Занятие по внеурочной деятельности.
Тема:
«Сохраним свой край родной. Создание экологического журнала ».
Цель:
Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
Охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней.
Развивать формирование правил поведения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Изготовить (создать) журнал, как продукт проектной деятельности;
Ход:
Деление на группы.
А вход в класс то непростой
Ты возьми с собой жетон
Цвет флажка скорей найди
К месту своему пройди.
Дети входят в класс, выбирая фишки разного цвета (белый, красный, жёлтый, синий ). Рассаживаются за столы, на которых стоят флажки.
- Ребята, в каком предмете можем увидеть эти цвета одновременно? (на флаге РО)
- Как думаете, о чём будем говорить сегодня на занятии?
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о животных и растениях, Донского края, о проблемах, которые существуют в нашем крае.
Работа в группах.
ЗАДАНИЕ №1
- Мы, жители РО, должны хорошо знать её границы. Какая из карт является картой РО?
ЗАДАНИЕ №2
- Чтобы вспомнить в какой природной зоне находится РО, разгадайте филворд.
- Каким цветом изображаются на карте данные природные зоны?
3.
Видео1.
- Наш край родной – древняя русская земля, часто которую именуем мы краем Тихого Дона. Наш край – это край широких просторов, живописных рек, красочных полей и степей.
Видео 2. (звучит музыка)
- Что вы слышите? (голоса птиц и животных)
- А давайте поиграем.
«Теремок»
Стоит в поле теремок
Он ни низок, ни высок.
В этом тереме живут,
Соблюдают здесь уют:
Звери, птицы и жуки,
Пауки и червяки.
Угадай-ка, поскорей
Что растёт в зоне степей?
Кто живёт в зоне степей?
Блиц-опрос
- насекомое, у которого уши расположены на ногах;
- птица, у которой есть лицо;
- млекопитающее, у которого температура тела понижается вместе с температурой воздуха;
- птица, которая гнездится только на озере Маныч-Гудило;
- птица, питающаяся личинками ос;
- самая ранняя птица;
- ядовитое травянистое растение;
- млекопитающее отряда грызунов, у которого хвост служит рулём;
- птица, самку которой называют курицей, а самца петухом;
- самый крупный из представителей заячьих;
- короткохвостый грызун-злостный вредитель сельскохозяйственных культур;
- самое горькое травянистое растение;
- научное название бессмертника;
……
Музыка замолчала, на слайде тёмный экран
- Что случилось, почему степь замолчала? (ответы детей)
- Экологические катастрофы происходят из-за отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду.
-Какие действия человека могут привести к экологической катастрофе?
(ответы детей)
Вывод: РО занимает большую территорию, на которой расположены две природные зоны. Всё это создаёт условия для обитания самых разнообразных животных и растений нашего края.
Раньше животный и растительный мир нашей области был очень богат. Но деятельность человека очень сильно изменила природные условия, что привело к уменьшению численности и даже к полному исчезновению некоторых видов животных и растений. Природа просит помощи.
-Ребята, как человек должен вести себя, чтобы сохранить природу для будущих поколений?
Ответы детей.
- Молодцы, ребята. Вы много знаете о многообразии животного и растительного мира, о проблемах не только нашего края. Сегодня, на итоговом занятии, мы создадим вместе с вами детский экологический журнал.
Справка для гостей. К этому проекту мы шли несколько занятия. Сначала поняли об актуальности создания такого журнала, далее познакомились из чего он состоит, узнали о профессиях людей, которые участвуют в создании журнала, определились с рубриками и накапливали материал.
После долгого обсуждения мы решили назвать свой журнал «Лучик». Почему «Лучик»? Потому, что мы хотим, чтобы наша собранная информация подобно солнечному лучику коснулась и осталась в сердцах каждого из ребят.
На прошлом занятии мы определили, что в журнале будет пока три рубрики: о растениях Донского края, о животных Донского края, и страница «Будь природе другом!». Но это только начало…
- Итак, давайте вспомним о тех профессиях, которые принимают участие в создании журнала. Слайд
Вы уже знаете о специфике работы каждого. Распределите свои обязанности в группе и принимайтесь за работу. Помните, что работать нужно дружно.
Дети принимаются за работу. В это время звучит песня «Степь родная».
Когда страницы готовы, каждая группа рассказывает о ней. Учитель скрепляет страницы журнала.