СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Соли. Определение, состав номенклатура , классификация и способы получения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Соли. Определение, состав номенклатура , классификация и способы получения»»

СЛАЙД 3.

СЛАЙД 3.

  Задание1 На какие группы и по каким признакам можно разделить вещества , формулы которых приведены ниже ?  Na 2 O  ; H 2 CO 3 ; ; H 2 SiO 3    Ca (NO 3 ) 2 Ca CO 3  Na Cl   Cr 2 S 3  Na OH  ; О 2 ; Al 2 O 3 ; Ca (OH) 2  ; С  Са O ; А l; N 2  ; Al (OH) 3 ; S ; С О 2  ;   H 2 SO 3   ;  SO 2  ; Ca; Na  формулы запишите в схему:

Задание1

На какие группы и по каким признакам можно разделить вещества , формулы которых приведены ниже ?

Na 2 O ; H 2 CO 3 ; ; H 2 SiO 3

Ca (NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3

Na OH ; О 2 ; Al 2 O 3 ; Ca (OH) 2 ; С

Са O ; А l; N 2 ; Al (OH) 3 ; S ; С О 2 ;

H 2 SO 3 ; SO 2 ; Ca; Na

формулы запишите в схему:

О каком веществе идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы добывать это... ? Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу.

О каком веществе идёт речь?

У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы добывать это... ? Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу.

      Цель урока:  Изучить состав, названия солей, классификацию, получение и применение.   План 1.Соли. Их состав и номенклатура ( название). 2. Составление формул солей по их названиям. 3. Классификация. 4. Представители данного класса. 5.Способы получения 6. Проверка знаний. 7. Подведение итогов урока. 8. Домашнее задание.  

Цель урока: Изучить состав, названия солей, классификацию, получение и применение.

План

  • 1.Соли. Их состав и номенклатура ( название).
  • 2. Составление формул солей по их названиям.
  • 3. Классификация.
  • 4. Представители данного класса.
  • 5.Способы получения
  • 6. Проверка знаний.
  • 7. Подведение итогов урока.
  • 8. Домашнее задание.

 

1 . Соли. Их состав, номенклатура (название).

1 . Соли. Их состав, номенклатура (название).

  Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка

 

  • Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка
2. Составление формул солей по их названиям.

2. Составление формул солей по их названиям.

Алгоритм составления формул солей : Составить химическую формулу сульфата железа ( III ) (первый способ) Первый пункт выполнили переходим ко второму Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка Fe SO 4 1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества.
  • Алгоритм составления формул солей : Составить химическую формулу
  • сульфата железа ( III ) (первый способ)

Первый пункт выполнили переходим ко второму

Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка

Fe

SO 4

1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества.

Пример: Второй пункт выполнили переходим к третьему +3 -2 Fe SO 4 2 . Над знаками химических элементов поставь их степень окисления.
  • Пример:

Второй пункт выполнили переходим к третьему

+3

-2

Fe

SO 4

2 . Над знаками химических элементов поставь их степень окисления.

Пример: Составить химическую формулу сульфата железа ( III ). Третий пункт выполнили переходим ко четвертому Н.О.К. (наименьшее общее кратное) – это число, которое делится на исходные числа без остатка. Таблица для определения Н.О.К. +3 -2 2 1 5 7 6 4 3 1 1 2 3 4 5 6 7 Fe SO 4 2 2 2 6 4 10 6 14 6 12 6 15 21 3 6 3 3 4 4 4 12 4 20 24 28 5 35 30 10 20 5 15 5 30 6 42 12 6 6 6 6 7 7 14 21 28 7 35 42 3 . Определи Н.О.К. чисел выражающих степень окисления этих элементов.  Запиши Н.О.К. в квадратике над формулой.
  • Пример: Составить химическую формулу сульфата железа ( III ).

Третий пункт выполнили переходим ко четвертому

Н.О.К. (наименьшее общее кратное) – это число, которое делится на исходные числа без остатка.

Таблица для определения Н.О.К.

+3

-2

2

1

5

7

6

4

3

1

1

2

3

4

5

6

7

Fe

SO 4

2

2

2

6

4

10

6

14

6

12

6

15

21

3

6

3

3

4

4

4

12

4

20

24

28

5

35

30

10

20

5

15

5

30

6

42

12

6

6

6

6

7

7

14

21

28

7

35

42

3 . Определи Н.О.К. чисел выражающих степень окисления этих элементов. Запиши Н.О.К. в квадратике над формулой.

Пример: Составить химическую формулу сульфата железа ( III ).. Формула составлена 6 +3 -2 Fe ( SO 4 ) 2 3 6 6 2 = : : = 3 3 2 4. Раздели Н.О.К. на степень окисления каждого элемента.  Запиши полученный индекс.
  • Пример: Составить химическую формулу сульфата железа ( III )..

Формула составлена

6

+3

-2

Fe

( SO 4 )

2

3

6

6

2

=

:

:

=

3

3

2

4. Раздели Н.О.К. на степень окисления каждого элемента. Запиши полученный индекс.

9 Составить формулу сульфата алюминия:  (второй способ)

9

Составить формулу сульфата алюминия: (второй способ)

 3 задание.  Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков Дайте обоснованный ответ.  NaNO 3 Ca (NO 3 ) 2  Al (NO 3 ) 3

3 задание.

Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков Дайте обоснованный ответ.

NaNO 3 Ca (NO 3 ) 2 Al (NO 3 ) 3

 3 задание.     Na +1   Ca +2  Al +3 Имеют разную степень окисления. (см. таблицу растворимости)

3 задание.

Na +1 Ca +2 Al +3

Имеют разную степень окисления.

(см. таблицу растворимости)

задание 4 .  Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ.  Na NO 3 Na 2 С O 3 Na 3 Р - O 4

задание 4 .

Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ.

Na NO 3 Na 2 С O 3 Na 3 Р - O 4

    Так как кислотные остатки имеют свою степень окисления: (см. таблицу растворимости) NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р O 4 -3 - фосфат Cl -1   - хлорид SiO 3 -2  -силикат

Так как кислотные остатки имеют свою степень окисления:

(см. таблицу растворимости)

NO 2 -1 - нитрит

NO 3 -1 - нитрат

SO 3 -2 - сульфит

SO 4 -2 - сульфат

С O 3 -2 - карбонат

Р O 4 -3 - фосфат

Cl -1 - хлорид

SiO 3 -2 -силикат

Выведем общую формулу солей ?    Ме + n (К. О. - m ) n

Выведем общую формулу солей ?

 

Ме + n (К. О. - m ) n

Алгоритм названия солей Название металла в родительном падеже  С.О. римскими цифрами Название Соли Название кислотного остатка  Fe +2 ( NO 3 -1 ) 2 – нитрат железа ( II ) Fe  +3 ( NO 3 -1 ) 3  – нитрат железа ( III ) Zn SO 4 -2  Al Cl  3  Cu ( NO 3 -1 ) 2

Алгоритм названия солей

Название металла в родительном падеже

С.О. римскими цифрами

Название

Соли

Название кислотного остатка

  • Fe +2 ( NO 3 -1 ) 2 – нитрат железа ( II )
  • Fe +3 ( NO 3 -1 ) 3 – нитрат железа ( III )

Zn SO 4 -2

Al Cl 3

Cu ( NO 3 -1 ) 2

задание 5 .  НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl  Fe +2 SO 4   Al 3 ( PO 4 ) 3   Ca (NO 3 ) 2   Cu +2 CO 3  Cr 2 +3 S 3  Na 2 SO 4  Ba (NO 3  ) 2

задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ

Na Cl

Fe +2 SO 4

Al 3 ( PO 4 ) 3

Ca (NO 3 ) 2

Cu +2 CO 3

Cr 2 +3 S 3

Na 2 SO 4

Ba (NO 3 ) 2

        задание 5 .  НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl - хлорид натрия Fe +2 SO 4  - сульфат железа ( II ) Al 3 ( PO 4 ) 3  – фосфат алюминия Ca (NO 3 ) 2  - нитрат кальция   Cu +2 CO 3 – карбонат меди ( II )  Cr 2 +3 S 3  – сульфид хрома ( III )  Na 2 SO 4 – сульфат натрия Ba (NO 3  ) 2  - нитрат бария

задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ

Na Cl - хлорид натрия

Fe +2 SO 4 - сульфат железа ( II )

Al 3 ( PO 4 ) 3 – фосфат алюминия

Ca (NO 3 ) 2 - нитрат кальция

Cu +2 CO 3 – карбонат меди ( II )

Cr 2 +3 S 3 – сульфид хрома ( III )

Na 2 SO 4 – сульфат натрия

Ba (NO 3 ) 2 - нитрат бария

Контрольное задание1  Установите соответствие между формулой вещества и его названием ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА 1 Na 2 SO 4 2 А Cu 2 S 3 НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА Сульфид меди ( I) Cu S Б Сульфид меди ( II ) В Сульфат натрия

Контрольное задание1 Установите соответствие между формулой вещества и его названием

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

1

Na 2 SO 4

2

А

Cu 2 S

3

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА

Сульфид меди ( I)

Cu S

Б

Сульфид меди ( II )

В

Сульфат натрия

Контрольное задание 2 Составьте формулу хлорида кальция Са Cl 2 Na NO 3 Составьте формулу  нитрата натрия Zn( SO 4 ) 2 Составьте формулу  сульфата цинка Cu NO 3 Составьте формулу  нитрата меди ( I ) Составьте формулу хлорида свинца ( II )  Pb Cl 2

Контрольное задание 2

Составьте формулу

хлорида кальция

Са Cl 2

Na NO 3

Составьте формулу

нитрата натрия

Zn( SO 4 ) 2

Составьте формулу

сульфата цинка

Cu NO 3

Составьте формулу

нитрата меди ( I )

Составьте формулу

хлорида свинца ( II )

Pb Cl 2

Классификация солей По растворимости в воде Растворимые Нерастворимые  Малорастворимые Аммиачная селитра  NH 4 NO 3   Сульфат кальция  Фосфат железа  FePO 4  CaSO 4

Классификация солей

  • По растворимости в воде

Растворимые Нерастворимые

Малорастворимые

Аммиачная селитра

NH 4 NO 3 Сульфат кальция

Фосфат железа

FePO 4

CaSO 4

Лабораторный опыт. №1 Определите растворимость солей Для этого:  -прибавьте в первую пробирку к хлориду  натрия 5-10 мл воды ; прибавьте во вторую пробирку к карбонату кальция  5-10 мл воды Что произошло?  Вывод:

Лабораторный опыт. №1

Определите растворимость солей

Для этого:

-прибавьте в первую пробирку к хлориду

натрия 5-10 мл воды ;

  • прибавьте во вторую пробирку к карбонату кальция

5-10 мл воды

  • Что произошло?

Вывод:

               3.КЛАССИФИКАЦИЯ:  а)по растворимости   СОЛИ Растворимые Нерастворимые NaCl  CaCO 3 таблица растворимости

3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости

СОЛИ

Растворимые

Нерастворимые

NaCl CaCO 3

таблица растворимости

Классификация солей  2) По наличию или отсутствию кислорода        Кислородсодержащие Бескислородные  Например: Например:  Na 2 SO 4  (сульфат натрия)  NaBr  ( бромид  натрия)   KNO 3   (нитрат калия)  KI  (иодид калия)  Ca(NO 2 ) 2  (нитрит кальция)  CaCl 2  (хлорид кальция)

Классификация солей

2) По наличию или отсутствию кислорода

Кислородсодержащие Бескислородные

Например: Например:

Na 2 SO 4 (сульфат натрия) NaBr ( бромид натрия)

KNO 3 (нитрат калия) KI (иодид калия)

Ca(NO 2 ) 2 (нитрит кальция) CaCl 2 (хлорид кальция)

Номенклатура  солей  Соли  Средние Основные Кислые

Номенклатура солей

Соли

Средние

Основные

Кислые

Номенклатура средних солей Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Название кислотного остатка Наименование металла в родительном падеже М g С L 2  магния хлорид

Номенклатура средних солей

  • Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл.
  • Название кислотного остатка
  • Наименование металла в родительном падеже

М g С L 2

магния

хлорид

Номенклатура кислых солей  2) Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Указать название кислотного остатка К названию кислотного остатка прибавить «гидро-» Наименование металла в родительном падеже NaHSO 4 сульфат гидро натрия

Номенклатура кислых солей

2) Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

  • Указать название кислотного остатка
  • К названию кислотного остатка прибавить «гидро-»
  • Наименование металла в родительном падеже

NaHSO 4

сульфат

гидро

натрия

Номенклатура основных солей 3) Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток. Указать название кислотного остатка К названию кислотного остатка прибавить «основной-» Наименование металла в родительном падеже MgOHCl хлорид основной магния

Номенклатура основных солей

3) Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

  • Указать название кислотного остатка
  • К названию кислотного остатка прибавить «основной-»
  • Наименование металла в родительном падеже

MgOHCl

хлорид

основной

магния

Лабораторный опыт. №2 Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия. прибавьте в пробирку №1 лакмус прибавьте в пробирку№2  лакмус прибавьте в пробирку №3 лакмус Что произошло?

Лабораторный опыт. №2

Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия.

  • прибавьте в пробирку №1
  • лакмус
  • прибавьте в пробирку№2
  • лакмус
  • прибавьте в пробирку №3
  • лакмус

Что произошло?

Контрольное задание3 Ответе на вопросы: 1.Какая окраска индикатора в растворе хлорида натрия. Почему? 2.Раствор хлорида натрия. является : кислым, щелочным или нейтральным? 3. Следовательно соль хлорид натрия какая?

Контрольное задание3

Ответе на вопросы:

1.Какая окраска индикатора в растворе хлорида натрия. Почему?

2.Раствор хлорида натрия. является : кислым, щелочным или нейтральным?

3. Следовательно соль хлорид натрия какая?

 Изменение окраски индикатора  Для кислот, также как и для щелочей, существуют  качественные реакции с помощью которых растворы кислот можно распознать среди растворов других веществ.  Это реакции с индикаторами. Название индикатора Окраска индикатора универсального лакмуса В кислой среде ( H +1 ) В нейтральной среде ( H +1 = О H -1  )  В щелочной среде (О H -1  )

Изменение окраски индикатора

Для кислот, также как и для щелочей, существуют

качественные реакции с помощью которых растворы

кислот можно распознать среди растворов других веществ.

Это реакции с индикаторами.

Название индикатора

Окраска индикатора

универсального лакмуса

В кислой среде

( H +1 )

В нейтральной среде

( H +1 = О H -1 )

В щелочной среде

H -1 )

Реакция нейтрализации Слайд 7.

Реакция нейтрализации

Слайд 7.

Способы получения   2. Основание + соль = новое основание + новая соль   2 КОН + Са SO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4  3. Основание + кислотный оксид + = соль + вода   2NaOH + SO 3 =  Na 2 SO 4 + H 2 O 4. Кислотный оксид + основный оксид = соль  СО 2 + СаО = СаСО 3  5. Соль + соль = новая соль + новая соль   Ba С l 2 + (NH 4 ) 2 S O 4 → Ba SO 4  + NH 4 С l 6. Соль + металл = новая соль  + металл  CuSO 4  +  Fe  = FeSO 4  + Cu 7. Металл + неметалл = соль   Fe + S = FeS

Способы получения

  • 2. Основание + соль = новое основание + новая соль

2 КОН + Са SO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4

  • 3. Основание + кислотный оксид + = соль + вода

2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O

  • 4. Кислотный оксид + основный оксид = соль

СО 2 + СаО = СаСО 3

  • 5. Соль + соль = новая соль + новая соль

Ba С l 2 + (NH 4 ) 2 S O 4 Ba SO 4 + NH 4 С l

  • 6. Соль + металл = новая соль + металл

CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu

  • 7. Металл + неметалл = соль

Fe + S = FeS

Подведем итоги?

Подведем итоги?

 Контрольное задание - итоговое Часть В  Выбери лишнее вещество и объясни почему? Игра « Третий лишний»  1. Ba SO 4 ; Ca CO 3 ; NaCl .  2. NaCl, Na 2 SO 4 , NaOH 3 . Al 2 (SO 4 ) 3 , H 2 SO 4 , CaSO 4 4. Cu(NO 3 ) 2 , CuO, CuCl 2  5. CaCl 2 ,  PbS,  Ba SO 4 .  

Контрольное задание - итоговое

Часть В

Выбери лишнее вещество и объясни почему?

Игра « Третий лишний»

1. Ba SO 4 ; Ca CO 3 ; NaCl .

2. NaCl, Na 2 SO 4 , NaOH

3 . Al 2 (SO 4 ) 3 , H 2 SO 4 , CaSO 4

4. Cu(NO 3 ) 2 , CuO, CuCl 2

5. CaCl 2 , PbS, Ba SO 4 .

 

     Контрольное задание – итоговое Часть В объясни почему?  1. NaCl .  т.к… 2. NaOH т.к...  3 H 2 SO 4 , т.к… 4. CuO, т.к… 5. CaCl 2  т.к…  

Контрольное задание – итоговое

  • Часть В объясни почему?

1. NaCl . т.к…

2. NaOH т.к... 3 H 2 SO 4 , т.к…

4. CuO, т.к…

5. CaCl 2 т.к…

 

  Сиквейн  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).      2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).      3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).      4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.      5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Сиквейн

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).     2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).     3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).     4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.     5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

  Сиквейн 1 . Соль 2. Белая, кристаллическая 3. Солит, удобряет, растворяется 4. Соль наносит вред здоровью 5. Селитра

Сиквейн

1 . Соль

2. Белая, кристаллическая

3. Солит, удобряет, растворяется

4. Соль наносит вред здоровью

5. Селитра

Тест «Как я запомнил тему»: 1) Выберите формулу соли: а) HCl  б) Ca(OH) 2 в) Na 2 SO 4  г) Mg О  2) Какая из приведенных солей растворима в воде: а) AgCl  б) MgS в) FePO 4  г) CuSO 4  3 ) Какая из приведенных солей бескислородная: а) C а SO 4   б) KBr в) NH 4 NO 3 г) Na 2 CO 3

Тест «Как я запомнил тему»:

1) Выберите формулу соли:

а) HCl б) Ca(OH) 2

в) Na 2 SO 4 г) Mg О

2) Какая из приведенных солей растворима в воде:

а) AgCl б) MgS

в) FePO 4 г) CuSO 4

3 ) Какая из приведенных солей бескислородная:

а) C а SO 4 б) KBr

в) NH 4 NO 3 г) Na 2 CO 3

  За 4 года человек съедает пуд соли   (в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)

За 4 года человек съедает пуд соли

(в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)

"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман

На озере Баскунчак ежегодно добывается около 5 млн. тонн соли (Астраханская область)

На озере Баскунчак ежегодно добывается около 5 млн. тонн соли (Астраханская область)

Добыча соли из соляных шахт из соленых озер

Добыча соли

из соляных шахт

из соленых озер

Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет

Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет

Меловые горы

Меловые горы

Применение солей Соли угольной кислоты . Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести.   Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла.   Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора.

Применение солей

  • Соли угольной кислоты . Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести. Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла. Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора.
                         Д/З: CaCO 3   Презентацию подготовит Новикова.

Д/З: CaCO 3

Презентацию подготовит Новикова.

Д/З: Фосфат кальция  - основа минералов  фосфоритов и апатитов Презентацию подготовит Горенкова

Д/З: Фосфат кальция

- основа минералов

фосфоритов и апатитов

Презентацию подготовит Горенкова

Домашнее задание §, 33 упр.3 стр. 112 Составить презентацию для фосфата кальция и карбоната кальция или опорный конспект в форме таблицы

Домашнее задание

  • §, 33 упр.3 стр. 112
  • Составить презентацию для фосфата кальция и карбоната кальция или опорный конспект в форме таблицы
Рефлексия Знания/умения Да + 1)Я знаю нет - Что такое соли Состав солей 2)Я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости.

Рефлексия

Знания/умения

Да

+

1)Я знаю

нет

-

Что такое соли

Состав солей

2)Я умею

Выбирать из предложенных веществ соли

Выводить формулы солей

Составлять название солей

Классифицировать соли по растворимости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!