Тема: Союз как часть речи.
Цели: Углубить знания уч-ся о служебных частях речи, узнать, какие бывают союзы; совершенствовать навыки употребления союза в ПП и СП, воспитывать культуру речи.
Ход урока.
I. Организ. момент.
II. Проверка д/з.
- Опрос уч-ся.
-Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания).
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
- Мы продолжаем с вами изучать служебные части речи. И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования.
2. Тест
1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
А) синтаксис Б) фонетику В) морфологию
2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?
А) с существительным Б) с предлогом В) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
А) служебной Б) самостоятельной
4. Какое значение имеет предлог?
А) временное
Б) пространственное
В) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения
5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
А) не выделяются Б) производные и непроизводные
6. Какие выделяются группы предлогов по составу?
А) сложные Б) простые и составные
7. Как изменяются предлоги?
А) по лицам и числам Б) не изменяются В) по родам, числам и падежам
(учителем задаются дополнительные вопросы о предлоге)
3. Объяснение темы урока.
Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.
- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.
Списать текст. Выделить союзы.
Разбежался зайчонок, покатился. Далеко катился по льду. Можно бы и дальше, да елка помешала. Остановился зайчонок возле елки и вдруг видит морковку на ветке. Протянул лапу, чтобы морковку сорвать, да подумал Морковка-то белая, значит, еще не поспела.
Это было весной. Проснулся зайчонок и побежал посмотреть на весенние лужицы. Так весело в них вчера сверкало солнце!
Посмотрел зайчонок на солнышко и сказал Грей солнышко морковку, чтобы она красной стала. Я вечером приду и съем ее. Целый день зайчонок думал о морковке. Когда вечером прибежал к елке, увидел, что морковки нет! Только с ветки, на которой она прежде висела, упала светлая капелька.
(По Н. Подлевскому)
4. Чтение теоретического материала.
IV. Итог урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание. §58, упр 303.