СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся

Просмотр содержимого документа
«Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальной школы»

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

в начальной школе

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Всем известно, что такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Поэтому идея приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни стала основополагающей в различных программных и нормативных документах Министерства образования и науки нашей страны.

В современных условиях модернизации российского образования учитель начальных классов уделяет особое внимание таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений, но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, не должна остаться в стороне проблема формирования у них целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок сам должен быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. И если взрослый волен самостоятельно делать выбор в пользу своей физической активности или отказа от неё, исходя из своего желания, то здоровье молодого поколения – в руках родителей, педагогов, государства. Направить, подсказать, создать условия, просветить, сформировать здоровые привычки, потребности в спорте, в движении – прямые обязанности учителя и родителей. Необходима специальная работа школы по укреплению здоровья учащихся. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье – основа формирования личности. В.А. Сухомлинский сказал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».1

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Как писал всемирно известный учёный-педагог Н.И. Пирогов « Всё будущее жизни находится в руках школы…Прямое назначение школы, примеренное с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему».2

Здоровье человека зависит на 50 % от образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды, на 15 % - от наследственной программы, на 10% - от возможностей медицины. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

- выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

- правильно организовать место и время учебной деятельности;

- применять здоровьесберегающие технологии;

- соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова

_____________________________________________________________

«здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».3 Эти технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

1) непрерывность и преемственность;

2) субъектно-объектные взаимоотношения;

3) соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

4) комплексный, междисциплинарный подход;

5) успех порождает успех;

6) активность.

Современной школе необходим целый комплекс мер для реализации идеи сохранения и укрепления здоровья учеников.

Образовательный процесс должен носить творческий характер. Это достигается с помощью использования игр и игровых ситуаций,

соревнований, и конкурсов; разных форм уроков, подвижных игр на переменах, фантазирования, домашних заданий творческого характера.

У учеников начальных классов особенно чувствительным является нервная система, поэтому во время урока важным является чередование различных видов деятельности, а также использование различных методов активизации инициативы учащихся (метод свободного выбора; активные методы; методы, направленные на самосознание и саморазвитие).

Хороший эффект даёт использование физкультурных минуток:

- расслабление кистей рук;

- массаж рук, ног, пальчиковая гимнастика («Моя семья», «Поиграем в пальчики», «Вышли пальчики гулять», «Мышка», «Черепаха»);

_______________________________________________________­­­­­­­­_________

- дыхательная гимнастика («Ветер и ветерок», «Воздушные шары-цепочки»)

- предупреждение утомляемости глаз, мышц (комплексы игр: «Если устали глаза», «Если устала спина»);

- упражнения на релаксацию.

Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный фактор укрепления и сохранения здоровья.

Полезны беседы с учащимися на темы: «Улыбка – лучшая таблетка», «Хороший смех оздоравливает душу», «Кто жаден до еды, то дойдёт до беды», «По яблоку в день – и доктор не нужен», «Добрым быть приятнее, чем злым», «Как вести себя, когда у тебя что-то болит», «Польза от привычек или вред», классные часы: «Формула здоровья», «Секреты здорового питания», «Для чего нужна улыбка»; родительские собрания «Как научить ребёнка всегда и везде заботиться о своём здоровье?», «Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности».

Необходимо и воспитание общей культуры через уроки краеведения, изобразительного искусства, труда, русского языка и литературы.

Важное значение имеет социализация личности ребёнка. Этому способствуют экскурсии, уроки ПДД и ОБЖ, беседы медицинских работников, совместная деятельность детей и родителей (создание рисунков, лепка, спортивные мероприятия).

Таким образом, улучшение здоровья подрастающего поколения является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества, потому что забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, родителя, самого ребёнка.

1. В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев. Ряданська школа, 1974 г., с.288.

2. Н.И. Пирогов. Школа и жизнь. Избранные педагогические сочинения. Изд.-во «Педагогика», М. 1985 г. стр. 202

3. Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие технологии в современной школе». МАПКиПРО, 2002г. стр. 62.



Шеменева Галина Ивановна МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Воронежа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!