СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Солнечная активность и ее влияние на Землю. Технологическая карта урока по астрономии.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку астрономии по теме: "Солнечная активность и ее влияние на Землю". Буду рада, если пригодится.

Просмотр содержимого документа
«Солнечная активность и ее влияние на Землю. Технологическая карта урока по астрономии.»

Апрельская В.И.


Название методической разработки: технологическая карта урока по астрономии

Автор разработки: Апрельская Валентина Ивановна

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Солнечная активность и ее влияние на Землю

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс

11

Б. А. Воронцова-Вельяминов, Е. К. Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

Обучающийся научится:

описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли;

использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.

Обучающийся научится:

участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения;

проявлять уважительное отношение к мнению сверстников;

самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки по числу детей,

2 авторские презентации с поддержкой макроса AddCmdBar (pptm),

авторская мультимедийная презентация с использованием триггеров, видеовставок, гиперссылок (ppt)

PowerPoint с перемещением объектов в режиме просмотра демонстрации ( идея предложенная Гансом Хофманом (Hans Werner Hofmann );

PowerPoint с использованием триггеров, вставок, гиперссылок

Приложение http://spacegid.com/ Ваш гид в мире космоса – spacegid

https://www.youtube.com/watch?v=IvhQX8_I7Ng – звуки планет: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

http://www.astronet.ru/db/msg/1188683 — Астронет. Солнечно-земные связи;

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/SOLNECHNAYA_AKTIVNOST.html — Энциклопедия «Кругосвет». Солнечная активность;

http://www.kosmofizika.ru/spravka/atm_s.htm - Космофизика. Атмосфера Солнца;

http://spacegid.com/izobrazheniya-solntsa-so-sputnika-soho.html — Наблюдения за солнцем онлайн со спутника Сoxo;

https://www.youtube.com/watch?v=ejqyd55ddSQ - Полярные сияния на Сатурне (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=46RSJ_ZSnZ8 - Полярные сияния на Юпитере (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=vFZGGRyx_fk - Полярные сияния 7-8 сентября 2017 ( Видео)

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа

Инициация (приветствие), организация рабочей атмосферы

Метод – АМО «Здравствуйте» (словесный)

Личностные результаты:

формировать позитивное отношение к людям и поведение

на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

толерантного сознания и поведения в поликультурном мире

Слайд авторской мультимедийной презентации «Здравствуйте»

Устное общение для создания позитивного настроя, установления контакта с классом, помощь в формировании групп, создание рабочей атмосферы, помощь установлению контакта внутри групп: (Метод АМО «Здравствуйте»)


Формируют группы, используя цветовое деление при входе в кабинет, приветствуют учителя, организуются на работу.

2

мин

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

Метод – проблемный.

предметные результаты -

понимать, о каких проявления солнечной активности будет идти речь на уроке

метапредметные результаты -

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности;

умение анализировать условия достижения цели на основе учета

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном

материале

личностные результаты –

развернуто, логично и точно излагать свою

точку зрения

Книга М. М. Дагаева, В. М. Чаругина «Астрофизика. Книга для чтения по астрономии»

http://www.alleng.ru/d/astr/astr041.htm


Зачитывает отрывок, предлагает вопросы, подводящие к формулировке проблемы урока:

Как вы считаете, о каких пятнах идёт речь?

Можно ли их отнести к комплексу нестационарных образований в атмосфере Солнца? Почему?

Как вы могли бы назвать этот комплекс? Попробуйте сформулировать.

Какие сведения о влиянии солнечной активности на Землю и ее обитателей вам известны?

Какова же цель занятия?

Смогли бы вы сейчас объяснить другу причину активности?

Предлагает учащимся проанализировать свои ожидания от предстоящего урока

Анализируют отрывок. Отвечают на вопросы, обсуждают ответы и формулируют основную задачу урока: «Понять комплекс нестационарных явлений на Солнце».

Формулируют совместно с учителем, основные положения, необходимые для достижения цели урока:

— солнечная активность — комплекс (что туда может входить?) нестационарных образований в атмосфере Солнца;

— солнечная активность в фотосфере, хромосфере и короне взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Начинают работать в тетрадях, записывая тему.

3 мин

Актуализация знаний.

Методы - фронтальная работа с эвристическими элементами – блиц - тест; индивидуальная - работа с тестами за ноутбуком (тесты в программе PowerPoint с поддержкой макроса AddCmdBar (pptm )

предметные результаты -

применять содержание имеющихся предметных результатов: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного

цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри

Солнца; описывать строение солнечной атмосферы;

пояснять грануляцию на поверхности Солнца.

метапредметные результаты -

оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности

личностные результаты –

формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки,

Интерактивный слайд «Повторяем» авторской презентации

с гиперссылками



Учебник, стр.142

Проводит тест на повторение нужного материала из курса физики и знаний о Солнце, (Используются вопросы № 1—7 к § 21 учебника, стр.142 + вопросы на актуализацию знаний курса физики:

  • знаний физики плазмы и поведения плазмы при сжатии

  • магнитного поля и его характеристик: индукции, линий индукции; возникновение силы Ампера и Лоренца

  • магнитного поля Земли

  • понятие конвекции

  • виды электромагнитного излучения

  • ионизация)

оценивает по результатам работу отдельных ребят;

выявляет пробелы и их корректирует, выборочно оценивает работу обучающихся: по результатам теста – 4 - 8 человек; по актуализации – на усмотрение.

1 - 2 человека в группе (по желанию) на ноутбуке выполняют интерактивный тест с выводом результата - оценки;


Остальные участвуют в интерактивной актуализации знаний по слайду, посвящённом повторению и проверке знаний о Солнце и из курса физики «Повторяем».


5 мин

Первичное усвоение новых знаний - “открытие” нового знания

Методы: проблемно – поисковый;

работа в группах, индивидуальная работа в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах и представлением результата работы группы,

работа с учебником

предметные результаты -

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

получит представление об активности Солнца с трех позиций: активность Солнца как совокупность процессов, происходящих в атмосфере светила; следствие активности звезды в межзвездном пространстве как распространение потока частиц и излучения; взаимодействие потока частиц и излучения с магнитосферой Земли и его проявления - полярные сияния, магнитные бури;

личностные результаты -

быть как руководителем, так и членом в работе группы;

излагать свою точку зрения развернуто, логично и точно;

представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности;

способен вести диалог с другими людьми;

метапредметные результаты -

выходить за рамки учебного предмета;

осуществлять развернутый информационный поиск;

оценивать ресурсы;

овладевать достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной

науки, интересоваться научными знаниями об устройстве мира;

уметь ориентироваться в получаемой информации, работать с учебником,

Слайд цели деятельности

«Изучаем солнечную активность»

Материал § 21.4 учебника, стр.139 - 143;

В группах выбирают дополнительный материал с сайтов:

http://www.astronet.ru/db/msg/1188683 — Астронет. Солнечно-земные связи;

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/SOLNECHNAYA_AKTIVNOST.html — Энциклопедия «Кругосвет». Солнечная активность;

http://www.kosmofizika.ru/spravka/atm_s.htm - Космофизика. Атмосфера Солнца;

http://spacegid.com/interaktivnaya-karta-solnechnoy-aktivnosti.html- Интерактивная карта Солнечной активности;

http://spacegid.com/izobrazheniya-solntsa-so-sputnika-soho.html — Наблюдения за Солнцем онлайн со спутника Сoxo;

http://spacegid.com/media/sounds/planets.html - Звуки планет и Солнца полученные путем преобразования электромагнитных волн в звук, или по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=IvhQX8_I7Ng – звуки планет: Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон


Помогает распределению работы в группах, изучающих различное поведение солнечной плазмы в магнитном поле:

  • пятна,

  • вспышки,

  • протуберанцы,

  • корональные выбросы и солнечный ветер

  • влияние активности на магнитные поля планет

  • влияние солнечной активности на жизнь на Земле

Помогает восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний.

Наблюдает за ходом самостоятельной работы и оказывает помощь отдельным обучающимся;

оценивает работу обучающихся: представление результата – 6 – 12 человек;

дополняет представленные результаты (по необходимости)

Подбирают себе задания в группе, работают в группах, характеризуя формы проявления солнечной активности, по алгоритму:

1) форма проявления солнечной активности;

2) область возникновения в атмосфере Солнца;

3) механизм возникновения;

4) особенности процесса;

5) следствия проявления процесса для межпланетного пространства и Земли.

2 человека в группе выполняют поиск информации в сети;

3 человека составляют одно лаконичное описание по алгоритму предложенного задания группе;

фотографируют конспект для домашней работы;

делятся конспектом с другими группами;

анализируют выполнение

задания в группе;

готовят сообщения: устное сообщение, материал с сайтов и из приложения «http://spacegid.com/ Ваш гид в мире космоса – spacegid» видеоматериал.

Делают записи в тетрадях.

12 мин

Первичная проверка понимания.

Метод:

эвристическая беседа; анализ сообщений обучающихся.

предметные результаты -

формировать позицию в понимании причинно-следственной обусловленности активности Солнца и наличия у Земли

магнитосферы, атмосферы, биосферы и техносферы;

использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев

и других проявлений солнечной активности.

метапредметные результаты -

описывать причинно-следственные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли;

личностные результаты –

формировать положительную учебно-познавательную мотивацию и интерес к обучению;

участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать собственную точку зрения;

самостоятельно организовывать собственную

познавательную деятельность

Слайд авторской презентации «Проба сил. Солнечная активность и её влияние» со встроенным (вставка) видео:

https://www.youtube.com/watch?v=vFZGGRyx_fk - Полярные сияния 7-8 сентября 2017года.













Устанавливает правильность и

осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет

пробелы и неверные представления. Помогает сделать правильные обобщающие выводы.

Предлагает охарактеризовать особенности магнитного поля Земли, формы магнитосферы, с учетом действия силы Ампера и силы Лоренца; предлагает рассчитать время распространения электромагнитной волны,

учитывая ее скорость и среднее расстояние от Земли до Солнца и сделать вывод;

оценивает по результатам работу отдельных ребят, расставляет нужные акценты, дополняет знания просмотром видео «Полярные сияния 7-8 сентября 2017года», проводит тест по слайду с применением гиперссылок



Сообщают результаты работы групп. Демонстрируют видео и дополнительные изображения. https://www.youtube.com/watch?v=ejqyd55ddSQ (видео) -

Полярные сияния на Сатурне;

https://www.youtube.com/watch?v=46RSJ_ZSnZ8 - Полярные сияния на Юпитере (видео)

Делают обобщающие выводы: солнечная активность — комплекс нестационарных образований в атмосфере Солнца; солнечная активность в фотосфере, хромосфере и короне взаимосвязаны и взаимообусловлены; вспышки сопровождаются резким усилением излучения в видимом, рентгеновском, ультрафиолетовом и радиодиапазоне и следствия этих

свойств: ионизация (возникает под действием

рентгеновского излучения на верхние слои земной

атмосферы), которая способствует возникновению магнитных возмущений Земли и планет, усилению поглощения и отражения радиоволн, с чем связано изменение слышимости на различных длинах волн;

солнечное излучение играет решающую роль в тепловом балансе поверхности Земли и ее атмосферы;

выполняют тест

9 мин

Первичное закрепление

Метод – контрольный тест (Использование ноутбука каждым учеником)

предметные результаты -

анализировать информацию, объяснять причины возникновения проявлений солнечной активности на основе важнейших физических теорий;

перечислять примеры проявления

солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать

особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных

бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.

метапредметные результаты –

использовать знание физических законов и закономерностей в плазме для описания образования пятен, протуберанцев

и других проявлений солнечной активности.


личностные результаты – отстаивать собственную точку зрения.

Авторская презентация (pptm).

Тест «Солнечная активность», выполненный в программе PowerPoint с поддержкой макроса AddCmdBar.


Организовывает деятельность по

применению новых знаний,

оценивает работу всех обучающихся, проводя тест в программе PowerPoint с поддержкой макроса AddCmdBar

Выполняют интерактивный тест с выводом результата – оценки по 5 – балльной шкале, загруженнный в ноутбук каждого обучающегося

5 мин

Домашнее задание.

Методы домашней работы – индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;


предметные результаты

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю

личностные результаты -

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; дифференцировать задания- выбор уровня и объёма освоения.

метапредметные результаты -

выходить за рамки учебного предмета;

организовывать эффективный поиск ресурсов.

Слайд авторской презентации: «Проба сил дома»

Учебник. Домашнее задание. § 21.4, вопросы № 8,9 со стр.143

http://spacegid.com/izobrazheniya-solntsa-so-sputnika-soho.html - подготовка результатов наблюдения за август 2017;


Комментирует содержание домашнего задания, инструктирует по видам:

  • Дифференциальное – о практических заданиях и упр. 17 №2,3

  • Творческое - о проектах:

1. Исследования А. Л. Чижевского.

2. Виды полярных сияний.

3. Учет солнечного влияния в медицине, технике и в других

направлениях;

о кроссвордах

  • Групповое – о проектах

  • Индивидуальное - решение задач для подготовки к ЕГЭ по физике; выбор задач из практического задания и упражнения 17; наблюдения за солнцем онлайн со спутника Сoxo

Делают выбор домашнего задания.

2 мин

Итог урока

предметные результаты -

оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности - описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и её влияние на Землю;

метапредметные результаты -

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с учителем;

представлять публично результаты деятельности;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки;

личностные результаты - проявлять уважительное отношение к мнению сверстников и учителя


Слайд авторской презентации, управляемый триггерами «А в итоге…»


Помогает формулировать итоги работы за урок, используя слайд

Оценивает групповую и индивидуальную работу.


Подводят итоги:

• Природа солнечно-земных связей — яркий пример причинно-следственных связей в системе «Земля — Солнце».

• В современном мире важнейшее значение приобретает применение солнечной энергии (гелиотехника), практическое значение связей астрономии с другими науками в интересах развития геофизики,

космонавтики, радиофизики, биологии, медицины.

• Отслеживание особенностей солнечной активности способствует международному сотрудничеству в организации и проведении непрерывных наблюдений Солнца с наземных и космических обсерваторий мира (МГГ, МГСС, SOHO, STEREO).

• Проявление влияния солнечной активности в атмосфере Земли в виде полярных сияний позволяет

организовать новый вид туризма — научный туризм (Мурманская область в России, Норвегия), дающий возможность наблюдать различные виды полярных сияний на разных территориях Земли вблизи магнитных полюсов

5 мин

Рефлексия эмоциональная

Метод –

АМО «Взгляд изнутри» или «Притча»

предметные результаты –



метапредметные результаты –

умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении

действий по решению учебных и познавательных задач


личностные результаты –

позитивная моральная самооценка, создание ситуации успешности в

обучении;

способность к самооценке.

Слайд авторской презентации «Завершая урок»

Проводит рефлексию;

Благодарит ребят за активную работу на уроке, комментирует и выставляет отметки

Каждый ученик читает притчу и выбирает ответ, по желанию произносит вслух (можно с обоснованием), заслушивают ответы, обмениваются мнениями

2 мин





Приложение 1.

Инициация (приветствие), организация рабочей атмосферы

Слайд метода АМО «Здравствуйте»


Приложение 2.

Отрывок для постановки цели урока обучающимися

Из книги М. М. Дагаева, В. М. Чаругина «Астрофизика. Книга для чтения по астрономии» авторы пишут: «Мечтая открыть неизвестную планету внутри земной орбиты, он [Г. Швабе] надеялся увидеть ее проецирующейся черным кружком на диске Солнца и для этого на протяжении 25 лет отмечал появление и число солнечных пятен. Планеты он не открыл, но зато обнаружил 11-летний период изменения числа солнечных пятен».



Вхождение или погружение в тему (целеполагание). Слайд цели деятельности, поставленной учениками


Приложение 3.

Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике

1. В недрах Солнца температура достигает десятков миллионов градусов. Это объясняют:

А) быстрым вращением Солнца вокруг своей оси;

Б) делением тяжелых ядер;

В) термоядерным синтезом легких ядер;

Г) реакцией горения водорода в кислороде.

2. Протон в однородном магнитном поле движется по окружности определенного радиуса. В это же поле с той же скоростью влетает альфа-частица. Радиус окружности, центростремительное ускорение и период обращения альфа-частицы по сравнению с протоном:

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) не изменяется.

3. Масса альфа-частицы в 7360 раз превышает массу электрона, а ее заряд — в 2 раза. Радиусы окружностей, по которым движутся альфа-частица

и электрон, влетевшие в однородное магнитное поле перпендикулярно вектору магнитной индукции с одной и той же скоростью, соотносятся как:

А) 1/7360; Б) 1/3680; В) 1/4; Г) 1/2.

Источник:

Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018



Приложение 4.

Практическое задание

  1. спрогнозировать последствия исчезновения магнитного поля Солнца, сделать вывод .

  2. практическое задание.

На полушарии Солнца, обращенном к Земле 23 июня 2015 г. произошла мощная вспышка. Через какое время она была зафиксирована на Земле, если считать, что вспышка имела мгновенный характер. Расстояние от Земли до Солнца принять равным 150 млн км.

Комментарии для учителя к решению задания: так как вспышка произошла мгновенно, то для ее фиксации на Земле необходимо время, необходимое для прохождения расстояния между Солнцем и Землей. Излучение движется с максимальной скоростью, равной скорости света, — 300 тыс. км/с. Отсюда время распространения вспышки равно отношению расстояния между Землей и Солнцем к скорости света t = s/v и составляет 500 с


Приложение 5.

Рефлексия содержания материала

АМО «Взгляд изнутри» (видоизменный)

Цель: Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке.

Технология проведения:

- Закройте глаза и мысленно вернитесь к началу урока. Вспомните все, что вы делали на уроке. Посмотрите на себя изнутри. Вы такой же, как и 45 минут назад, или что-то изменилось? (Изменились, узнали, как …)

- Как бы вы теперь ответили на вопрос об активности Солнца, который прозвучал в начале урока?


Приложение 6. Сканы слайдов из презентаций

Интерактивный тест «Звезда по имени Солнце» с выводом результата – оценки для индивидуального контроля знаний



Актуализация знаний.

Интерактивный тест «Повторяем»


Первичная проверка понимания. Слайд «Проба сил…», предваряющий интерактивный тест




Слайд теста «Проба сил. Солнечная активность и ее влияние»







Первичное закрепление. Тест в двух вариантах.






Домашнее задание. Слайд «Проба сил дома»



Итог урока. Слайд «А в итоге…»






Рефлексия эмоциональная. Слайд «Завершая урок»






6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя