СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Полякова С.А.
PRESERVATION OF MENTAL AND PHYSAICAL HEALTH OF THE TEACHER: METHODS OF PREVENTION
Polyakova S. A.
Аннотация. Доклад посвящён профилактической работе по сохранению и укреплению физического и психического здоровья педагогов.
Annotation. The report is devoted to preventive work on the preservation and strengthening of physical and mental health of teachers.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, учитель, тренинги, коррекция, эмоциональное выгорание.
Keywords: health-saving technologies, teacher, training, correction, emotional burnout.
В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В образовании большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме сохранения здоровья педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит педагог в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.
Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает эту среду благоприятной для обучения школьников с ОВЗ.
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
Результаты проведенного среди педагогов школы экспресс-теста на определение уровня эмоционального выгорания педагогов (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие./ В.В. Бойко.- М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996), и теста «Нужно ли вам бороться со стрессом?» (по Тащевой А.И., 2000г.) показали, что у 43% от общего количества педагогов школы стрессовая ситуация отнимает слишком много сил, энергии, а значит и здоровья, у 29% педагогов происходят профессиональные деформации в виде эмоционального выгорания. Таким образом, необходима профилактическая работа педагога-психолога, направленная на предупреждение и коррекцию развития синдрома эмоционального профессионального выгорания.
«Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни!» - таков девиз программы педагога-психолога по сохранению и укреплению психосоматического здоровья учителя под названием «Школа здоровья педагогов», которая действует в учреждении в течение нескольких лет.
Цель программы - способствовать улучшению физического и эмоционального состояния педагогов, повышению работоспособности и укреплению позитивного отношения к профессии.
Задачи программы:
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в школе.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение к жизни, искренность и открытость.
Предполагаемый результат:
повышение психологической устойчивости у педагогов – стрессоустойчивости, конфликтоустойчивости, эмоциональной стабильности;
формирование у педагогов мотивации на здоровый образ жизни;
совершенствование практических навыков здоровьесберегающего поведения у педагогов.
Участниками программы являются педагоги школы.
Цели и задачи реализуются по следующим направлениям программы:
1. Психолого-педагогическое.
2. Физкультурно-оздоровительное.
Педагогом-психологом варьируется содержание данных направлений в зависимости от целей и задач годового плана, Программы развития школы.
По психолого – педагогическому направлению работы особо важным является положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Таким образом, даже простое изменение стиля общения учителя с учениками в сторону доброжелательности способно значительно ослабить уровень профессионального стресса. Педагогом-психологом планируется информационная работа, раскрывающая суть проблемы эмоционального выгорания и проведение тренинговых занятий, направленных на обучение психической саморегуляции, на сплочение коллектива и личностный рост, на обучение мышечной и психической релаксации, развитию навыков дыхания в стрессовой ситуации. Например, в декабре проводится занятие по развитию навыков самостоятельного снятия стресса и поддержания высокой работоспособности в напряженных условиях. Разучивается легкая, короткая, снимающая блоки разминка — синхрогимнастика «Ключ», автор – психофизиолог Х.Алиев. Рекомендуется выполнение синхрогимнастики перед любыми важными видами деятельности, будь то урок или публичное выступление. Упражнения снимают возбуждение, напряжение, раздражение. В феврале организуется тренинг личностного развития «Эффективное общение», когда педагоги сознательно моделируют ситуации позитивно направленного общения, с целью поддержания у себя положительных эмоций. На занятии используются упражнения И.В.Вачкова, Н.В.Самоукиной, освоение техники я-высказываний и др. В апреле проводится тренинг релаксации, педагоги через упражнения на расслабление учатся мыслить о себе в позитивном ключе, проводится профилактика перегрузки в конце учебного года. На данных занятиях используются техники аутотренинга, метод аффримаций, медитация. В процессе групповой работы закрепляются навыки саморегуляции и аутосуггестии.
По физкультурно-оздоровительному направлению планируется проведение мероприятий для укрепления физического здоровья тела и привития навыков здорового образа и стиля жизни. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:
иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
уровень и гармоничность физического развития;
функциональное состояние организма и его резервы;
наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье педагога невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность. В этом блоке для педагогов проводит консультацию медицинский работник: «Основы рационального питания», «Лекарственные препараты и биологически активные добавки: как их употреблять с пользой для здоровья», педагоги встречаются в неформальной обстановке в форме фитостудии: «Чай против стресса».
Также необходимо поддерживать здоровье органов и систем организма. Проводятся упражнения для профилактики утомления органов зрения, кинезиологические упражнения для оптимизации работы мозга («Гимнастика мозга», разработанная П. и Г. Денисонами). Выполняют педагоги и дыхательную гимнастику с целью укрепления иммунитета и оздоровления организма в целом. Педагогам предлагаются памятки с советами врачей по профилактике эмоционального выгорания и снижению его воздействия на организм, а также по укреплению психосоматического здоровья (например, рекомендации П. Сидорова). Работая по данному направлению, педагоги учатся бороться со стрессом с помощью естественных сил организма: правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять различные виды гимнастики.
По этому направлению также проводится работа администрацией школы по привлечению педагогов к активной жизнедеятельности: организуется посещение учителями занятий спортивного клуба (занятия на тренажерах) в Детско-юношеской спортивной школе, посещение занятий йогой в центре «Умка» в течение года, организуются участие в лыжных прогулках в зимнее время года по выходным и участие в городских соревнованиях (лыжной эстафете на призы Решетовой, «Ледовый фреш» и др), организуются мероприятия культурно-массового досуга в течение года (поездки в театр, цирк, концерт, а также праздники), организуется посещение муниципального центра ремесел по теме «Хобби – дело серьёзное», когда мастера центра проводят мастер-класс по изготовлению народных кукол.
Ежегодно педагоги делятся впечатлениями от проведенной работы. Чаще всего отзывы положительные. Многие заметили, что от общения в процессе занятий повышается настроение, появляется вдохновение для работы. По итогам реализации программы повышается уровень теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья и происходит качественное улучшение их физического и психического состояния. Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в работе с педагогическим коллективом повышает качество образовательного процесса в нашем учебном заведении. Ведь здоровье в школе начинается именно с учителя!
Литература
Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер.- 1999. 278 c.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М: Ось-89, 1999. 256 с.
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К. Учительский стресс. — Школьный психолог, 2006, №4.
Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — М: Издательство Института психотерапии, 2002. 224 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М: Новая школа,1995. 144 с.
Интернет ресурсы
https://открытыйурок.рф/статьи/601475/