Тема: | Солнечная активность и её влияние на Землю. |
Цель : | Цель урока астрономии: Рассмотреть виды солнечного излучения и его воздействие на Землю, службу Солнца и перспективы использования солнечной энергии. Задачи урока астрономии: 1. Обучающая: Проблема «Солнце–Земля»; солнечный ветер, магнитные бури; полярные сияния; радиационные пояса Земли. Возможности использования солнечной энергии. Обобщить все виды излучений и их воздействие на Землю. Постараться продолжить наблюдения Солнца в телескоп с целью выявления изменений положения групп пятен вследствие вращения Солнца, вида групп пятен в ходе их развития. 2. Воспитывающая: Рассмотреть солнечно-земные связи как один из ярчайших примеров причинно-следственных связей. Акцентировать внимание учащихся на практическом значении непосредственного использования солнечной энергии (гелиотехника). Обратить внимание учащихся на практическое значение использования солнечно-земных связей (в интересах геофизики, космонавтики, биологии и медицины). Подчеркнуть роль международного сотрудничества ученых в наблюдении солнечной активности. Отметить важность космических экспериментов в исследовании околоземного космического пространства, а также ультрафиолетового, рентгеновского излучения Солнца и солнечного ветра. Показать несостоятельность суеверий, связанных с полярными сияниями. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся, знакомя их с красочной картиной полярных сияний. Подчеркнуть, что Земля и существующая на ней жизнь неразрывно связаны с космосом, в частности с центральным небесным телом Солнечной системы – Солнцем. 3. Развивающая: Помочь учащимся выделить главное в изучаемой теме (во-первых, то, что Земля не изолирована от Космоса, во-вторых, развитие гелиотехники – один из перспективных путей решения важной для всего человечества энергетической проблемы). Создавать эмоциональные ситуации, приводя примеры, казалось бы, неожиданного влияния последствий солнечных вспышек на перебои радиосвязи, появление полярных сияний, обострение некоторых заболеваний у людей т. д. Учащиеся(ученики) должны знать: I-й уровень (стандарт) -иметь представление о видах солнечного излучения и его воздействия на Землю, практическом использовании энергии Солнца. II-й уровень -иметь представление о видах солнечного излучения и его воздействия на Землю, практическом использовании энергии Солнца. Иметь представление о Службе Солнца. Учащиеся (ученики) должны уметь: I-й уровень (стандарт) - производить расчеты энергии. II-й уровень - производить расчеты энергии по формуле Эйнштейна, примерных параметров давления и температуры с глубиной. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | |
Основные понятия | Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности. Солнечно-земные связи. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
физика (магнитное поле, магнитный компас, частицы высоких энергий, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, шкала электромагнитных излучений, фототоэффект), география (полярные области земного шара), обществоведение (взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы, познаваемость законов природы и использование их на благо людей). | Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, Таблицы: Солнце, солнечная активность и ее земные проявления. Д/ф “Солнце и жизнь Земли”, к/ф “Солнце” (ч.2). Солнечная батарея, калькулятор, фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. | Регулятивные. Включение в ритм работы. Личностные. Самоопределение, настрой на урок. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | | |
Актуализация ранее изученного |
| Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. - Какие ассоциации, связанные со словом “Солнце”, возникают у вас? А это мнение двух поэтов: В дали зеркальной, огненно-лучистой, Закрывшись тучей И окаймив дугой её огнистой, Пунцово-жгучей, Огромный шар, склонясь, горит над нивой Багрянцем роз. Андрей Белый. | Прекрасно светишь ты на небосводе, О, Атон, живущий, начавший жизнь! Эхнатон | Приведите три аргумента, в связи с которыми современные астрономы пристально изучают Солнце. СОЛНЦЕ. Это ближайшая к Земле звезда, основной источник энергии в нашей планетной системе. Оно нам дарит тепло, но иногда очень сильно вредит, высушивая Землю. От чего зависит такое его поведение? Можно ли предугадать подобные явления на Земле? Сегодня на уроке мы поговорим об активности Солнца. Постоянна она или изменяется? Нужно ли нам следить за этими изменениями? Кроме солнечной активности и её проявлений, мы рассмотрим, как она влияет на процессы, проходящие на Земле. А значит, ответим на вопрос: нужна ли нам информация о солнечной активности? К концу урока мы должны установить, как солнечная активность влияет: А) на погоду и климат Земли; Б) магнитосферу Земли; В) биосферу; Г) состояние здоровья человека. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
Работа в группах (обработка нового материала). Мы назвали все проявления солнечной активности. Для того, чтобы глубже изучить, как влияет она на земные процессы, разобьёмся на 3 группы. Каждая группа получает задание. Влияние солнечной активности на магнитосферу и атмосферу Земли. Магнитные бури. Через какое время после вспышки и как рентгеновское излучение влияет на некоторые слои атмосферы Земли? (Через 2 мин 20 с. Вызывает ионизацию воздуха, разрушает озоновый слой) Через какое время после вспышки и благодаря чему образуются полярные сияния? (Через несколько часов поток высокоэнергичных частиц благодаря наличию геомагнитного поля ионизирует атомы воздуха у полюсов) Что такое магнитная буря и как она образуется? Через какое время после вспышки она наблюдается? (Через 1-2 суток усиленный поток солнечного ветра искажает геомагнитное поле. Когда его напряжённость быстро и резко изменяется, наступает магнитная буря.) Приведите примеры влияния магнитных бурь . (11 февраля 1958 года в Швеции был зарегистрирован выход из строя электрической линии) Влияние активности Солнца на погоду. Солнечная активность и колебания климата Земли. Как усиленный поток заряженных частиц, поступающий от Солнца, влияет на колебания температуры и давления? (Приводит к дополнительному разогреву атмосферы, тайфуны, засухи) Приведите примеры влияния солнечной активности на колебания климата. (Изменение глубины Каспийского моря связано с 1000-летним циклом) Солнечная активность и биосфера Земли. Влияние солнечной активности на человека. Как связаны колебания максимумов солнечной активности с приростом растений и урожайностью? (Увеличивается) Какое влияние оказывает солнечная активность на животный мир? (Связаны с 11-летним циклом периоды размножения каракуртов, блох, пустынной саранчи) Как влияет солнечная активность на распространение эпидемий? (Возрастает) Как влияет солнечная активность на организм человека? (Ухудшается самочувствие людей , замедляются двигательные реакции , притупляется внимание, снижается кратковременная память.) | Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Информацию анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ Решите устно 1. Какие химические элементы особенно распространены на Солнце? Укажите правильные ответы. * A. Водород. Б. Гелий. B. Углекислый газ. 2. Солнечную атмосферу можно условно разделить на несколько слоев. Укажите правильные утверждения. A. Конвекционная зона. Б. Фотосфера. B. Хромосфера 3. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения? Укажите правильный ответ. A. Хромосфера. Б. Фотосфера. B. Солнечная корона. 4. Какие явления на Земле связаны с проявлением солнечной активности? Укажите правильные ответы. A. Полярное сияние. Б. Магнитные бури. B. Радуга. 5. Какова цикличность солнечной активности? Укажите правильный ответ. A. 7 лет. Б. 11 лет. B. 15 лет 6. Какая температура в центре Солнца? Укажите правильный ответ. A. 6 ООО К. Б. 100 ООО К. B. 15 ООО ООО К. Задание (используется метод ТРИЗа “метод образной картины”) Изобразите Солнце (По графику “Циклы солнечной активности” надо определить характер солнечной активности. Солнце в 1980 г – спокойное, в 2000 г. – активное) протуберанец, солнечное пятно. Задание (используется метод ТРИЗа “если бы …”, метод “гиперболизация”) Что происходило бы на Земле, если Солнце было бы: | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
В чем коренное отличие Солнца от планет? Сравните Солнце и Землю по размерам, массе, средней плотности. Каков химический состав Солнца? Какова температура на поверхности Солнца и в его недрах? За счет чего светит и греет Солнце? Какие явления наблюдаются в фотосфере (хромосфере и короне)? Вращается ли Солнце вокруг своей оси? | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. 22 | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. Природа не делит свои законы на законы физики и законы астрономии. Обе науки изучают явления природы в процессе познания окружающего мира, используя известные закономерности и научные методы. Явления природы взаимосвязаны и взаимообусловлены. “Вред” и “польза” Солнца относительны, как относительно все в окружающем мире. Мы ценим и уважаем деятельность Солнца, как самый дорогой дар Природы. Недаром самых дорогих сердцу людей называем: “Солнышко ты моё!” | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________