СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «Сохрани жизнь на Земле! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день выработано достаточно много простых энергетических решений, способствующих сохранению климата, но главной проблемой энергосбережения является нежелание людей следовать правилам экономии ресурсов. В связи с этим основной целью урока является формирование у учащихся осознанной мотивации к экологически грамотному поведению. 

Просмотр содержимого документа
«: «Сохрани жизнь на Земле! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».»




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практический урок

«Не наследи! Сохраним климат

с помощью простых энергетических решений»




Разработала:

Скицунова Елена Александровна– учитель начальных классов

213206,

ул. Болдина, 10

тел.

e-mail:



ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день выработано достаточно много простых энергетических решений, способствующих сохранению климата, но главной проблемой энергосбережения является нежелание людей следовать правилам экономии ресурсов. В связи с этим основной целью урока является формирование у учащихся осознанной мотивации к экологически грамотному поведению. Возраст учащихся – 10-15 лет. Время проведения – 2 академических часа (2 занятия по 45 минут). При составлении конспекта использовались элементы инновационной стратегии обучения «Активная оценка»: сознательную постановку целей учащимися, ключевые вопросы, активную обратную связь, прозрачные критерии успеха, само- и взаимооценку. . Предполагается, что итогом занятия станет способность детей делать осознанный выбор в пользу энергоэффективности и желание пропагандировать экологически правильное поведение.


Тема занятия: «Сохрани жизнь на Земле! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».

Цель: формировать у учащихся осознанную мотивацию следовать простым правилам сохранения климата.

Задачи:

  • показать, как «парниковый эффект» влияет на изменение климата;

  • объяснить, что углеродный след – прямая причина возникновения парникового эффекта;

  • сформулировать простые правила, которые помогут уменьшить углеродный след и будут способствовать сохранению климата.

Цели на языке учащихся:

  • разберемся, что же такое углеродный след;

  • узнаем, каким образом человечество оставляет за собой углеродный след;

  • поразмышляем, почему углеродный след человечества должен стать как можно меньше;

  • подумаем, как каждый из нас может уменьшить свой углеродный след;

  • сформулируем простые правила сохранения климата, чтобы следовать им каждый день.

Оборудование: мультимедийная аппаратура (видеопроектор, ноутбук, колонки или др.), обруч гимнастический, мешки с мусором (макулатура, использованные батарейки, пластиковые бутылки), мешки для мусора, 2 ватмана, маркеры, ручки, мини-тетради для учащихся (прилож. А).





«Мы хозяева нашей Родины и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину».

М.М. Пришвин

Ход урока

  1. Подготовка к уроку.

Перед занятием детям раздаются «мини-тетради», где указана тема занятия, написаны «критерии успеха», ключевой вопрос и содержатся материалы для выполнения заданий (Приложение А), стулья ставятся в круг, в центр нужно положить гимнастический обруч.

  1. Организационно-мотивационный момент

Слово педагога:

Здравствуйте, мой друзья,

Вас рада вновь увидеть я.

Скажите, как у вас дела?

Я думаю отлично. Да?

Ведь с вами на занятии присутствует друзья.

Вы им подарите хоть чуточку тепла.

Начнем урок с улыбок, комплиментов,

Чтоб мир наш состоял из радостных моментов.

(Дети по очереди говорят друг другу комплименты)

Наша планета, как сказочный дом.

Красиво, уютно и радостно в нем.

Но помощи просит природа у нас.

Не вечен ее благородный запас.

Заводы, машины наносят ей вред,

И человек создает сотни бед:

Своими руками он губит леса,

Не слыша планеты своей голоса.

Она задыхается в копоти дыма,

И меньше ресурсов, в земле содержимых.

  • Скажите, ребята, ответьте, друзья,

Ведь здесь собрались мы сегодня не зря,

Зачем проводить нам экоурок?

И знания новые будут вам впрок ?

(Ответы учащихся, для чего необходимо проведение данного урока )

  1. Вступительная часть.

Слово педагога:

Мы все шагаем по планете,

И эти все следы мы оставляем детям,

Но их не может наш развеять ветер

И не смывает ласковый прибой.

Есть те следы, похожие на раны,

Которые мы оставлять не в праве.

И оглянуться уж давно пора нам,

Что мы оставим не земле потом…

Как измениться мы могли бы

Чтоб жить для пользы мира, не во вред,

Чтобы уменьшить хоть наполовину

Человека углеродный след?


Небольшая пауза

  1. Постановка целей.

Слово педагога:

Ребята, вы услышали новое для вас понятие “углеродный след” так вот сегодня мы:

- поговорим о том, что такое “парниковый эффект” и как он влияет на изменение климата;

- разберемся, что же такое углеродный след;

- узнаем, каким образом человечество оставляет за собой углеродный след;

- поразмышляем, почему углеродный след человечества нужно сделать как можно меньше;

- подумаем, как каждый из нас может уменьшить углеродный след.

Слово педагога: А теперь, давайте , пожалуйста, прочитаем тему занятия и вы подумаете, какая его основная цель?

Дети читают название, а затем им даётся время на размышление (1-2 мин.). Выслушиваются ответы и записывается основная цель.

Основная цель: сформулировать простые правила сохранения климата, чтобы следовать им каждый день.

Слово педагога: Ребята, у вас есть «мини-тетради» (Приложение А). Найдите в них ключевой вопрос, ответ на который мы сегодня будем искать. А с помощью «критериев успеха» мы сможем проследить, что нам удается, а что пока не понятно, над чем нужно еще поработать. Пожалуйста, прочитайте «критерии успеха» и отметьте для себя, насколько вы можете отнести к себе приведенные утверждения.

Время на выполнение задания – 2 мин.

  1. Актуализация знаний.

Слово педагога: Вы, наверное, уже слышали про парниковый эффект, давайте вспомним, что это такое. Сейчас мы просмотрим видеоролик «Парниковый эффект» [3], во время которого постараемся ответить на вопросы:

- Что такое «парниковый эффект»?

- Почему он возникает?

- В результате чего образуются парниковые газы?

- Как парниковые газы влияют на изменение климата?

- Что происходит в результате изменения климата?

- Как уменьшить парниковый эффект?

Просмотр, обсуждение ролика – 10 мин.

  1. Интерактивная игра.

Слово педагога: А сейчас мы немного отдохнем.

Игра «Мусор на планете». Берем несколько мешков с мусором и бросаем по одному предмету в круг (лежащий на полу обруч) те, кто…

- смотрит телевизор;

- пользуется мобильным телефоном;

- ездит на автомобильном транспорте;

- живет в доме с отоплением;

- пользуется горячей водой;

- следит за модой и часто покупает новые вещи;

- ест экзотические фрукты и овощи (киви, бананы и др.);

- покупает иностранную одежду;

- покупает консервы и замороженные продукты;

- пользуется бытовыми электроприборами (электрочайником, микроволновкой, стиральной машиной и др.);

- моется в ванной;

- пользуется компьютером или ноутбуком.

Слово педагога: А теперь представьте, что этот круг - наша Земля. Посмотрите, сколько мусора мы набросали, как загрязнили планету! Это и есть наш углеродный след.

  1. Изучение нового материала.

Слово педагога: Так давайте уже разберемся, что же такое углеродный след.

Сейчас мы посмотрим ролик [1] и постараемся ответить на вопросы:

- Что такое углеродный след?

- От чего зависит размер этого следа?

- Как измерить свой углеродный след?


Просмотр ролика, обсуждение с комментариями педагога :

Слайд. Углеродный след – условная величина, которая отражает, как деятельность человека воздействует на окружающую среду и влияет на изменение климата.

Слайд. Размер этого следа зависит от того, сколько парниковых газов в результате нашей повседневной активности выбрасывается в атмосферу. Например, какое количество ископаемого топлива мы сожгли для того, чтобы получить необходимое нам электричество, обогреть свой дом, доехать туда, куда нам нужно.

Слайд. Для того, чтобы измерить углеродный след, определяют, какому количеству тонн или килограмм углекислого газа соответствует общий объем выбросов в атмосферу.

Слайд. Углеродный след бывает первичный и вторичный. Первичный след определяет, какое количество углекислого газа выбрасывается в результате сгорания топлива в ходе непосредственно вашей деятельности: например, когда вы едите на машине, автобусе, летите в самолёте. Размер первичного следа зависит еще и от того, сколько электроэнергии вы потребляете, а также видом и количеством ресурсов, которые тратятся на отопление вашего дома. Вторичный след зависит от количества углекислого газа, который выделяется при производстве того, чем вы пользуетесь: одежды, продуктов, бытовой техники, электроники и т.д. И чем больше покупок мы совершаем, тем огромнее становится наш след, ведь энергия тратится не только на то, чтобы произвести товары, но и на то, чтобы их сохранить на складе, доставить в магазин и продать, а ведь еще нужно утилизировать или переработать отходы производства!

Слайд. Каждый из нас может посчитать свой углеродный след с помощью онлайн калькулятора, который теперь есть в интернете.

Это увлекательное задание я предлагаю Вам выполнить дома вместе с родителями.

  1. Промежуточная проверка достижения целей.

Слово педагога: Посмотрим на наши «критерии успеха» и отметим, можем ли мы согласиться с первыми тремя пунктами.

Перерыв – 10-15 минут.

  1. Работа в творческих группах.

За время перерыва педагогу необходимо закрепить 2 ватмана со следующими таблицами:

Таблица 1

Старые вещи и мусор

Тепло

Электричество, газ и вода




Таблица 2

Товары

Обед

Свободное время





Слово педагога: Согласны ли вы с тем, что каждый человек волей-неволей оставляет углеродный след? И что же нам теперь делать, не пользоваться благами цивилизации? Давайте подумаем, как мы можем сделать нашу планету чище.

Игра «Советчики». Необходимо разделиться на группы по 3-5 человек. Каждая группа должна придумать и как минимум 5 практических советов, которые помогут нам сохранить климат, отвечая на следующие вопросы:

- Как поступать со старыми вещами и мусором?

- Как согреться в холодное время года?

- Какие сэкономить дома электричество, газ и воду?

- Какие товары следует выбирать?

- Как приготовить обед с минимальным ущербом для экологии?

- Чем заняться в свободное время?

Время на выполнение 7-10 минут.

Ответы зачитываются, комментируются, записываются в таблицу на ватманах и в мини-тетрадях учащихся.

Затем педагог предлагает записать не прозвучавшие советы.

Должны получиться таблицы приблизительно следующего содержания:

Таблица 3

Старые вещи и мусор

Тепло

Электричество, газ и вода

- скажи «Стоп!» потребительству, не гонись за модой;

- отдай вещи нуждающимся;

- почини сломанное, отремонтируй одежду;

- придумай новое применение отслужившей вещи;

- смастери поделку из бросового материала;

- раздельно собирай мусор;

- и др.


- утепли окна и двери;

- установи приборы регулирования и учета тепловой энергии;

- открой батареи отопления;

- застели на холодный пол ковры;

- одевайся теплее;

- и др.


- замени старые лампочки на энергосберегающие;

- выключай неиспользуемые

электроприборы из сети;

- не кипяти в чайнике слишком много воды;

- прими душ вместо ванны;

- накрой кастрюлю крышкой;

- уменьши струю воды, когда умываешься или моешь посуду;

- выключи воду, когда чистишь зубы;

- используй кастрюлю, которая соответствует размеру конфорки;

- установи на холодильнике регулятор в положение, близкое к минимуму;

- раздвигай шторы днем;

- выключи ненужный свет;

- установи настольную лампу;

- не стирай при слишком высокой температуре;

- и др.



Таблица 4

Товары

Обед

Свободное время

- покупай местные товары;

- приобретай бытовую технику класса А, А+, А++;

- покупай свежие, а не консервированные или замороженные продукты;

- выбирай продукты с экологической маркировкой;

- используй многоразовые вещи вместо одноразовых;

- и др.




- используй в пищу сезонные продукты;

- приготовь сам, не покупай полуфабрикаты;

- и др.


- меньше пользуйся автомобильным транспортом;

- поиграй на улице с друзьями вместо того, чтобы сидеть за компьютером;

- и др.




  1. Интерактивная игра.

Слово педагога: Мы с Вами хорошо потрудились, а теперь давайте поиграем!

Игра «Один в поле». 1 человек убирает мусор с круга, сортируя его в мешки за периметром, а все остальные выбрасывают этот мусор обратно в круг. «Убирающий» начинает возмущаться, что задание невыполнимо, если кто-то спорит – может занять его место.

Дети делают вывод: одному нельзя убрать, когда все остальные мусорят.

  1. Видеопауза.

Просмотр мультфильма «Сказка о белой льдинке» [5].

Вопросы перед просмотром:

- С кем или с чем можно сравнить обитателей льдинки (пингвина, кита)?

- Назовите мотивы поступков героев мультика.

Дополнительные вопросы после просмотра:

- Что подумали люди со второго парохода, когда увидели грязный айсберг? Кого они обвинили?

- Что станет со второй льдинкой?

- Как помочь пингвину?

Обсуждение – 5 минут.

Слово педагога: Мы можем «затоптать» планету, как люди из мультфильма, но разница состоит в том, что мы не уплывем на пароходе, а останемся, как кит и пингвин, на грязной льдинке. Помните, что Земля – это наш единственный дом, который должен прослужить не только нам, но и многим поколениям после нас. Поэтому нам нужно её беречь. Пусть каждый назовёт, что он может сделать для сохранения климата на планете.

  1. Игра «Уменьшаем след».

Каждый участник говорит, как он может повлиять на уменьшение углеродного следа, причём один учащийся называет только одно действие, например: «Я выключу ненужный свет», - и убирает один предмет из круга.

После игры в круге всё равно остаётся мусор.

  1. Работа в творческих группах.

Слово педагога: Мы убрали мусор, но не весь. Ведь как бы мы ни старались, нельзя отказаться от всех благ цивилизации: закрыть заводы, не пользоваться транспортом, отключить электричество. Поэтому нам надо подумать, как мы можем помочь природе?

Игра «Как помочь природе». Выполняется в группах 3-5 человек. Необходимо сопоставить начало и конец предложения.

Таблица 5

Оставляем след

Компенсируем ущерб

Если купил машину,

то полей комнатные цветы.

Если подогрел еду в микроволновке,

то убери и рассортируй мусор в парке, на лесной тропинке.

Если съел банан,

то смастери что-то полезное из бросового материала.

Если купил напиток в пластиковой бутылке,

то посади на подоконнике полезную зелень (петрушку, укроп).

Если приобрел новую вещь,

то посади 3 дерева.


Время на выполнение – 5 минут.

Обсуждение. Итогом должен стать вывод: любое наше действие из второго столбца будет полезным, однако нужно учитывать, какой ущерб ты наносишь природе и стараться соответственно его компенсировать.

  1. Интерактивная игра «Сортировка».

Слово учителя: А теперь разделимся на 3 команды: «Бумага», «Пластик» и «Батарейки». Нам необходимо убрать и рассортировать мусор с планеты (обруча на полу).

Время выполнения – 5 минут.

После игры педагог отмечает, что металл, стекло и ТБО также сортируются отдельно.

  1. Подведение итогов.

Слово педагога: Ребята, теперь давайте сядем в круг, и пусть каждый назовет 5 шагов, которые он лично предпримет для сохранения климата.

А теперь посмотрим на наши «критерии успеха». Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением…

Далее педагог по очереди зачитывает все утверждения.

Просмотр видеоролика «Сохраним климат вместе!» [7]

  1. Рефлексия.

Дети отвечают на вопросы:

- Что нового Вы узнали?

- Что было полезным для Вас?

- Что было самым интересным?

  1. Награждение участников

Слово педагога: Молодцы! Вы отлично потрудились. Теперь вы знаете, что будущее планеты зависит от каждого из нас. Поэтому, вы награждаетесь значками «Хранители Земли» (Приложение Б).

А также раздаю вам покетмоды. При помощи ножниц делаем надрезы и собирается карманная книжечка с основными правилами энергосбережения. (Приложение В).

- Теперь у вас есть наглядное пособие, которое поможет вам не забывать об энергосбережении на нашей планете.

17. Домашнее задание:

1) Посчитать вместе с родителями свой углеродный след.

2) Написать «простые правила энергосбережения» на стикерах и расклеить их в доме.

3) Рассказать «простые правила энергосбережения» 5-ти людям.


Спасибо за работу!


Литература и источники

  1. Razdelny Sbor- Что такое экологический след / Youtube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/aq9W_-7hLSs

  2. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі: дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Запрудскі, М. В. Кудзейка, Т. П. Мацкевіч і інш.; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск, 2014. – 238 с.

  3. Парниковый эффект / Видеоканал ЦЭР / Youtube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/PQdbQhf_6pE

  4. Педагогам / Школьная программа использования ресурсов и энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spare-belarus.by/page.php?63.

  5. Сказка о белой льдинке / Видеоканал «ukranima» / Youtube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=8oHDf0U11-o.

  6. Энергия и окружающая среда : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования и учреждений дополнительного образования / В.Н. Ануфриев [и др.] ; под общ. ред. М.В. Гершман. – 2-е изд. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2011. – 92 с. : ил.

  7. Сохраним климат вместе! / Видеоканал «» /Youtube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/dSNsVgmnXUU/dSNsVgmnXUU





Приложение А. Мини-тетрадь для учащихся

Тема: «Не наследи! Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».

Ключевой вопрос: Как я могу уменьшить свой «углеродный след»?

Критерии успеха:

  1. Я знаю, что такое углеродный след.

  2. Я знаю, каким образом человек оставляет за собой углеродный след.

  3. Я понимаю, почему углеродный след нужно уменьшать.

  4. Мне известны 5 простых правил сохранения климата.

  5. Я могу следовать правилам сохранения климата.

  6. Я хочу следовать правилам сохранения климата.

  7. Я буду следовать правилам сохранения климата.

  8. Я расскажу о простых правилах сохранения климата своим родителям, друзьям и знакомым.


Видеоролик «Парниковый эффект».

- Что такое «парниковый эффект»?


- Почему он возникает?


- В результате чего образуются парниковые газы?


- Как парниковые газы влияют на изменение климата?


- Что происходит в результате изменения климата?



- Как уменьшить парниковый эффект?



Видеоролик «Углеродный след».

- Что такое углеродный след?

- От чего зависит размер этого следа?

- Как измерить свой углеродный след?


Игра «Советчики».

- Как поступать со старыми вещами и мусором?

- Как согреться в холодное время года?

- Какие сэкономить дома электричество, газ и воду?

- Какие товары следует выбирать?

- Как приготовить обед с минимальным ущербом для экологии?

- Чем заняться в свободное время?

Старые вещи и мусор

Тепло

Электричество, газ и вода





Товары

Обед

Свободное время





Мультфильм «Сказка о белой льдинке».

- С кем или с чем можно сравнить обитателей льдинки (пингвина, кита)?

- Назовите мотивы поступков героев мультика.


Как помочь природе.

Оставляем след

Компенсируем ущерб

Если купил машину,

то полей комнатные цветы.

Если подогрел еду в микроволновке,

то убери и рассортируй мусор в парке, на лесной тропинке.

Если съел банан,

то смастери что-то полезное из бросового материала.

Если купил напиток в пластиковой бутылке,

то посади на подоконнике полезную зелень (петрушку, укроп).

Если приобрел новую вещь,

то посади 3 дерева.



Подводим итоги.

- Что нового Вы узнали?


- Что было полезным для Вас?


- Что было самым интересным?


Домашнее задание:

  1. Посчитать вместе с родителями свой углеродный след.

  2. Написать «простые правила энергосбережения» на стикерах и расклеить их в доме.

  3. Рассказать «простые правила энергосбережения» 5-ти людям.

















Приложение Б

Значки «Хранители воды»