь произнесём их. Что мы можем сказать о звуках, которые мы произнесли? Какие они? Слайд 8 Работа со схемой на слайде 
| На доске прописывает число, классная работа Загадывает загадку, используя чёткую и эмоциональную речь. Показ написания буквы на слайде.
Актуализирует внимание и память учащихся на пройденном раннее материале. | Учащиеся работают в тетрадях Отгадывают загадку, работают над выделением первого звука, обозначают буквой и прописывают её в тетрадях. Активизируют мыслительную деятельность, память. Внимательно слушают учителя и выполняют задание.
Работают над выделением первого звука, обозначают буквой и прописывают её в тетрадях.
Вспоминают и проговаривают всё, что помнят о гласных звуках. | Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Регулятивные: Планируют работу и активизируют свою работу. Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. |
3. Этап выявления места и причины затруднений Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. 1 мин |
- А теперь, на следующей строке, выпишите остальные буквы. Слайд 9
С Ж М Ш - Произнесём их. - Какие это звуки? | Подведение учащихся к теме урока | Вспоминают всё, что знают об этих буквах и звуках | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. |
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации Цель: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. 1 мин | - О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о согласных звуках). -Значит, тема нашего урока: Согласные звуки Слайд 10
- Откроем учебник на с.74, прочитаем, на какой вопрос мы должны сегодня ответить на уроке. | Помогает в формулировке новой темы | Называют (делают попытки) тему урока и вопрос, на который должны ответить при изучении темы. Зачитываю вопрос в учебнике | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
5. Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 12 мин ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1 мин | Работа по учебнику - Выполним упражнение 1. - Рассмотрите картинку (На картинке мышь ест сыр.). Произнесите слова-названия изображённых предметов, выделяя голосом каждый звук. МЫШКА СЫР - Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. - Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха? - При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в период обучения грамоте. - А из чего состоит каждый согласный звук? - Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков. - Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75 и прочитаем сведения от Мудрой Совы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Совместная деятельность над упражнением 1
Актуализирует знания учащихся о правильном оформлении предложения на письме. | Работа над заданием упражнения 1 Рассматривание иллюстрации
Учащиеся поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.
Произносится каждый звук и делается вывод.
Составляют предложение с данными словами. Записывают составленное предложение, один учащийся работает у доски.
Работа сведениями о согласных звуках в учебнике | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: решение нескольких типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
12 мин | - Ну что, ребята, нашли мы ответ на данный вопрос? Слайд 11 Работа со схемой на слайде
- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков. - Как вы думаете, ребята, может ли один согласный звук изменить значение слова? Слайд 12 - Прочитайте внимательно скороговорку. У Сени и Сани в сетях дом с усами. - Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы? У Сени и Сани в сетях сом с усами. - Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова? Работа в парах - Поиграем в игру. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Вам необходимо в паре собрать слова и записать их в карточке. У вас должно получиться 4 слова. Когда будете готовы, сообщите мне. У вас 1 минута на выполнение задания.  
- Значения всех ли составленных слов вы понимаете? А где можно посмотреть их значение? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.) |
Задаёт главный вопрос темы урока.
Совместная деятельность над упражнением 2.
Показ толкового словаря.
Работа над скороговоркой на слайде.
Объясняет правила работы в группах над данным заданием.
Работа над лексическим значением составленных слов. |
Учащиеся ещё раз закрепляют знания по новой теме и работают со схемой на слайде.
Работа над заданием упражнения 2
Работа над лексическим значением слов.
Работа над скороговоркой на слайде.
Запись скороговорки в тетрадях, выполнение задания.
Работа в парах. | Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Цель: выполнение типовых заданий, их проверка по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. 2 мин | Работа с тестом (индивидуальная) 
Проверка по эталону (на экране) Слайд 13 | Показ на слайде правильных ответов. | Выполняют индивидуальную работу над тестом. Проверка выполненной работы и самооценивание. | Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель:зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему. 6 мин | Куб с вопросами Из чего состоит согласный звук? Что встречает согласный звук при его произнесении? Может ли согласный звук образовывать слог? Сколько согласных в слове …. Может ли один согласный звук изменить значение слова? Сколько согласных букв в алфавите? | Работа над фиксированием полученных знаний. | Фиксируют и доводят до автоматизации полученные знания на уроке. | Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности. 1 мин | Приём «Цветовой индекс» работа с сигнальными картами: Зелёный – На уроке я получил новые знания, мне всё было понятно. Жёлтый – Возникли небольшие затруднения, не всё понял. Красный – Испытывал много трудностей, не понял тему урока.
Слайд 14
- Вы все молодцы, ребята! Я вас благодарю за урок. | Соотносит результат деятельности, подводит итого работы на уроке. | Оценивают свою работу и полученные знания во время урока. | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |