Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [б], [б’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Б, б
Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [б], [б’]; упражнять в чтении слогов,
слов и текстов с буквой «б»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на
примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,
глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных
звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой
формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам
и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по
смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его
звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать
умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его
содержание; воспитывать любознательность.
Предметные.
Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [б], [б']. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Б, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.
Метапредметные.
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания
Личностные результаты.
Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.
О б о р у д о в а н и е : учебник«Азбука»(авт.Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков); скороговорки; карточки-буквы; шарады; рисунки с изображением белки;
шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Как звучит барабан? (Бум-бум-бум…)– Как блеет баран? (Бе-е… бе-е…)
– С какого звука начинается слово «бум»?– С какого звука начинается слог «бе»?
– Назовите тему нашего урока.
– Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой «б».
Учащиеся повторяют скороговорки за учителем.
џ Бала-бала-балалайка.
Балалайка, поиграй-ка!
Бара-бара-барабан,
Барабань-ка, барабан!
џ Надевают игроки
Ботинки, бутсы, башмаки.
Будут все играть в футбол
И забьют в ворота гол!
џ Были у бабы блины,
Были у Любы грибы,
У Бори – арбузы, бананы,
Бобы, кабачки, баклажаны.
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 73).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Бант.)– Прочитайте слово «бант» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «бант».– Дайте характеристику звуку [б].
– Объясните, почему звук [б] произносится твердо?– Кто изображен справа? Чем завязали
рану мальчику? (Бинтом.)– Прочитайте слово «бинт» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «бинт». – Дайте характеристику звуку [б’].
– Объясните, почему звук [б’] произносится мягко? (За буквой «б» в слове стоит гласная
буква «и».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,
«ё», «и», «я», «ю».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а БУРАТИНО
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в
квадратных скобках и правилом соотношения буквы «б» и звуков [б], [б’].
Буква «бэ» обозначает два согласных звука: твердый звонкий звук [б] и мягкий звонкий [б’].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слова на основе двухуровневой модели (с. 73).
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева? Что ест мальчик? (Булку.)
– Прочитайте слово «булка» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «булка» стоит буква «б»?
– Произнесите первый звук в слове «булка».
– Дайте характеристику звуку [б]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [б] произносится твердо? (За буквой «б» в слове стоит гласная
буква «у».)
– Кто изображен справа? (Белка.)
– Что вы знаете про это животное?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Раньше на Руси белку звали «бело», а чаще «векша». Добывали векш в огромном количестве и
для себя, и для продажи за границу. Там этот зверек официально назывался русской белкой,
потому что только в России живут белки с таким красивым мехом.
Рыжих белок мы видим, конечно, чаще. Во-первых, потому, что летом чаще бываем в лесу.
Во-вторых, потому, что летом белки гораздо хлопотливее и активнее, чем зимой.
Летом у белок много дел и забот. Еды, правда, хватает. Но белка думает и о зиме: по
нескольку килограммов орехов и грибов запасает она, причем среди них не бывает ни одного
гнилого или червивого. Правда, некоторые биологи утверждают, что распознавать червивые
орехи молодые белки не умеют. Это приходит только с опытом. Но другие считают, что дело тут
не в опыте, а в чутье. А чутье у белок очень тонкое – зимой они могут почувствовать орехи,
находящиеся под снежным покровом толщиной в метр.
Но заготовка запасов на зиму – только часть летних беличьих забот: молодым надо
позаботиться о собственном гнезде, взрослым – подготовить к зиме старые гнезда.
Гнезда белки устраивают либо в дуплах, соответственно оборудовав и утеплив их, либо
делают «гайно» – сплетенный из веток, проконопаченный мхом и сухой травой, немного
приплюснутый шар. В таком гнезде белка проводит большую часть зимних дней и ночей.
Дважды в год – весной и летом – в гнездах появляются 3–5 голеньких слепых бельчат. В это
время у белок-мамаш трудная жизнь. Бельчат надо кормить, но и сама мамаша не может голодать.
А бельчата постоянно требуют внимания, они мерзнут даже в жаркие дни, и их все время надо
согревать. Поэтому гнездо самка покидает ненадолго и, уходя, тщательно укрывает детишек или
даже зарывает их в мягкую подстилку. Но и это не все: в гнездах белок много паразитов-
кровососов, и малыши очень страдают от них. Поэтому время от времени мамаша перетаскивает
свое потомство в другое, заранее приготовленное гнездо, а потом в третье и, может быть, даже в
четвертое.
Сначала бельчата смирно сидят в гнезде – очень боятся высоты. Месяца через два–три они
уже лихо скачут по веткам, но остаются еще типичными детьми – веселыми, шаловливыми и
очень доверчивыми. Взрослыми белки становятся лишь в годовалом возрасте.
– Какой звук обозначает буква «б» в слове «белка»?
– Дайте характеристику звуку [б’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [б’] произносится мягко? (За буквой «б» в слове стоит гласная
буква «е».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,
«ё», «и», «я», «ю».)
– Прочитайте слово «выдра» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.VII. Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VIII. Чтение слогов и слов (с. 74).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого
слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-
предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.
– Объясните значение слов «былина», «белила».
Б ы л и н а – русская народная эпическая песня-сказание.
Мы читали былину про Илью Муромца.
Б е л и л а – белая минеральная краска.
Папа купил белила для потолка.
IX. Задания на развитие речи, внимания.
1. И г р а «Вставьте букву».
бЁк бЁнт бЁлка
бык бант булка
бок бинт белка
бук
бак
2. Ш а р а д ы .
С «б» – мучительной бываю,
С «м» – одежду пожираю,
С «р» – актеру я нужна,
С «с» – для повара важна.
(Боль – моль – роль – соль.)
Я в горах расту обычно,
Крепок я, боюсь огня.
И комод, и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
«У» на «а» перемените,
И тогда, коль захотите,
Я с водой стоять могу.
С «ы» пасусь я на лугу.
(Бук – бак – бык.)
С «д» я к жидкости привык,
С «з» – огромный дикий бык.
(Бидон – бизон.)
Начало деревом зовется,Конец – читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они.
(Буквы.)
Вам известно или нет,
Есть такой на свете цвет.
Если ноту уберете,
В лес сосновый попадете.
(Бордо – бор.)
3. П е р е в е р т ы ш и .
Боб.
Бел хлеб.
4. Н а й д и п а р у .
X. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое
отличается одним лишь звуком.
После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными
словами (с. 74).
Б а у л – большой сверток, узел, тюфяк с личными вещами.
Бас – самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом.
Басовая партия в опере.
Б а р с – леопард, крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих с пятнистой шерстью.
В е р б а – дерево или кустарник рода ивы.
Во дворе цветет пушистая верба.
X1. Чтение и анализ текста «Барбос на рыбалке».
Перед чтением учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически.
– Объясните значение данных слов и выражений.
«Н а н е б е н и о б л а ч к а » – солнечная погода.
Б о б е р – животное отряда грызунов с ценным мехом, живущее возле рек.
– Отгадайте загадку.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И построили плотину. (Бобры.)
Б о б р – интересный зверь. Только он умеет строить на ручьях и речках настоящие плотины,
прокладывать настоящие каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать
хатки для жилья.
Есть такая поговорка «убить бобра». Употребляется она в значении: заключить выгодную
сделку. Пошла она от пословицы «Не убить бобра – не видать добра», то есть его шкуры с
редкостным драгоценным мехом с серебристыми волосками.Еще в XVII веке на Руси и на Украине бобры водились всюду. Ловля их была важным
источником дохода, поэтому пословица употреблялась в значении «приобрести что-либо ценное».
Но позднее, когда бобров стало меньше, пословица зазвучала по-другому: «Убить бобра – не
видать добра».
«Б р ы з г и в о в с е с т о р о н ы » – кругом.
«Р ы б а з а т а и л а с ь » – притихла.
После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :
– Какой был день недели?
– Какая стояла погода?
– Куда пошли Боря с братом?
– Кто еще пошел с ними?
– Какое дерево росло на берегу реки?
– Кто сидел на бревне?
– Что сделал Барбос, когда увидел бобра?
– Как вела себя рыба? Почему рыба затаилась?
– Какая была рыбалка?
– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [б].
– Найдите слова с мягким звуком [б’].
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.
Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся
выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Чему научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?
– Когда буква «б» обозначает твердый согласный звук [б], а когда – мягкий [б’]?
Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.