"Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м"
Задачи: познакомить учащихся со звуками [м], [м'], буквами М, м.; совершенствовать навыки правильного, выразительного слогового и беглого чтения; закрепить умение правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; формировать представление о духовно-нравственных основах российского народа; воспитывать уважение к государственным символам Российской Федерации.
Обучение УУД: умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц о родной стране; определять цели выполняемого задания; распространять и упрощать предложения.
Пропедевтика: историческое прошлое Кремля.
Оборудование: Предметные картинки, схемы этих слов, касса букв, учебник «Азбука»,
Ход урока
1.Организационный момент
-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2.Мотивация к деятельности. Постановка целей и определение темы урока.
- Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
- Чему уже научились?
Игра «Найди лишнее».
– Посмотрите на доску.
– Какая буква лишняя: и, а, О, ы?
– Какое слово лишнее: ау, уа, Иа,
-Почему?
Фонетическая зарядка. Цветные карандаши
Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете карандаш такого цвета, который требуется для обозначения первого звука. (красный, зеленый, синий)
шапка, ослик, акула, пилот, экран, игрушка, ананас, мишка
Игра «Кто внимательный?»
- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: мох, март, муравей, карман
3.Развитие речевого аппарата
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Каковы наши цели?
Физкультминутка
Дыхательная гимнастика
Упражнения «Воздушный шарик», «Корова»
4.Открытие детьми нового знания
Работа над дикцией
-Прочитайте скороговорку:
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.
- Отгадайте загадку
(Читает хорошо читающий ученик)
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза...
И что это?...
- Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.
- Этот звук гласный или согласный?
- Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
-К нам на урок на машине приехал один сказочный герой.
-Отгадайте, кто он?
(Хорошо читающий ученик читает загадку)
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет — понурый.
С детства любит он реветь,
Потому что он...
- Посмотрите на картинку. Это сказочный персонаж. Кто из вас знает в каких сказках живет медведь?
- А теперь, вернемся к слову медведь.
- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.
- Какой это звук — гласный или согласный?
- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
- Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились?
- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?
- Кто сможет показать?
(На доске «разбросаны» буквы. Ученик выбирает нужную букву.)
Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «М».
(Написать строчную букву «м»)
- А на что же похожа буква «М»? (Выслушать мнение детей)
- Посмотрите, на что она похожа у меня.
-На доске сюжетная картинка про медведей.
-По серии картинок составьте рассказ. У кого получится самый интересный ?
-Чтение слогов, текста с доски
- Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их. (Выслушать несколько вариантов)
Физкультминутка
Развитие речи.
-Составьте с данными словами предложение.
(На доске слова «Столица», «Москва», «России» и «большой, Москва, город, красивый»).
5.Работа с учебником
Посещение древней Москвы
-Посмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Что находится в центре Кремля? Как называется собор, который построен на площади пред Кремлем?
-Посмотрите, какой красивый город перед нами!
(На доске картина с изображением Москвы XVI века).
Это старая Москва, куда привела нас буква “М”. Кому из вас понравился этот город? Почему?
Но всё хорошее когда-то кончается, и мы должны вернуться в нашу современную Москву. Сядьте поудобнее, закройте глаза.
(Звучит музыка. В это время на доске появляется картина с изображением современной Москвы).
Откройте глаза. Где мы находимся? Совершенно верно, мы в столице нашей Родины. Это не только древний, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов…
Работа по Азбуке стр. 84
-прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Выделяйте голосом логическое ударение..
Работа с пословицами.
Работа по учебнику с. 85
Чтение слогов
Чтение слов
Чтение по строчкам
Чтение по столбикам
Чтение текста «На уроке». Поставьте к нему вопросы.
-В нашем классе есть ребята, имена которых начинаются на «М»
-поработаем с кассой букв и соберем эти имена (работа в парах)
Проверьте, написанное. А какое полное имя у ребёнка? Какую букву записали. Почему?
(Имена людей пишутся с большой буквы)
-Какие слова еще пишутся с большой буквы?
- Сделайте вывод, так, какое же правило можем вывести? Когда же пишется заглавная буква в словах?
(Названия городов, стран - Минск, Москва, Магадан, Мурманск; Марокко, Мадагаскар; Клички животных - Мурка, Мурзик; сказочные персонажи - Маленький Мук, Мурзилка)
- Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова - предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст) Перед нами группа предложений. Докажите что это текст? (Название)
- Прочтите название. Чтение текста на с. 86, работа над текстом.
- Кто, такой гном? (Сказочный низкорослый человечек)
- Рассмотрите рисунок. Как думаете, о чем будет говориться в нашем тексте?
- Прочтите текст про себя.
- Все ли слова вам понятны?
(Один из учеников читает, затем текст вслух)
- Какое настроение у этого рассказа? Почему?
- Почему так решила? (Маки грустили. Астры уронили капли росы. Струны плакали.)
- Как понимаете выражение «струны плакали»?
- Ребята, мы только что сказали, что текст грустный, значит, и мы должны при чтении передать это грустное настроение.
- Потренируйтесь в чтении текста. (Спросить двух человек)
Что нового вы о ней узнали?
7.Итог урока
-Сегодня вы отлично поработали!
-Понравился ли вам урок?
- Какие новые знания приобрели сегодня?
- Какие трудности возникли?
- Какое задание было наиболее интересным?
- Что нового узнали? Чему научились?