Классный час на тему: “Сохраняя традиции, сохраняем свою историю и культуру”
Цель :
-развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Донецкой Народной Республики;
-продолжить знакомство обучающихся с традиционной культурой разных национальностей ДНР;
-рассмотреть материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом народов, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
-познакомить с народными промыслами.
Размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью прошлого. И важно, чтобы она сохранила то, что её достойно.
Д. С. Лихачев
Традиции, обычаи и обряды издавна служили для регуляции деятельности и поведения людей и играют важную роль в сохранении национальной культуры народа. Разные национальности ДНР имеют свои культурные традиции.
Русская музыкальная культура обладает выраженным единством. Частушка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.
Русский народный танец, в зависимости от местности, исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно].
Основные жанры: Хоровод, Танок, Русская пляска, Русская кадриль.
Свадебные обряды
В древности свадебный обряд состоял из сватовства, смотрин, свадебного поезда, венчания в церкви и свадебного пира.
В современной России он сокращён до помолвки, мальчишника, свадебной церемонии (где невеста одета в фату и белое платье, а жених — в костюм; во время церемонии происходит обручение, то есть надевание свадебных колец), свадебного кортежа (прогулка на специально заказанном лимузине), фотосессии и банкета, во время которого перед употреблением шампанского гости кричат «Горько!», что означает призыв к прилюдному поцелую жениха и невесты. Современные свадебные церемонии проводятся во дворцах бракосочетаний, покидая которые, гости осыпают путь молодоженов монетами, а самих осыпают зерном. Молодая жена торжественно бросает свой букет. После свадьбы начинается медовый месяц, который часто сопровождается свадебным путешествием.
Похоронный обряд
Мёртвых принято хоронить в деревянных гробах на кладбище. Над могилой возводят каменный или деревянный крест с именем, отчеством и фамилией умершего. Также запись снабжается фотографией и годами жизни. В советские годы кресты заменялись каменными плитами в форме параллелепипеда или каменными стелами с изображением пятиконечной звезды. Могилы нередко ограждаются невысокой металлической оградкой. На могилы приносят цветы, но иногда их засаживают деревьями, отчего кладбище нередко напоминает парк. Похоронный обряд может сопровождаться поминальной панихидой. Особо отмечаются 9 и 40 день после смерти, поскольку это время душа ещё не обретает покоя (мытарства). Все это время длится траур. В доме умершего фотографию умершего помещают в чёрную траурную рамку. Нередко перед ней ставят стопку водки. Зеркала в доме занавешиваются тканью. Смеяться или улыбаться в это время считается дурным тоном. После захоронения умершего родственники и знакомые собираются на поминки. В древности умершего облачали в саван и хоронили не раньше третьего дня. В современной России получил распространение обряд кремации и захоронение в колумбарии.
Одежда
Русская традиционная одежда была обусловлена суровыми русскими зимами. Женщины обыкновенно носили сарафаны и рубашки. Большое разнообразие представляли Русские народные головные уборы: здесь и пуховые платки (Оренбургский пуховый платок), кичка и торжественные кокошники. Мужчины носили рубашки-косоворотки, кафтаны, тулупы, армяки. На голове русские мужчины носили картузы, фуражки. В XX веке распространились шапки-ушанки. Богатые люди предпочитали шубы и сапоги. Простые люди издревле носили лапти и валенки. Праздничная русская одежда обычно содержала три цвета, ставшие цветами национального флага: белый, красный и синий.
Зодчество
Древнерусское зодчество представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища и в дачном строительстве.
Ремёсла
Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные.
Кухня
Русская народная кухня имеет достаточно обширное количество блюд. Растительные: Различные виды хлебов, каш и других злаковых блюд. Супы (щи, борщ, рассольник, крапивный суп, уха, и др.), и другие блюда, состоящие из овощей, зелени, и др... (тушёные овощи, окрошка, и др.); Напитки: холодные - компот, морс, соки - яблочный, грушевый, вишнёвый, берёзовый, квас, медовуха, горячие — чаи: ромашковый, шалфейный, одуванчиковый, иван-чай.
Промыслы
Росписи
Гжель - бело-голубая роспись керамики (фарфора или фаянса), получившая распространение в XIX веке.
Тагильский поднос - народный промысел по изготовлению и художественной росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле.
Жостово - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, а красные узоры ещё больше пламенеют на золотом и чёрном фоне, поэтому хохлому называют «золотой» и «пламенной». Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «кудриной», «ягодкой», «яблочком», «виноградом», «листиком», «древком»..
Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Мезенская роспись по дереву - предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Скань - ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Типичные сюжеты Палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Этнические традиции греков Приазовья
Традиции, обычаи и обряды издавна служили для регуляции деятельности и поведения людей. Центральное место в народной обрядности занимают семейные торжества, связанные с основными этапами жизни человека. Семейные отношения у греков в XIX и в начале XX в. основывались на принципах, основанных на имущественном положении сторон, они были закреплены традицией, общественной моралью, воспринимались как общеобязательные. Семья была основной производственной ячейкой общества, ей принадлежало имущество — жилой дом и усадьба, земельные угодья и поголовье скота, инвентарь и транспортные средства. Распорядителем семейного имущества был глава семьи — как правило, старший по возрасту мужчина — главный работник. В его руках был семейный доход. Отсюда и тот уклад жизни, который в литературе именуется «патриархальным». Типичная семья греков Приазовья состояла из двух или трех поколений — родителей с детьми (хозяев и их женатого сына с невесткой и детьми). Общественное мнение и традиционный этикет требовали от младших уважительного отношения к старшим. Невестка обязана была проявлять почтительность к свекру и свекрови. Сохранились среди людей старшего возраста воспоминания о правилах избегания прямых контактов между свекром и снохой после ее вхождения в дом. В первое время свекор передавал снохе указания по хозяйству через посредника, чаще всего свою жену, невестка не садилась со всеми за общим столом, а ела стоя в непосредственной близости. Постепенно осуществлялся обряд «развязывания языка»: свекор одаривал сноху и разрешал ей говорить. В системе греческой этнической традиции семья играет очень большую роль. первые годы своей жизни девочка проводила в своеобразной изоляции: в своей колыбельке, представлявшей собой широкие полосы ткани, прикреплённые к гвоздю, вбитому в стену. Как только девочка начинала говорить и думать, ее учили не причинять никому зла, не обижать своих братьев и сестер. У греков существует поговорка: «Прежде, чем сказать слово, ты его пожуй». Начиная с восьми лет, некоторые родители пытались отдавать девочку школу, но это было редким явлением, поскольку главным было удачно выйти замуж, создать семью. Известно, что начиная с этого возраста, чаще всего начиналась своеобразная психологическая подготовка девочки к созданию семьи. С этого периода жизни мама с бабушкой помогали ребёнку подготавливать приданное: одежду, украшения, постельные принадлежности, обучали рукоделию и кулинарии и т. п. Все приданное хранилось в специально отведенном месте «женский угол», там же девочка и занималась рукоделием: вышивала крестиком, вязала, пряла. В древности о предстоящей свадьбе родители мальчика и девочки договаривались буквально с колыбели, считая такие браки более крепкими. Покорность со стороны детей считается признаком уважения и почитания старших, доверия их жизненному опыту. Рождение мальчиков приветствовалось больше, чем девочек, поскольку считалось, что парень остается вместе с родителями на всю жизнь. Приданое невесты было очень затратным, и состояло не только из одежды и украшений, но и из разных предметов быта: посуда, ковры, и других предметов домашнего обихода. Мальчиков воспитывали, как настоящих мужчин. Учили защищать младших, уважать старших, помогать отцу по хозяйству, уже с малых лет отец брал мальчика на рыбалку, охоту, учил ездить верхом. В греческих семьях рождение ребенка всегда считалось большим действом. Бездетность считалось большим несчастьем. Роды принимала на дому повивальная бабка — «монака». Обычная поза рожениц — сидя (известная в Передней Азии): на полу, посреди большого медного таза устанавливали треножник, на него сажали рожениц. Обычно, если рождался мальчик — его называли в честь дедушки (по отцу), если девочка — именем бабушки (по отцу). Если же ребенок рождался в день святого или святой, то ему давали соответствующее имя, такое же имя давали ребенку и в церкви. Новорожденного показывали сначала дедушке и бабушке, которые дарили ребенку золотые украшения. Рождение ребенка приветствуется словами: «Свет твоим глазам». Когда новорожденного привозили из больницы, в доме собирались ближайшие члены семьи. Бабушка — мать отца проводила специальный обряд «принятие ребенка в дом». Она клала ребенка на кровать, на шубу из дорогого меха — песец, норка, чтобы «жизнь была богатой», посыпала новорожденного мукой: окунала три пальца в муку и рисовала ему крестики (по три раза): на лбу — чтобы «жил до седых волос, был умным», на ручках — чтобы был «трудолюбивым, сильным», на ножках — чтобы «ходил в богатстве» и пела ребенку колыбельную песню, такие песни еще называют «рапсодии» - народная эпическая песня. Греческий термин «рапсод» означает «тот, кто составляет песню». В каждом селе свои «песни — рапсодии». У греков особое отношение к хлебу как основе жизни. Этот символ повторяется и во время первого появления рядом с новорожденным крестной матери: она клала ему в одеяльце кусочек хлеба, сахар, и при этом говорила: «Как этот сахар бел, так и твои волосы пусть белыми», то есть чтоб жил до седых волос. Крестные мать и отец течение всей жизни должны следить за судьбой своего крестника и помогать ему. Через неделю (обычно в воскресенье) наступал важный обряд — крещение (футиша). В греческой семье крестить ребенка считалось обязательным даже в те времена, когда другие религиозные обряды не выполнялись. Считалось, что дети станут болеть, будут несчастливы, если останутся без крестин. В честь крестин в доме устраивали праздник, все гости приходили с подарками. Таким образом, Мариупольские греки дополняли обряд крещения, что практикуется русской церковью, своими традиционными приемами.
Новый год у греков называется Каланда, так называются и колядки, а Рождество называется - Христу Пасха.
Все национальные традиции, которых сейчас придерживаются приазовские греки, дошли до них, передаваясь из уст в уста, потому что письменностью их предки, которые жили в Крыму, не владели вплоть до переселения в Приазовье. Именно поэтому слова в песнях-колядках иногда искажены до неузнаваемости. Новый год у греков называется Каланда, так называются и колядки. Рождество греки называют Христу Пасха, весеннюю Пасху называют Мега Пасха.
В старину на Новый год и Рождество в мариупольских греческих семьях соблюдали традиции. Никто не ложился спать, все ждали гостей и колядующих. С вечера накрывался праздничный стол, но садились за него, только когда все собирались. Колядовщики были ряженые, кто хотел, садился за стол, а тому, кто спешил, давали с собой праздничную еду, подарки, конфеты, деньги,
Родители готовили еще и слоеный пирог с тыквой, который называли туртой. В такой праздничный пирог обязательно закладывается монетка, пирог режется на квадратики, и кому она попадется – у того год будет удачным.
Обычно нынешние традиции празднования Нового года и Рождества в семьях приазовских греков сильно отличаются от традиций других народов Украины.
"Надазовские греки тоже пекут курабье - хурубе и значительно отличается по вкусу. И пекут его по совсем другому поводу – на свадьбу или по случаю любого другого праздника
Кроме Нового года и Рождества, у греков есть одна важная дата – 13 января, день Святого Василия. "На этот случай существует традиция готовить Василипиту - это пирог, посвященный Святому Василию. Василипита – слоеный пирог, в который добавляется подливка из растопленного меда со сливочным маслом, в которую обмакивают кусочки пирога. Главной же особенностью этого пирога является монетка, которую хозяйка прячет в пирог. При разрезании пирога должна присутствовать вся семья. Куски пирога распределяются особым образом: первый кусок – Святому Василию, второй – дому, а далее – по старшинству, от старших членов семьи к младшим. Счастье в новом году обещается тому, в чьем куске окажется монетка.
В старые времена была такая традиция у греков – утром в Рождество мужчины ходили по домам со звездой и пели Каланда (колядки).
Также существует у греков традиция в новогоднюю ночь разбивать плод граната на пороге дома, чтобы Новый год принес счастье, любовь и богатство в дом. Это символ плодородия, возрождения, любви и брака, значимый в культуре греков всего мира. Думаю, что это очень хорошая традиция, и ее тоже можно перенять. Если внимательно посмотреть на традиционную вышивку, которой гречанки украшали свои наряды и предметы быта, то можно проследить, насколько часто в ней встречается изображение граната. Для греков Приазовья Новый год и Рождество – это семейные праздники, когда вся семья собирается вместе.
Этнические традиции немцев
Немецкие колонии на Волге с момента образования отличались своим бытом и традициями. Жизнь колонистов состояла в основном в тяжелой и длительной сельскохозяйственной работе. Они выращивали различные культуры, разводили скот, многие были заняты на предприятиях. У немцев Поволжья было всего не более 60 праздничных и воскресных дней в году. Особым почетом у колонистов пользовались Рождество, Новый Год, Пасха и Троица.
С особой помпезностью колонисты праздновали престольные праздники – кирмесы. Все воскресенья осени были распределены на кирмесы. Поздней осенью проходили сватовства, чаще всего тайно, и участие в них принимали только мужчины. Свадьба обычно проходила в доме жениха, куда приглашались все родственники. Интересен и обряд приглашения гостей: возвестители сообщали о приглашении, с ними ходили женщины с корзинами и собирали посуду для торжества.
Немцы сохранили массу своеобразных, вынесенных еще из Германии обычаев.
Накануне Рождества в церкви устанавливалась елка, украшенная пряниками и конфетами, которые после вечерней службы раздавали детям. В дома приглашали ряженых, которые пугали детей и заставляли рассказывать обо всех проступках, и лишь раскаявшиеся дети получали подарки.
Пасха, несмотря на свое большое религиозное значение, праздновалась довольно скромно. Обязательным было посещение кирхи, а детям традиционный заяц приносил в ночь на Пасху яйца и игрушки.
К примечательным обычаям поволжских немцев относится «венчание покойников». Особенность этого погребального обряда заключалась в том, что умершие младенцы и девушки считались будущими ангелами, «невестами Господа», поэтому их хоронили в свадебных нарядах. Подобные церемонии считались торжественными и лишёнными траурного антуража]. Мертвецов хоронили разутыми и порицалось открытое выражение скорби.
Помимо общехристианских праздников немцы отмечали в октябре праздник урожая.
Рождество праздновали более религиозные люди. В доме украшали ёлку и проводили богослужения, где кроме чтения библии и проповеди в этот вечер (24 декабря) читали стихи в виде вопросов и ответов, связанных с Рождеством Христовым. Детям дарили сладости и фрукты за прочтение стишка.
Немцы готовят клёцки, шницель, картофельное пюре, колбасы. Из десертов популярен штрудель или сладкие гренки с кофе ,по праздникам часто готовили гуся с тушенной капустой, куриный суп с лапшой.
Этнические традиции евреев
Большинство еврейских обычаев связано с религиозными праздниками. Переживший множество горестей и лишений народ умеет не только плакать и печалиться, но и радоваться.
С религией тесно связана вся история еврейского народа. Описанным в Священных книгах событиям посвящены праздники, оттуда берут свое начало и многие обычаи.
В Израиле принято праздновать в году целых 4 Новых года, причем ни один из них не приходится на 1-ое января. Согласно еврейским обычаям, праздниками являются также последний день недели и начало каждого месяца.
В субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями и родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над вином и угощением перед трапезой читаются молитвы. Вино принято наливать всем присутствующим.
В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол все время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу.
Новый год евреи начинают праздновать в сентябре-октябре, этот период — время добрых намерений и раскаяния в прошлых дурных поступках. Во время новогодних праздников принято осмысливать прошедшие события и свои отношения с Богом и окружающими. В Новый год принято есть символические блюда. Чтобы наступающий год стал сладким и щедрым, на стол подают яблоки с медом. Рыбью голову едят, чтобы в поступках руководствоваться головой, а не чувствами, а гранат с многочисленными зернами символически означает множество ожидаемых добрых дел и заслуг.
Свадьба называется «кидушин», которое переводится как «посвящение». Это означает, что невеста во время торжества посвящает себя жениху. Праздновать свадьбу принято на свежем воздухе, над женихом и невестой держат хулу — специальный навес, символизирующий их общий дом. Пир продолжается 7 дней.
В старые времена похороны были очень сложной процедурой. Из дома покойного нужно было выносить всю мебель, родственники рвали одежду на себе, а соседи выливали имеющуюся у них воду. В настоящее время все значительно упрощено — над покойником в синагоге и дома просто читаются молитвы, а на лацкане делается надрез. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.
Цыганские традиции
Несмотря на то, что сейчас цыгане уже почти не кочуют и ведут оседлый образ жизни, они свято хранят свои традиции и обычаи.
У цыганского народа существует такое понятие, как «скверна». Нижняя часть тела женщины, одежда и даже земля под ней считаются оскверненными. Исходя из этого, цыганским женщинам запрещено подниматься выше первого этажа в доме.
Осквернен может быть и мужчина, в том случае, если цыганка юбкой коснется его (не считая случаев исполнения супружеского долга). Это также считается наказанием за какое-либо преступление. Оскверненный мужчина отстраняется от табора. Ест и спит он отдельно, пока не очистится. Только тогда, приняв совместное решение община разрешит ему вернуться назад.
Цыганская свадьба — уникальное явление. Это событие принято отмечать с размахом и очень помпезно. Обычно родители стараются женить детей как можно раньше, дабы молодые не успели испортиться, а невеста с легкостью могла приспособится к жизни в семье жениха. Бывает так, что пары образуются, едва дети начинают ходить.
Все обговаривается заранее. Когда приходит время свататься, родители жениха приносят выкуп за невесту. Это скорее формально, так как на свадьбе все это переходит молодым. Подарки на свадьбу принято дарить роскошные и помногу. На этот праздник собираются все родственники табора.
У цыган существует культ детей. Этот народ любит всех детей без исключения, и цыганских, и любой другой нации. Их всегда стараются побаловать, угостить, развеселить, никогда не наказывают. Приходя в дом, где живут дети, обязательно приносят им гостинцы и подарки. Старших тоже очень уважают, их мнение считается законом.
На празднествах и застольях женщины с мужчинами сидят отдельно. Во время праздников считается стыдным и невежливым сильно напиваться. Молодые люди могут пить только с разрешения старших. А те, кому пить не разрешено, должны предотвращать конфликты и следить за количеством выпитого всех остальных.
У цыган считается, что человеку на том свете нужно всё то же самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина — мужскую, женщина — женскую), постель и ковёр (символизирует дорогу). Родные и близкие идут процессией от дома за гробом. На землю кидают платок — «дорога». Родным усопшего нельзя нести гроб. В гроб кладут предметы первой необходимости и спиртное (для встречи с родственниками). В доме на 40 дней завешивают зеркала.Близкие родственники усопшего не стригут волосы и не сбривают бороду в течение 40 дней. В течение года родственники держат траур, не посещают весёлые мероприятия, свадьбы, дни рождения. Время пребывания в трауре зависит от того, как скорбит родственник. Если человек сильно скорбит, то пребывание в трауре может продлиться намного дольше.
У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже танцуя, разве что в песне или танце можно выплеснуть свою страсть. Оттого в культуре этого народа принято развлекать себя именно творчеством. Миру известно множество успешных музыкантов, циркачей, танцоров и актеров — представителей этого народа.
Традиции и обычаи в жизни грузин
Вся жизнь грузина, начиная с рождения и заканчивая смертью, тесно связана с традициями и обычаями. Они соблюдались сотни лет до, соблюдаются сегодня, будут соблюдаться и завтра.
Грузины славятся своим гостеприимством и радушием. Это черта у них в крови. Согласно старинной грузинской пословице, гость является посланником Бога. А значит и отношение к нему соответствующее: наполненное почтением, вниманием и заботой.
Гость в грузинском доме обладает чуть ли не королевским статусом. Каждые несколько минут радушные хозяева предлагают ему угощения и напитки, интересуются его настроением. А если гость выразит восхищение каким-нибудь предметом, то он рискует получить его в подарок.
Получив приглашение на торжество, ни в коем случае не отказывайтесь. Это может быть расценено, как неуважение и непременно вызовет обиду.
Поводом для шумного и веселого празднования может быть много: от дня рождения, крещения, свадьбы, до православных и государственных праздников.
Грузинские торжества обладают уникальной атмосферой. Празднуют здесь всегда с размахом, приглашая большое количество гостей. Над столами, заставленными вкусными грузинскими блюдами, произносятся красивые и мудрые тосты. Льется грузинское вино и чача.
Вино является неотъемлемой частью национальной культуры грузин. Нет грузина, который бы не знал, как его делают. К производству вина, как к одухотворенному процессу, относятся с трепетом и обожанием. А само вино для грузин является не просто алкогольным напитком, а способом объединения, общения, а также символом страны. Грузины гордятся сортами своего винограда. А вино из них они считают лучшим в мире.
Грузинскую культуру можно сравнить с польской и итальянской. Здесь также высоко ценятся семейные узы. Старшее поколение принято уважать, прислушиваться к их мудрости и не перечить их воле.
Испокон веков главным в грузинской семье был мужчина. Девочкам с рождения прививали скромность и сдержанность, целомудрие и хозяйственность. Считается, что именно эти качества помогают им стать в будущем хорошей матерью и супругой. С рождением ребенка женщина оставляла работу, всецело посвящая себя уходу за ребенком и его воспитанию.
Особое место в грузинской культуре занимает песня и танец. Народная песня тесно связана с жизнью народа. В ней отображены его духовные стремления, доброта и патриотизм. Нельзя не отметить уникальное и многообразное грузинское многоголосие, признанное мировым шедевром и покорившее сердца многих. Каждый грузинский танец показывает жизнь региона, в котором он зародился. Движения в нем символизируют эмоции и чувства танцоров.
Наиболее известным грузинским танцем является «Картули», исполняемый дуэтом танцоров: мужчиной и женщиной. Своими движениями танцор выражает любовь и уважение к партнерше, а она, скромно опустив глаза в пол, скромно и нерешительно принимает его ухаживания.
Не менее популярен военный танец «Хоруми», исполняемый одновременно сорока мужчинами. Танец, рассказывающий о военной жизни, выражает отвагу и смелость народа, а также радость от победы над врагом.
В повседневной жизни чаще можно увидеть легкий и игривый танец «Ачарули», исполняемый обычно незамужней женщиной и свободным мужчиной.
Армянские традиции
Армянский народ, во все времена остро чувствующий свое культурное единство и национальное самосознание, привык выстраивать свою жизнь в соответствии с особым почитанием к обычаям предков. Им удалось сохранить многовековые традиции, культуру, религию своих предков, которые они соблюдают и в горе, и в радости. И в наши дни незыблемо сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи, почитание старших, прочность брака, гостеприимство, широта и крепость родственных связей, обычай соседской и родственной взаимопомощи. Национальные черты характера армян - энергичность, целеустремленность, трудолюбие, предприимчивость, жизнестойкость, пристрастие к учению и ремеслам, преданность своему языку, дому и семье, индивидуализм, нежелание кому-либо подчиняться. Они самолюбивы и вспыльчивы, но отходчивы; миролюбивы, гостеприимны и добродушны.
Важную роль играют отношения в семье между женой и мужем, осознание их предназначения в семье и обществе, особенное отношение к младшему поколению. Женщине в армянской семье предъявляются повышенные требования: она должна быть красавицей, умницей, хорошей хозяйкой. В армянской семье женщине принадлежит роль хранительницы очага, надежной опоры добытчику-мужу, где жена и муж равны друг другу, хотя официально в семьях царят патриархальные устои. Армянские женщины больше ориентированы на семью, считая ее важнее карьеры и всего прочего.
Мужчина - армянин настоящий хозяин в доме, заботливый, справедливый и работящий. Он содержит всю семью, при необходимости помогает родственникам и друзьям. Отец семейства много внимания посвящает воспитанию детей, благополучие и мир в семье являются для него главнейшими жизненными ценностями.
Традиции гостеприимства почитаются наравне с уважением к старшим. В былые времена случайного путника в народе называли «гость от бога» и в любом доме ему были обеспечены пища и кров. Незваный гость мог даже стать «общим», объединив два соседских дома: в порядке вещей считалось попросить у соседей постель или еще что-либо для гостя. Этот факт также указывает на близость отношений между людьми, проистекающую вследствие почтительного отношения к обетам предков.
Любое радостное событие становится поводом, чтобы накрыть стол и угостить близких, да и случайно зашедших людей. Армяне искренне верят, что чем чаще это делать, тем больше благополучия вернется тебе. От приглашения на подобное застолье не принято отказываться – этот жест будет означать, что вы не желаете счастья. Виновник торжества при любом радостном событии кладет руку на голову близким и друзьям со словами «передаю тебе» , предлагая им разделить его счастье.
С давних пор свадьба у армян является важнейшим праздником и многие свадебные традиции соблюдаются по сей день в практически неизменном виде. Свадебному торжеству обычно предшествуют сговор и обручение. Сговор – то же сватовство – нередко происходил вечером, после захода солнца, особенно, если у сватов были большие шансы уйти ни с чем. Расчет здесь был простой: в темноте не видно позора отвергнутого кавалера. Во время первого сговора сваты обычно получают отказ, поскольку, если родители невесты сразу соглашаются отдать дочь, считается, что у нее имеется какой-то изъян. Затем может произойти второй и третий сговор, во время которых будущие родственники знакомятся и оговаривают детали предстоящих мероприятий. Третий визит фактически приравнивался к помолвке.
Само торжество – это непременно пышное и помпезное гуляние, что называется, «пир на весь мир», где количество гостей может исчисляться сотнями. На свадьбу родители и семьи молодоженов считают делом чести обеспечить все самое лучшее – организацию мероприятия, угощения, напитки, подарки, наряды, все детали тщательно продумываются. Участие принимают все – родственники, соседи, друзья и знакомые – все, кто так или иначе может помочь. В качестве свидетелей на свадьбе назначают «крестных» из близкого окружения невесты и жениха, как правило, это уважаемая семейная пара, которая могла стать примером для молодоженов. Крестные свадьбы должны преподнести самый дорогой подарок. Кроме традиционных подарков – денег, хозяйственной и домашней утвари – невесту принято одаривать драгоценностями, обычно это делают родственники со стороны жениха.
В армянских семьях традиционно много детей, особенно в сельской местности. Рождение ребенка – большая радость. В старину дом украшали зелеными ветвями, символизирующими продолжение рода, а если младенец появлялся на свет в день церковного праздника, перед домом играла музыка. Крестили новорожденного на восьмой день. В течение сорока дней не принято показывать младенца никому, кроме близких родственников.
В конце зимы отмечается праздник «Трндез», похожий на нашу Масленницу. Этот праздник также посвящен приходу весны, возрождению, и сохранился с языческих времен, когда наши предки поклонялись стихиям. Большой костер разводят прямо во дворе церкви и пары прыгают через него, чтобы отогнать злых духов и очисться от всего плохого. Следующий весенний праздник - «Цахказард» (Вербное Воскресенье). В этот день люди идут в храм освящать веточки вербы, детям надевают на головы ивовые веночки.
В начале августа, в самый разгар летнего зноя, когда земля страдает от засухи, наступает задорный праздник «Вардавар», когда все поливают водой друг друга. В этом празднике также проглядываются корни древних языческих обрядов.
Накануне Дня всех влюбленных, 13 февраля, армяне празднуют День Святого Саркиса. Девушки по случаю праздника пекут специальное соленое печенье, которое используется для гадания. Печенье съедается перед сном и девушка, загадав желание увидеть суженого, ложится спать – он должен явиться во сне и попросить напиться.
Традиционные армянские дома обладают рядом особенностей. Это квадратная постройка, стены которой выполнены из камня, без окон, с земляной крышей. Дымоход или окно в крыше служили и для вентиляции, и в качестве единственного источника света. Внутри помещения на подиуме размещался открытый очаг с глиняной печью, врытой внутри него. Также использовался и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство традиционного армянского жилища было простым практичным и рациональным: на стенах полки с посудой, на полу ковры, стеганые одеяла, сундуки с одеждой и прочей утварью. Пищу принимали на полу, сидя на подстилках за низкими столиками, или расстелив скатерть прямо на полу. Шкафы заменяли ниши в стенах с дверцами – своеобразный прообраз современной встроенной мебели. Вместо кроватей использовали тахты, стоящие вдоль стен.
Национальные армянские костюмы красочны и разнообразны. Мужской костюм состоял из нательного белья - темных широких шаровар и цветной рубахи с боковой застежкой и низким воротником, чаще всего сшитыми из хлопка или шерсти. Верхняя одежда изготавливалась из плотных тканей черного, коричневого, темно-синего цвета. Поверх рубашки надевали верхнюю одежду, называемую «архалук» - кафтан длиной до середины бедра, присборенный на талии и застегивающийся встык от воротника до талии. Также был повсеместно распространен другой тип верхней одежды – чуха – кафтан длиной до колен или чуть ниже, которую надевали поверх архалука. Подпоясывались широким кожаным или тканым поясом, который использовался в качестве карманов: за пояс затыкали кинжал, нож или трубку.
Женский национальный костюм имел много сходства с мужским, но отличался более яркими тканями и богатой отделкой. В качестве нательного белья также использовали штаны и более длинную рубашку; поверх надевали женский архалук – длинное платье с вырезом на груди и продольными вырезами на бедрах. Вырез на груди и боковые разрезы на всех костюмах украшали богатой вышивкой, края рукавов и полы одежды расшивали шнурами разного цвета и толщины. Пуговицы делали из нарядной тесьмы, сложенной петлями, или из серебра, шаровидной формы. Западные армянки, кроме того, носили расшитые тесьмой передники. Завершали образ украшения, которые армянки любили надевать в огромном количестве: ожерелье, несколько рядов цепочек с подвесками, серьги, браслеты на руках и ногах, кольца.
Традиции татар Татары являются одной из самых многочисленных этнических групп в нашей республике. Имея богатую историю, татары также обладают уникальной культурой. Они испокон веков хранят и чтят традиции, передавая их молодому поколению. Давайте познакомимся с традициями татар, чтобы лучше понять их культуру.
В переводе Сабантуй означает «праздник плуга», во время которого проходят концерты с народными песнями и танцами, ярмарки национальных товаров и блюд, народные спортивно-развлекательные программы. Татары принимают активное участие в соревнованиях по борьбе, бегу в мешках, бегу с ложкой и яйцом в зубах. Как правило, Сабантуй празднуется в середине июня.
Праздник гусиного пера - древний татарский праздник, проводится в осенне-зимний период, когда в деревне забивают гусей. Для ощипывания и приготовления тушек собираются вместе молодые парни и девушки, поют песни, веселятся и знакомятся друг с другом. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Сегодня во время праздника татары устраивают гулянья, посиделки, общаются и исполняют народные песни.
Традиционная татарская свадьба не обходится без мусульманского обряда никях, который проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Праздничный стол целиком состоит из татарских национальных блюд: тюка, курт, губадия, чак-чак, катик . Жених надевает тюбетейку, невеста — длинное платье с закрытыми рукавами, платок при этом обязателен.
Невеста лепит кияу — маленькие пельмени для жениха и его семьи. По традиции по размеру этих пельменей определяется, хорошей ли хозяйкой будет девушка: они должны быть маленькими и проходить сквозь обручальное кольцо.
После свадьбы, когда невеста в первый раз приезжает в дом жениха, свекровь кладет под ее ноги подушку, чтобы невеста была такой же нежной и мягкой по отношению к новой семье и ходила по дому мягко, как будто ходит по подушке. С помощью этого обряда мама жениха хочет сохранить тишину и покой в доме. После этого свекровь также дает молодой невестке съесть полную ложку меда, чтобы ее речи были такими же сладкими, как мед.
Чак-чак — это символ солнца и гостеприимства, которым татары до сих пор угощают гостей. Мука, масло, яйца, молоко и мед — все, что нужно для вкусного чак-чака. Объем, величина и способ украшения могут отличаться. Подается чак-чак и в особенные дни.
Например, мама невесты обязательно готовит его на свадьбу. Считается, что чем больше молодожены съедят чак-чака, тем слаще и дольше будет их совместная жизнь. Поэтому на татарских свадьбах чак-чак преподносят как самое дорогое угощение и украшение стола. Во время различных фестивалей обязательно готовится чак-чак.
Татары, как и остальные восточные народы, пьют очень много чая. Этнограф Николай Воробьев так описывал любовь татаров к чаю: если семья продает или закладывает самовар, то это значит, что она находится в полной нищете и готова лишиться самого дорогого.
Также народная любовь к чаю отразилась и в татарских пословицах и поговорках. Например, «Чаю выпил — на душе лето настало» или «Когда женщина узнала чай, то забыла о пряже».
Традиционный чайный стол татаров очень богат: масло, мед, кабартма — пышки из дрожжевого теста и, конечно же, чак-чак, орехи, сухофрукты и фрукты. По традиции любого человека, пришедшего в дом, надо накормить, но при этом трапеза может ограничиться бесконечно длинным чаепитием с подачей сладостей и выпечки.
Обряд наречения имени новорожденному проводится с приглашением муллы и почетных старцев, родственников и соседей. Для гостей накрывается стол «аш» и готовятся исключительно традиционные блюда татарского народа.
Каша для грачей - этот весенний праздник устраивался после окончания посевов. Утром дети ходили по соседям и собирали ингредиенты для каши. Тех, кто давал ингредиенты, задабривали комплиментами, а другим сулили беды: неурожай, падеж скота. Потом всей деревней готовили кашу в большом казане на открытом воздухе, раздавая ее всем односельчанам. Часть каши обязательно нужно было оставить и для грачей, так как грач — символ весны. Проводя этот обряд, люди надеются на хороший урожай.