ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 6
Тема: Планеты Солнечной системы
Цели: а) образовательная: сформировать понятия о планетах Солнечной системы.
б) воспитательная, воспитать логическое мышление, внимание, словесно-логическую память.
в) развивающая: развить воображение, сообразительность, познавательный интерес.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока: доска, презентация, цветные мелки.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Содержание этапа |
Организационный момент | Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям. |
Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока | Мотивация темы, формируются цели и задачи урока. |
Объяснение материала | Сначала преподавателем задаются проблемные вопросы для обсуждения темы. Далее на доске рисуется модель Солнечной системы, где каждый обучающийся дополняет ее своими ответами. |
Закрепление изученного материала. | После составления эскиза Солнечной системы, преподаватель просит всю информацию о планетах законспектировать с презентации. |
Контроль и самопроверка знаний | После конспектирования лекции, преподаватель предлагает пройти тест по данной теме |
Подведение итогов | Вывод о достижении цели занятия. |
Домашнее задание | Выучить основные сведения о Солнечной системе |
Ход урока.
I. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
II. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Легко ли познать себя? Мы это делаем всю нашу жизнь, и порой усилия наши остаются напрасными. А легко ли познать окружающий нас мир, Вселенную???? Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать строение Солнечной системы, ее состав и характеристику компонентов.
III. Объяснение материала
Что из себя представляет Солнечная система
Солнечная система – это система космических тел, которая кроме центрального светила – Солнца, включает в себя восемь планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), их спутники, множество маленьких карликовых планет, кометы, космическую пыль и мелкие метеорные тела. Радиус около двух световых лет.
Эскиз Солнечной системы. Обсуждение + зарисовка планеты.
Солнце – звезда, статус желтый карлик. Температура поверхности 5000 С. Вокруг Солнца вращаются 8 планет.
Меркурий: Ближайшая к Солнцу планета. Самая маленькая планета Температура колеблется от -180 до 450 градусов по Цельсию. Максимальный перепад температур в дневное и в ночное время на Меркурии оказался самым высоким в Солнечной системе — более 600 градусов по Цельсию. Сутки составляют приблизительно 60 земных, а год около 88 суток. Планета получила своё название в честь римского бога торговли – Меркурия.
Венера: Ближайшая к Земле планета. Окружена мощной атмосферой, состоящей в основном из углекислого газа (96%). День составляет около 117 земных суток. Температура поверхности планеты и нижних слоев атмосферы около 480 градусов. Постоянные ветры. Период обращения вокруг оси около 243 суток (по часовой стрелке). Планета получила своё название в честь богини красоты – Венеры.
Земля: Земля является третьей планетой от Солнца и самой большой из планет земной группы. Атмосфера есть. Присутствует жизнь. Земле требуется примерно 365 дней для того, чтобы сделать полный оборот по орбите вокруг Солнца.
Марс: Соседняя с Землёй планета. Меньше Земли примерно в 2 раза по диаметру и примерно в 9 раз по массе. Период обращения вокруг Солнца около 2 земных лет, а вокруг своей оси примерно как на Земле
Температура колеблется от 40 до -100 градусов. Имеет 2 спутника - Фобос (страх) и Деймос (ужас). Планета названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови.
Юпитер: Самая большая планета (больше Земли в 1310 раз по диаметру и в 318 раз по массе). Температура составляет около 140 градусов. Атмосфера состоит из смеси газов водорода, гелия, метана и аммиака
Сутки составляют приблизительно 9ч 55мин. В тени жарче, чем на освещенном Солнцем месте. Имеет 68 спутников (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто – самые крупные). У Юпитера самое сильное магнитное поле в нашей Солнечной системе. Оно в 14 раз больше, чем на Земле.
Юпитер имеет цветастую атмосферу. В атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Крупнейшие спутники Юпитера:
1) Ио
2) Европа
3) Ганимед
4) Каллисто
Названа в честь самого главного римского бога – Юпитера.
Сатурн: Самая плоская планета. Наделена прекраснейшей кольцевой системой
Сутки составляют около 10ч 15мин. Год длится 29.4 лет. Температура поверхности планеты около -170 градусов. Имеет 62 спутника. Самый крупный спутник – Титан – окружен плотной атмосферой. Сатурн знаменит своими кольцами. Однако с Земли кольца видны не всегда.
Раз в 15 лет они «исчезают». Ближайший такой период бы – декабрь 2023 – январь 2024 года. У Сатурна один крупный спутник – Титан, и более двадцати небольших спутников. Сатурн назван в честь римского бога земледелия.
Уран: Уран — седьмая планета в Солнечной системе и третий по счету газовый гигант. Год равен приблизительно 84 года. Вращается, как бы лёжа на боку. Температура около -180 градусов. Скорость ветра на Уране может достигать до 900 км в час. Как и другие планеты-гиганты, Уран окружён тонким кольцом из пыли и мелких частиц . Имеет 27 спутников (самые крупные: Миранда, Ариэль, Титания). Имеет 13 колец. Уран и его спутники.
Коллаж из снимков космического аппарата «Вояджер», 1986 год. Планета названа в честь греческого бога неба Урана.
Нептун: Сутки составляют около 16 часов. Для полного оборота по орбите вокруг Солнца Нептуну требуется 164.8 земных лет. Планета обладает очень динамичным климатом. Средняя температура поверхности Нептуна составляет -214 °С. Имеет 14 спутников (Тритон движется в обратную сторону). Имеет Большое тёмное пятно. Планета Нептун носит имя римского бога морей. Помимо восьми больших планет, вокруг Солнца обращается множество планет-карликов. Это тела шарообразной формы, которые по размерам массе меньше Луны.
IV. Закрепление изученного материала
Конспектирование слайдов с экрана.
V. Контроль и самопроверка знаний
1. Ближайшая к Солнцу планета
А) Марс
Б) Меркурий
В) Венера
2. Сколько спутников имеет Марс?
А) 1
Б) 2
В) 0
3. Какие из планет Солнечной системы пригодны для жизни?
А) Марс
Б) Меркурий
В) Земля
4. Сколько планет входит в состав Солнечной системы?
А) 8
б) 9
В) 10
5. Какая из планет Солнечной системы самая большая?
А) Юпитер
Б) Сатурн
В) Уран
6. У какой из планет наибольшее количество спутников?
А) Сатурн
Б) Уран
В) Юпитер
7. Какой по счету от солнца идет Земля?
А) 3
Б) 4
Г) 2
8. Какие планеты входят в планеты- гиганты?
9. Самая маленькая планета?
А) Земля
Б) Меркурий
В) Плутон
Г) Венера
Д) Сатурн
10. Самая маленькая планета?
А) Титан
Б) Титания
В) Миранда
Г) Фобос
VI Подведение итогов
И так, астрономия – наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Действительно, у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка – важный шаг человечества на пути к познанию мира.
VII. Домашнее задание
Выучить основные сведения о Солнечной системе
Приложение.
Меркурий | Венера | Земля | Марс | Юпитер | Сатурн | Уран | Нептун |
Температура -180 до 450 Сутки 58 д 15 ч 30 мин Год 88 дней | Температура 480 Сутки 116 д 18 ч Год 225 дней | Температура макс 56 Мин 89 | Температура 62 Сутки 24 часа 37 мину Год 687 | Температура -145°C Сутки 9 час 55 Год 12 лет Спутники 68 Ио активный спутник, Ганимед, Европа, Каллисто | Температура -170 Сутки 10часов 15 минут Год 29.4 лет Спутники 62 Титан окружен плотной атмосферой | Температура -180 градусов Сутки 17 часов Год 84 Спутники 27 Миранда Ариель, Титания Колец 13 | Температура -214 Сутки 16 часов Год 164.8 Кольца 5 Спутники 14 Тритон движется в обратную сторону |