Сохранность контингента обучающихся
в дополнительном образовании
Показатель общей численности обучающихся любого учреждения дополнительного образования является одним из основных и влияет на его статус. Дополнительное образование детей осуществляется, в основном, через реализацию дополнительных общеобразовательных программ, обучение по которым не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора. Поэтому количество обучающихся в учреждениях меняется в течение учебного года по различным причинам и характеризуется таким понятием как сохранностью контингента.
С переводом в 2016 году учреждений дополнительного образования на нормативно-подушевое финансирование учредители разрабатывают для них муниципальное задание, выполнение которого обязано обеспечиваться. Одним из показателей, определяющим оценку качества выполнения муниципального задания - сохранность контингента. Данные о сохранности контингента являются одним из ключевых показателей работы учреждения дополнительного образования.
Мероприятия по сохранению контингента обучающихся проводятся всеми административными и педагогическими работниками образовательного учреждения в течение всего учебного периода и носят организационный, учебно-методический, воспитательный характер.
К организационным мероприятиям по сохранению контингента относятся разработка рабочих учебных планов и программ, подготовка учреждения к проведению в нем учебных занятий, зачисление в состав обучающихся, обеспечение безопасности и антитеррористических мероприятий, организация аттестации обучающихся, выдача документов об окончании общеобразовательной программы.
К учебно-методическим мероприятиям по сохранению контингента относятся: разработка учебно-методического комплекса по всем дисциплинам рабочих учебных планов, разработка и использование педагогических технологий, соответствующих возрастным и психолого-педагогическим особенностям обучающихся, проведение текущего и промежуточного контроля, проведение аттестации обучающихся.
К воспитательным мероприятиям по сохранению контингента относится проведение воспитательных бесед, а также мероприятий, способствующих развитию интеллектуальной и мотивационной сферы обучающихся, профилактика правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Направления деятельность должностных лиц учреждения по сохранению контингента обучающихся.
Директор организует взаимодействие между специалистами учреждения и контроль над их деятельностью, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение специалистами учреждения законодательства по защите прав и интересов ребенка.
Основные направлениями деятельности директора по сохранению контингента обучающихся:
1. Руководит деятельностью по сохранению контингента учреждения, профилактики правонарушений и оказанию социально-педагогической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2. Анализирует деятельность по сохранению контингента учреждения, руководит ее планированием на учебный год.
3. Утверждает план профилактической (индивидуальной) работы.
4. Распределяет функциональные обязанности среди работников учреждения по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Директор ежемесячно заслушивает на совещаниях при директоре: отчеты ответственных лиц о посещаемости, успеваемости и правонарушениях среди обучающихся; рассматривает на оперативных совещаниях отчеты ответственных лиц о проделанной работе по контролю над посещаемостью обучающихся в учреждении.
Заместитель директора осуществляет руководство образовательной деятельностью, участвует в работе по сохранению контингента обучающихся, обеспечивает деятельность по предупреждению неуспеваемости и непосещаемости.
Основные направления деятельности заместителя директора по сохранению контингента обучающихся:
1. Организует учет и анализ успеваемости обучающихся.
2. Информирует участников образовательного процесса об итогах образовательной деятельности.
3. Обеспечивает организацию индивидуального образовательного маршрута обучающегося по индивидуальным показаниям.
4. Проводит инструктаж педагогов дополнительного образования по алгоритму работы с обучающимися, имеющими трудности в усвоении общеобразовательной программы.
5. Дает педагогам рекомендации по работе с родителями детей, имеющими девиантное поведение, проблемы в развитии, находящимися в социально опасном положении.
6. Осуществляет контроль учета посещаемости обучающихся с указанием причины пропуска учебных занятий.
7. Обобщает данные с указанием причин пропусков и принятых мер по их выяснению и устранению (беседа с родителями, рассмотрение проблемы на педсовете и т.д.).
8. Организует информирование несовершеннолетних и их родителей о предлагаемых формах дополнительного образования в учреждении.
9. Организует внеурочную деятельность с обучающимися.
10. Доводит до сведения педагогического коллектива информацию о правонарушениях обучающихся.
11. Организует профориентационную работу с обучающимися.
12. Организует информирование обучающихся и их законных представителей о формах проведения летнего оздоровительного периода.
Педагог дополнительного образования комплектует состав обучающихся и принимает меры по его сохранению. Обеспечивает реализацию общеобразовательных программ в полнм объеме и качественное их освоение.
Сохранность контингента обучающихся это один из главных показателей качества работы педагога дополнительного образования.
Основные направления деятельности педагога дополнительного образования по сохранению контингента обучающихся.
1. Знакомится с социальным заказом и муниципальным заданием на текущий год.
2. Корректирует общеобразовательную программу, ее актуальность, новизну, учебные и воспитательные планы с целью повышения востребованности педагога и направления деятельности объединения, удовлетворения социального заказа, выполнения муниципального задания.
3. Создает комфортные условия для приема детей (кабинет, необходимые материалы и инструменты, наглядность и т.д.).
4. Совместно с педагогом-организатором разрабатывает сценарий проведения «Дня открытых верей», сценарии воспитательных мероприятий в объединении.
5. Посещает классные часы и родительские собрания в школах.
6. Участвует в мероприятиях по набору детей.
7. Проводит открытые мероприятия и занятия с приглашением родителей обучающихся.
8. Проводит мониторинговые исследования деятельности объединения (сбор информации по составу семьи, места работы, анкетирование и т.д).
9. Мотивирует обучающихся на проведение рекламы деятельности объединения в классе, в школе, во дворе.
10. Проводит тематические выставки в объединении с демонстрацией обучающимся своих достижений, организует творческие защиты работ.
11. Проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими обучающимися, создавая ситуации успеха.
12. Проводит систематические выставки по плану воспитательной работы через взаимодействие с заместителем директора по УМР.
13. Создает доброжелательную обстановку на занятиях и мероприятиях
14. Привлекает новых обучающихся через организацию и участие в выставках, проведение открытых мероприятий, демонстрацию достижений обучающихся на сайте учреждения, через печатные издания, СМИ.
15. Осуществляет поощрение обучающихся за достижения в учебной и воспитательной деятельности: благодарственные письма, грамоты. Празднование дней рождения каждого обучающегося.
Для решения проблемы сохранности детского контингента педагогам дополнительного образования необходимо:
увеличить охват обучающихся старшего и среднего школьного возраста;
обеспечить сохранность контингента обучающихся на протяжении нескольких лет;
учитывать при реализации образовательной деятельности психолого-педагогические особенности детей разного возраста и их интересы;
осуществлять прямые контакты с администрацией учреждения, родителями, классными руководителями по вопросам сохранности контингента;
регулярно проводить анкетирование родителей с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения;
привлекать родителей к участию в мероприятиях объединения и учреждения;
завоевать уважение и доверие обучающихся, быть интересной и значимой личностью для своих обучающихся.
Профилактические мероприятия по пропускам занятий без уважительной причины:
1. Систематический контроль над посещением занятий обучающимися.
2. Оформление в журнале посещаемости обучающихся с указанием причины отсутствия.
3. Анализ сведений о посещении обучающимися занятий в журналах учета работы объединения и сводной таблице учета посещаемости.
4. Устное и письменное информирование родителей (законных представителей) о прогулах их детей.
5. Обсуждение ситуации на совещании при директоре учреждения, изучение ранее принятых мер педагогического воздействия.
Самыми распространенными причинами отсева обучающихся на уровне творческого объединения являются:
• потеря интереса к занятиям;
• отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе;
• отсутствие сплоченного детского коллектива в объединении;
• занятость обучающихся в других объединениях;
• несоответствие возраста обучающегося заявленным возрастным рамкам общеобразовательной программы;
• разработка и реализация общеобразовательных программ, внешне соответствующих современным требованиям, но на деле не востребованных;
• отсутствие должного эстетического и морального облика педагога.
Работа педагога дополнительного образования по вопросам комплектования групп и сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей является, пожалуй, одной из самых важных задач педагогической деятельности. И это находит отражение во многих нормативных документах.
6