СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [б], [б’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Б, б

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного чтения разработан для учащихся 1-ых классов. Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [б], [б’]; упражнять в чтении слогов,

слов и текстов с буквой «б»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,

глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его

содержание; воспитывать любознательность.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [б], [б’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Б, б»

Тема: СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [б], [б’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ Б, б

Ц е л и : познакомить учащихся со звонкими звуками [б], [б’]; упражнять в чтении слогов,

слов и текстов с буквой «б»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на

примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого,

глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных

звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой

формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам

и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по

смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его

звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать

умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его

содержание; воспитывать любознательность.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [б], [б']. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Б, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

О б о р у д о в а н и е : учебник«Азбука»(авт.Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков); скороговорки; карточки-буквы; шарады; рисунки с изображением белки;

шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как звучит барабан? (Бум-бум-бум…)– Как блеет баран? (Бе-е… бе-е…)

– С какого звука начинается слово «бум»?– С какого звука начинается слог «бе»?

– Назовите тему нашего урока.

– Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой «б».

Учащиеся повторяют скороговорки за учителем.

џ Бала-бала-балалайка.

Балалайка, поиграй-ка!

Бара-бара-барабан,

Барабань-ка, барабан!

џ Надевают игроки

Ботинки, бутсы, башмаки.

Будут все играть в футбол

И забьют в ворота гол!

џ Были у бабы блины,

Были у Любы грибы,

У Бори – арбузы, бананы,

Бобы, кабачки, баклажаны.

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 73).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Бант.)– Прочитайте слово «бант» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «бант».– Дайте характеристику звуку [б].

– Объясните, почему звук [б] произносится твердо?– Кто изображен справа? Чем завязали

рану мальчику? (Бинтом.)– Прочитайте слово «бинт» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «бинт». – Дайте характеристику звуку [б’].

– Объясните, почему звук [б’] произносится мягко? (За буквой «б» в слове стоит гласная

буква «и».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,

«ё», «и», «я», «ю».)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а БУРАТИНО

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «б» и звуков [б], [б’].

Буква «бэ» обозначает два согласных звука: твердый звонкий звук [б] и мягкий звонкий [б’].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слова на основе двухуровневой модели (с. 73).

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева? Что ест мальчик? (Булку.)

– Прочитайте слово «булка» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «булка» стоит буква «б»?

– Произнесите первый звук в слове «булка».

– Дайте характеристику звуку [б]. (Звук согласный звонкий твердый.)

– Объясните, почему звук [б] произносится твердо? (За буквой «б» в слове стоит гласная

буква «у».)

– Кто изображен справа? (Белка.)

– Что вы знаете про это животное?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Раньше на Руси белку звали «бело», а чаще «векша». Добывали векш в огромном количестве и

для себя, и для продажи за границу. Там этот зверек официально назывался русской белкой,

потому что только в России живут белки с таким красивым мехом.

Рыжих белок мы видим, конечно, чаще. Во-первых, потому, что летом чаще бываем в лесу.

Во-вторых, потому, что летом белки гораздо хлопотливее и активнее, чем зимой.

Летом у белок много дел и забот. Еды, правда, хватает. Но белка думает и о зиме: по

нескольку килограммов орехов и грибов запасает она, причем среди них не бывает ни одного

гнилого или червивого. Правда, некоторые биологи утверждают, что распознавать червивые

орехи молодые белки не умеют. Это приходит только с опытом. Но другие считают, что дело тут

не в опыте, а в чутье. А чутье у белок очень тонкое – зимой они могут почувствовать орехи,

находящиеся под снежным покровом толщиной в метр.

Но заготовка запасов на зиму – только часть летних беличьих забот: молодым надо

позаботиться о собственном гнезде, взрослым – подготовить к зиме старые гнезда.

Гнезда белки устраивают либо в дуплах, соответственно оборудовав и утеплив их, либо

делают «гайно» – сплетенный из веток, проконопаченный мхом и сухой травой, немного

приплюснутый шар. В таком гнезде белка проводит большую часть зимних дней и ночей.

Дважды в год – весной и летом – в гнездах появляются 3–5 голеньких слепых бельчат. В это

время у белок-мамаш трудная жизнь. Бельчат надо кормить, но и сама мамаша не может голодать.

А бельчата постоянно требуют внимания, они мерзнут даже в жаркие дни, и их все время надо

согревать. Поэтому гнездо самка покидает ненадолго и, уходя, тщательно укрывает детишек или

даже зарывает их в мягкую подстилку. Но и это не все: в гнездах белок много паразитов-

кровососов, и малыши очень страдают от них. Поэтому время от времени мамаша перетаскивает

свое потомство в другое, заранее приготовленное гнездо, а потом в третье и, может быть, даже в

четвертое.

Сначала бельчата смирно сидят в гнезде – очень боятся высоты. Месяца через два–три они

уже лихо скачут по веткам, но остаются еще типичными детьми – веселыми, шаловливыми и

очень доверчивыми. Взрослыми белки становятся лишь в годовалом возрасте.

– Какой звук обозначает буква «б» в слове «белка»?

– Дайте характеристику звуку [б’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)

– Объясните, почему звук [б’] произносится мягко? (За буквой «б» в слове стоит гласная

буква «е».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е»,

«ё», «и», «я», «ю».)

– Прочитайте слово «выдра» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.VII. Чтение слогов по заданным схемам.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Чтение слогов и слов (с. 74).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого

слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-

предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

– Объясните значение слов «былина», «белила».

Б ы л и н а – русская народная эпическая песня-сказание.

Мы читали былину про Илью Муромца.

Б е л и л а – белая минеральная краска.

Папа купил белила для потолка.

IX. Задания на развитие речи, внимания.

1. И г р а «Вставьте букву».

бЁк бЁнт бЁлка

бык бант булка

бок бинт белка

бук

бак

2. Ш а р а д ы .

С «б» – мучительной бываю,

С «м» – одежду пожираю,

С «р» – актеру я нужна,

С «с» – для повара важна.

(Боль – моль – роль – соль.)

Я в горах расту обычно,

Крепок я, боюсь огня.

И комод, и шкаф отличный

Можно сделать из меня.

«У» на «а» перемените,

И тогда, коль захотите,

Я с водой стоять могу.

С «ы» пасусь я на лугу.

(Бук – бак – бык.)

С «д» я к жидкости привык,

С «з» – огромный дикий бык.

(Бидон – бизон.)

Начало деревом зовется,Конец – читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они.

(Буквы.)

Вам известно или нет,

Есть такой на свете цвет.

Если ноту уберете,

В лес сосновый попадете.

(Бордо – бор.)

3. П е р е в е р т ы ш и .

Боб.

Бел хлеб.

4. Н а й д и п а р у .

X. Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним лишь звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными

словами (с. 74).

Б а у л – большой сверток, узел, тюфяк с личными вещами.

Бас – самый низкий мужской голос, а также певец с таким голосом.

Басовая партия в опере.

Б а р с – леопард, крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих с пятнистой шерстью.

В е р б а – дерево или кустарник рода ивы.

Во дворе цветет пушистая верба.

X1. Чтение и анализ текста «Барбос на рыбалке».

Перед чтением учащиеся читают слова на доске по слогам и орфоэпически.

– Объясните значение данных слов и выражений.

«Н а н е б е н и о б л а ч к а » – солнечная погода.

Б о б е р – животное отряда грызунов с ценным мехом, живущее возле рек.

– Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И построили плотину. (Бобры.)

Б о б р – интересный зверь. Только он умеет строить на ручьях и речках настоящие плотины,

прокладывать настоящие каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать

хатки для жилья.

Есть такая поговорка «убить бобра». Употребляется она в значении: заключить выгодную

сделку. Пошла она от пословицы «Не убить бобра – не видать добра», то есть его шкуры с

редкостным драгоценным мехом с серебристыми волосками.Еще в XVII веке на Руси и на Украине бобры водились всюду. Ловля их была важным

источником дохода, поэтому пословица употреблялась в значении «приобрести что-либо ценное».

Но позднее, когда бобров стало меньше, пословица зазвучала по-другому: «Убить бобра – не

видать добра».

«Б р ы з г и в о в с е с т о р о н ы » – кругом.

«Р ы б а з а т а и л а с ь » – притихла.

После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :

– Какой был день недели?

– Какая стояла погода?

– Куда пошли Боря с братом?

– Кто еще пошел с ними?

– Какое дерево росло на берегу реки?

– Кто сидел на бревне?

– Что сделал Барбос, когда увидел бобра?

– Как вела себя рыба? Почему рыба затаилась?

– Какая была рыбалка?

– Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [б].

– Найдите слова с мягким звуком [б’].

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.

Учитель фиксирует графически на доске устные предложения учащихся. Далее учащиеся

выполняют пересказ текста, используя иллюстрацию и схемы предложений.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

– Когда буква «б» обозначает твердый согласный звук [б], а когда – мягкий [б’]?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!