СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласный звук Х"

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»



Тема

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы

Личностные результаты

Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные:общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц.

Коммуникативные:участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Х, х; согласные звуки [х], [х’];слого-звуковой анализ слова; пословица, сельскохозяйственные машины

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Предметные картинки

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда,

везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный.Наблюдение учителя


– Проверим готовность к уроку




II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Как мы смеемся?

– Ха-ха-ха!

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какой новый звук вы сейчас произнесли?

– Какую задачу нам предстоит сегодня решить?

– [х].

– Познакомиться со звуком [х] и буквой, его обозначающей

Формулируют учебную задачу вместе
с учителем

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический.

– Кто изображен на рисунке?

– Выполните слого-звуковой анализ слова пастух.

– Измените слово, поставив

Выполняют слого-звуковой анализ слов пастух, пастухи.

Выделяют звуки [х], [х’].

Выделяют звуки [х], [х’] в процессе слого-звукового анализа слов, характеризуют их,

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова

1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 39)

Беседа, анализ слова, работа со схемой слова, рисунком

его во множественном числе. Выполните слого-звуковой анализ слова пастухи.

– Выделите новые звуки, охарактеризуйте их

– В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий

сравнивают, обозначают буквой.

Делают вывод под руководством учителя


2. Дидактическая игра «Где звук?»

Коллективная. Словесный, практический. Дидактическая игра

– Определите место звука
[x] в словах: ахать, колхозник, хлеб, пахать, входить, запах

Слушают, называют, где в слове расположен звук [x]

Распознают звук [x]
в словах, контролируют ответы товарищей, исправляют ошибки

Коллективный. Устные ответы

3. Знакомство с буквой Х

Фронтальная. Словесный, практический.

– На что похожа буква Х?

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Находят букву Х на «ленте букв». Высказывают свои

Находят букву Х на «ленте букв». Моделируют ее из

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Беседа, моделирование буквы

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

– Выложите букву Х из счетных палочек

предположения. Слушают стихотворение.

Из счетных палочек выкладывают букву Х

счетных палочек


Физкультминутка

Коллективная. Практический

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 39)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Прочитайте слоги. В каких слогах слышите звук [х], [х’];а в каких – звук [х’]?

– Прочитайте слова

Читают слоги и слова.

– Ха, ху, хо – [х].

Хи, хе – [х’].

Распознают в слогах и словах звуки [х], [х’]. Читают целыми словами

Фронтальный. Чтение, устные ответы

5. Работа с текстом
(учебник, с. 39)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

– Какое время года наступит после осени?

– Что дрожит от холода?

– Какими становятся дни?

– Где появился ледок?

– Что надо убрать с полей до холодов?

– Озаглавьте текст

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая знаки препинания, интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют главную мысль, озаглавливают рассказ

Фронтальный. Устные ответы, чтение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носочках,

А потом на пяточках,

Пойдем мягко, как лисята.

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Ёжик сладко потянулся

Наконец-таки, проснулся.

Захотелось поиграть,

Всех ребят пересчитать.

Выполняют действия по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе» (учебник, с. 38)

Групповая. Словесный, наглядный. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ

– Рассмотрите картинку.

– Составьте по ней рассказ на тему «Хлеб на нашем столе»

Рассматривают картинку, составляют рассказ в группе

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ на заданную тему

Групповой. Рассказ по картинке

2. Работа с пословицами (учебник, с. 38)

Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

Читают, объясняют смысл пословиц

Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию

Групповой. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы