Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока: «Согласные звуки [з] [з'], буква З, з»
Учитель: Четвертная Н.А.
Урок обучения грамоте
Тема урока: "Согласные звуки [з] [з'], буква З, з"
Цели:
познакомить учеников со звуками [З], [З'] и буквами, которые их обозначают;
учить отличать звук [З], [З'] и буквы, которые их обозначают от других звуков и букв;
учить читать слоги и слова с новыми буквами; учить составлять тексты из тре-четырех предложений.
способствовать развитию фонематического слуха, мышления, обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты (предметные):овладеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с загадками. Личностные результаты: имеют познавательные интересы, учебные мотивы
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; логические – характеризуют звуки [з], [з’] и буквы З, з ; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.
Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию ,понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействия.
Ход урока
Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Актуализация знаний учащихся
Чтобы книги читать,
Надо буквы изучать.
- Итак, начинаем урок обучения грамоте
- Откройте учебники на стр. 89
Работа по ленте букв «Азбука стр. 89
- Сейчас мы повторим изученные буквы.
- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки( а,о,у,ы,и,е)
-Что мы знаем про гласные буквы а,о,у,ы? Что они обозначают? (твердость предшествующего согласного звука)
- Что мы знаем про гласные буквы и, е? Что они обозначают? (мягкость предшествующего согласного звука)
- Что мы знаем про букву Е? (она может обозначать 2 звука и 1 звук)
- Когда буква Е обозначает 2 звука? (когда стоит в начале слова и после гласного). Назовите эти звуки. Приведите примеры . ( ели, еловые, сосновые)
- Когда буква Е обозначает 1 звук? (когда стоит после мягкого согласного). Назовите этот звук. Приведите примеры ( лес, река, земля, лето)
- Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки.
- Что мы знаем про согласные звуки? ( Они могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
Постановка цели и определение темы урока
1.- Назовите , кто изображен на картинках. 2 слайд
носорог зебра
лев обезьяна
медведь жираф
2.- Как их можно назвать одним словом? (звери)
– Послушайте стих-загадку о зверях.
Я ходил куда-то с папой.
Видел там зверей я много
Обезьяну, тигра, крокодила.
Слон водою нас облил.
Где я был? Куда ходил? (В зоопарк)
Беседа о зоопарке.
- Итак, где можно встретить этих и других животных? ( в зоопарке)
Слайд 3
- Что такое зоопарк?
-Зоопарк это зоологический парк. Это место живой природы, где животные живут в неволе, но для них созданы все условия для благоприятного проживания ,с целью показа.
- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным.
- Кто из вас был в зоопарке?
-Каких животных вы там видели?
- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.
- Мы сегодня тоже с вами отправимся на экскурсию в зоопарк.
- Итак, наша экскурсия начинается.
4слайд
- Кто изображен на слайде? (зубр)
- Послушайте интересную информацию об этом животном
Зубр — дикий лесной бык, самое крупное копытное животное . Длина тела быка доходит до 3 – 3,5 метров, высота до 2 метров, вес может достигать 1000кг. Зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. Зубры занесены в Красную книгу.
Слайд 5
- Кто изображен на следующем слайде? (зебра)
Зебры - это очень интересные и красивые животные, которые известны своими яркими черно-белыми полосками. Зебра – представительница рода диких лошадей . Место обитания – Африка. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.
- Настало время выполнить звуковой разбор этих слов
Д: зубр зебра (звуковой разбор слов)
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ РАЗБОРА
- Какой звук слышим первым в слове зубр?[з]
-Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)
- Какой звук слышим первым в слове ЗЕБРА?
- Какой это звук? [з’]
- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)
-Звуки[з] и [з’] чем они похожи и чем отличаются? (похожи-они согласные, звонкие. Отличие звук[з]- твёрдый, звук [з’]- мягкий.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся на уроке?
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Поиграем в игру «Хлопушки».
Если в словах встречаются звуки [з] [з'] хлопайте в ладоши.
Капуста, ваза, звонок, дверь, сосна, гроза, зебра.
- У вас на партах лежат билеты в зоопарк. Это необычные билеты. С обратной стороны на них написано несколько букв.
- Выберите из предложенных букв ту букву, которая обозначает звуки [з], [з’] и обведите её в кружочек.
- ПРОВЕРЯЕМ. СЛАЙД 6
-Поднимите руки, кто правильно выполнил задание.
- Кто допустил ошибку?
- Кто знает, как называется эта буква?
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З
- На письме звуки [з] [з'] обозначаются буквой З,з.
- Откройте учебники на стр. 91. Найдите эту букву
4. На что похожа буква З?- СЛАЙД 7
– На что похожа буква Зз?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка.
- На что похожа буква З?
СЛАЙД 8
- Перед вами лежат карточки с алфавитом . Найдите эту букву и подчеркните её. (1 ученик показывает на слайде, остальные дети на карточке)
V. Физкультминутка
- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
- Тихо сели. Продолжаем работать
VI. Продолжение работы по теме урока
- Откройте учебники на стр. 91. Найдите букву З.
- Для чего нам нужна заглавная буква?
1. Чтение слогов на стр.91 «Азбуки».
- Прочитайте слоги с буквой з. (сначала все вместе хором, затем снизу вверх и сверху вниз). Читают Русакова Вика, Суворов Егор
3.Чтение слов с пометами. «Азбука», стр. 91.
- Переходим к чтению слов
- Сколько слогов в слове?
-Какое правило применяем, чтобы определить количество слогов в слове?
- Назови 1 слог, назови 2 слог и т.д.
- Какой слог ударный.
Физкультминутка для глаз
Мы читали, мы читали
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
4.Работа с текстом.
- Мы продолжаем нашу экскурсию.
Найдите текст «В зоопарке ».
-Прочитайте название текста.
-Можно ли по заглавию определить содержание текста? (Да).
3)Чтение текста учителем.
-.О чем этот текст?
4)Чтение текста по предложениям читающими учениками. - О каких животных говорится в тексте?
- Где находится лев?
-Кого дети узнали сразу?
- Что делал слон?
-Что интересного вы узнали о змеях?
5. Работа с иллюстрацией.
- Откройте учебник на стр. 90
– Рассмотрите иллюстрацию.
- Что изображено на рисунке?
- Кто живёт в этом зоопарке?
- Где находятся львы?
- Что вы знаете о слонах?
- На чём катаются дети?
- С кем дети пришли в зоопарк?
- Как нужно вести себя в зоопарке?
- Что запрещено делать в зоопарке?
- Назовите всех животных, изображённых на рисунке.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Наша экскурсия завершается.
-Где мы сегодня побывали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– С какими звуками вы познакомились?
-Какая буква их обозначает?
- Оцените свою работу на уроке. ( СМАЙЛИКИ) СЛАЙД 9
- Перед вами лежат смайлики, но у них нет рта. Ваша задача оценить свою работу на уроке. Вы должны нарисовать рот смайлику.
– Спасибо за урок.