СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Солдатские письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Солдатские письма»

СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА

Цель и задачи: проанализировать фронтовые письма, проследить, как в них отображены события Великой Отечественной войны; получить представления о том, каким образом писались письма времен Великой Отечественной войны, и научиться складывать фронтовые письма; повысить интерес учащихся к страницам героического прошлого нашей страны, воспитывать чувство патриотизма и уважения к ветеранам; сконцентрировать внимание на духовных ценностях нашего народа.

Оборудование: компьютер, проектор, оформленный стенд «Письма с фронта», раздаточный материал письма фронтовиков, листы школьных тетрадей для написания письма.

Содержание классного часа

Вступительное слово учителя.

Давно уже закончилась война, отгремели ее последние выстрелы, все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать о фронтовых дорогах, и тем дороже для нас становятся те реликвии, что хранятся в семьях бывших солдат Великой Отечественной войны: документы, фотографии, заметки из старых газет.

Письма с фронта – это особая часть наследия. Это история всей войны: от трагических июньских дней 1941 г., от Бреста и жарких схваток на границе, до последних дней мая 1945 г., года Великой победы. Это написанные кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что линия фронта проходит через сердце человека, узника, героя. Эти свидетельства – символ и залог будущей победы, которую надо еще добыть ценой жертв и длительной борьбы.

Демонстрация видеоролика «Письмо с фронта» из цикла «День Победы».

I. Живое дыхание войны.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранятся во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров, приходили после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали годами, десятилетиями.

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Вот только читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Не было на фронте человека, который не скучал бы по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т. д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет – листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики, по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно, всего одной строкой: «пишу из Сталинграда», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».

II. Чтение и анализ писем. (Приложение.)

III. Эти простые треугольники.

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците. Конверт – треугольник – обычный тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Таким образом, решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров. Во время войны складывать письма умели даже маленькие дети, которые, иногда играя, складывали «письма» из куска газеты и «отправляли» папке на фронт. Текст размещался так, чтобы заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей. Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письма писались убористым почерком и заполнялись все поля.

С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.

Далее учитель предлагает научиться сворачивать фронтовое письмо. Демонстрирует каждое движение, учащиеся повторяют, в результате у каждого получается «треугольник».

IV. Написание письма ветерану.

– И мы, ребята, давайте сегодня напишем письма нашим ветеранам. Пусть они порадуются, что растет достойная смена: добрые и отзывчивые дети.

V. Подведение итогов. Беседа.

1. О чём сегодня вы могли бы написать в письме фронтовику? (Выразить чувство благодарности за их подвиг, за нашу мирную жизнь, сказать о том, как мы гордимся ими, что делаем мы для того, чтобы знать и помнить свою историю, пожелать фронтовикам здоровья.)

2. Какими должны быть тон, эмоциональность вашего письма? (Уважительным; строки должны быть проникнуты гордостью и чувством благодарности; письмо должно быть искренним и теплым.)

3. Как можно обратиться к ветерану Великой Отечественной войны? (Дорогой участник Великой Отечественной войны, уважаемый ветеран…, уважаемый участник…)

Видеоролик под звучание композиции «Тишина» в исполнении группы «Пламя».

Ребята пишут письма, складывают их фронтовым конвертом.



Приложение

Солдатские письма

ГРОБОВ Анатолий Александрович. Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант, командир саперной роты, 1916 года рождения, уроженец города Верхняя Тура.

Из письма жене и дочери 28 октября 1942 года:

«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Спешу поздравить с наступающим Великим праздником – 25-й годовщиной Великой Октябрьской революции в СССР. Вот, Зинуля, уже пятую годовщину мы встречаем вдали друг от друга. Вторую годовщину я встречаю в условиях Отечественной войны. Как много за это время пережито. Так много, что едва ли это можно выразить письмами. У тебя, конечно, тоже за это время произошла масса перемен в жизни, да и сами-то мы также изменились. Сейчас одна задача – скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться и поднять стаканы за нашу победу. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя – цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь».


Письмо учителя биологии А. И. Шапошникова жене Татьяне 26 октября 1942 года.

«Тяжелый камень лег на сердце и не могу плакать, а так хочется. Ужасно, когда теряешь в бою товарища, но неизмеримо, когда теряешь ребенка, за жизнь которого столько ты перемучилась. Я еще не могу освоиться с мыслью, что Олежонка нет. Вся наша эвакуация – и он в центре всех забот… Ты права, надо не убиваться и горевать, а ненавидеть и бороться. Они, проклятые, лишили нас крова и заставили покинуть родные места. Ты с двухнедельным малышом на руках пешком пошла из села. Незабываемо это и не прощаемо. Мы не одни. Тысячи семей в это же самое время оплакивают близких, погибших от коричневой чумы. За все отплачу и отплачиваю уже, дорогая. Славно достается фрицам и их румынским прихвостням от нашей артиллерии. И приближается час расплаты. Ты не смотри на карту, что они много заняли, тем дольше им будет удирать, только навряд ли их много удерет. Уже недалеко до разгрома врага. Уже переломный момент, кризис подошел. Дальше будет нелегко воевать, но более успешно. Сейчас армия не та, что была 3 месяца назад – и мы не те. У нас такая злость и ненависть, что это нас ведет на подвиги, а военное уменье помогает нам крепче держаться за оружие.

Сейчас у нас успех за успехом на нашем участке фронта. Но я это все опишу тебе в другой раз, сейчас у меня несвязно получится. Да к тому же немцы контратакуют, хотят отбить то, что мы у них заняли. Это значит, что отобьем их контратаки и еще продвинемся вперед – еще освободим кусок родной земли…

Целую деток. Пусть Неля напишет мне письмо. Твой Шура».


Письмо сержанта Нахаева А. В.

«Спешу уведомить, что я пока жив и здоров, но мы уже вступили в бой, жестокий бой с немецким фашизмом. Обо мне не беспокойтесь. Мы все, как один, должны защищать Родину от фашистских извергов. Дети! Вы, видимо, без меня выросли уже большие, очень хочу вас видеть. Бываете ли в гостях у бабушек? Как играете и ждете ли своего папу? До свидания. Целую вас всех крепко, очень-очень крепко. 8 сентября 1942 г.»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!