СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки и буквы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы»

Занятие 5

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Цель: дифференциация понятий «звук» - «буква».

Логопед:

Сегодня мы с вами отправимся на Планету звуков, она  невидимая и очень большая. На этой планете живут  звуки - невидимки. Одну сторону этой планеты всегда пригревало яркое  солнышко. И  звуки, согретые лучами солнца, всегда были веселые и  очень любили петь. У них был очень красивый голос, они гласили – А О У Э Ы И. И называли их - …..(гласными звуками)

На обратной стороне планеты, звуки не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдали и при этом одни кряхтели – КККККК, другие гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. У этих звуков не было  голоса, им всегда  мешали  губы, зубы и язык.

Тогда солнышко сказало им: «Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми».

 - Согласны? – улыбнулось солнышко.

 – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные.

Теперь гласные и согласные стали жить в со-гла-сии. Звуки - невидимки, мы их слышим и произносим, но  не видим.

И вот однажды, звуки – невидимки  захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Солнце ярко освещало всю планету, гласные и согласные звуки подружились, на ней во царил мир, тепло и согласие.

-Логопед

- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит?.

- А так? Ф-ф-ф! Что-то мешает?

- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

Давайте вспомним, какого цвета костюмчики у гласных звуков? (их мы будем обозначать красными кружочками).

( Цветные магниты )

А у согласных? ( мы будем обозначать синими кружочками). ( Цветные магниты )

Логопед.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки. Д

- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

М, н, у, и, я, ш….

Дети выполняют задание.

Физминутка


Наклоняемся вперёд –

Раз – два – три – четыре – пять,

( Наклоны вперед )

А теперь наоборот –

Раз – два – три – четыре – пять,

( Наклоны назад.)


Приседаем, три – четыре.

На любую гору в мире

Мы залезть, конечно, сможем,

Если тренируем ножки.

( Приседания.)


Поднимаем руки вверх,

Опускаем руки вниз.

И ещё разок теперь

Повтори-ка, не ленись!

( Поднимание и опускание прямых рук

через стороны над головой.)


А сейчас давайте вместе

Будем мы ходить на месте.

( Ходьба на месте.)

Превосходно мы размялись!

А теперь за парты сядем.



Логопед


Игра «Червяк».

Цель. Упражнять в выделении согласного  звука в конце слова.

     Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.

 Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:

 

В гости к нам червяк ползет,

Слово нам червяк несет,

Это слово повторите,

Звук последний назовите.

 

Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».

Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.


Логопед

Назови картинки. Произнеси последний звук, поставь соответствующую букву.




Логопед

Какие звуки речи учились выделять? ( согласные.)

— Что такое звуки речи? (Это то, что мы произносим и слышим.)

— Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных

звуков.