Шинкаренко Н. Н. , учитель начальных классов
ГБОУ школа № 483 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
в аспекте требований ФГОС НОО.
В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности младших школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие. Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Одним из направлений реализации этой задачи является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
1) сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
2) сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
3) научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
4) сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
5) сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
6) обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
7) сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями. Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка младших школьников к самостоятельной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость. В социальном плане — он коммуникабелен, общителен. В эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться. В интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности. В нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности. Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе. Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбнережения. Как утверждал В. А. Сухомлинский, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к сохранению собственного здоровья.
Одним из важных показателей благополучия общества и государства является здоровье подрастающего поколения. Проведенные исследования показывают, что 25 % детей, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину). Фундамент здоровья закладывается в детстве, и эта забота не только медиков, но и учителей. По данным исследования Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит: - на 50 % — от образа жизни; - на 25 % — от состояния окружающей среды; - на 15 % — от наследственной программы; - на 10 % — от возможностей медицины. Основной задачей школы считается — дать необходимое образование, не менее важной задачей является — сохранение здоровья детей в процессе обучения. Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, в своей работе учителя начальных классов должны придерживаться здоровьесберегающей организации учебного процесса. Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого учителю необходимо реализовать в своей практической деятельности следующие задачи:
- организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья,
- создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий.
Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс не только служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления. Этого можно достичь путем использования: игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков; драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов; подвижными играми на переменах; занимательных упражнений на уроках; творческого характера домашних заданий и дифференциации домашнего задавания. Все это будет способствовать развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому учителю необходимо во время урока чередовать различные виды учебной деятельности: чтение, письмо, - слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д. За урок учителю необходимо включить от 4 до 7 видов учебной деятельности. Использование на уроках различных методов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся являются:
- метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор способа действия);
- активные методы обучения (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь),
- методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).
Эти методы снимают утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках следующие физкультурные минутки: упражнения по формированию осанки; упражнения для ног, расслабление кисти рук, массаж пальцев рук, дыхательную гимнастику, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания, предупреждение утомление глаз и. т.д. Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей — социальная, и решать её необходимо на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений. Медико-гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний. Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья. И, наконец, психолого-педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого-педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья. Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя: формирование основ культуры здоровья; здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса; оздоровительная работа в учебное и внеурочное время. Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию.